Можно выделить два
основных философских подхода. Есть философия, переводящая на современный
язык вечные истины и потому более отражающая дух времени. В ней выявляются, классифицируются, оттачиваются
взаимоотношения понятий, концепции оцениваются с точки зрения их
прикладного, потребительского потенциала. Здесь преобладает систематизация
достигнутого, а не творческая новизна.
Но существует философия,
выражающая оригинальный взгляд на мир
свободной личности. В этом и сказывается более всего дух вечности, но вечности, явленной в сокровенной глубине личного
духа. В этой философской традиции прокладываются новые пути, расширяются
горизонты познания. Она слагается из новой жизненной позиции и видения мира. Целостная творческая
установка обновляет облик личности. Наряду с идеями и смыслами в
жизнь входят новые отношения, чувства, образы поведения. За
творческим прорывом духа следуют
другие формы культуры. Подобная философская позиция не слишком считается
с общепринятыми представлениями и недостаточно почтительна к
авторитетам. По отношению к привычным значениям она может казаться дилетантской.
Творец не вмещается в традиции, но если его слово будет услышано, оно
может оказаться основанием новой традиции.
Философия экзистенциальна (от лат.
existentia – существование) и персоналистична,
поскольку свидетельствует об уникальном духовном опыте личности.
Подлинная философия – как поиск истинной
жизни, как самопознание – автобиографична. Боязнь сокровенно личного
в философии уводит мысль в рациональные схемы, чуждые личности. Философия
должна быть философией жизни – если не сводить жизнь к биологическим
формам, философией опыта – если опыт не ограничивать
натуралистическим измерением, а распространить его на целокупное человеческое существование.
Вечная душа человека
бытийствует до жизни на земле и до начала мировой истории. То, как душа самополагается в вечности,
явлено в этом мире в опыте существования. Экзистенция – это духовная основа человека, укоренённая в глубинах
бытия, это опыт метажизни. Вместе
с тем экзистенция формируется в конкретной исторической ситуации, в здесь-теперешнем. Экзистенциальный опыт –
это целостный опыт жизни духа в плоти, небесного в земном: опыт самополагания
души в вечности, прорыва в мировую плоть – зачатия и рождения, опыт воплощения
и самоосознания, опыт жизни и смерти. Философия должна быть мета-экзистенциальной – находить и определять начала и концы
человеческого существования. В сущности, всякая философия
укоренена в личном духовно-жизненном опыте и из него проистекает. Другое
дело, что опыт этот может быть глубинным, духовным, а может быть поверхностным,
профанным. Традиция философии экзистенциализма
однобока, ибо игнорирует вечные основы личности, сводит существование
человека к частичностям (например, экзистенциалы
у М. Хайдеггера: страх, бытие-в-мире,
забота, понимание, настроенность, заброшенность).
В экзистенциальном самовыражении философия
сродни искусству. Гений Платона вещает сказания и мифы, а гений
Аристотеля конструктивно располагает невиданные дотоле смыслы и образы,
анализируя, синтезируя, обосновывая и определяя всему своё место. Оба гения
свойственны в той или иной степени каждому философу. Но как-то принято
стыдиться своих творческих грёз, и если они сообщаются, то в качестве
рационалистических формул, с голоса какого-то общего для всех анонима (мы думаем, нам представляется, это
бесспорно следует из…).
Уже привычно воспринимается,
что цель поэзии – поэзия, поэтому искусственным выглядит
вопрос: «Для чего, поэт, поёшь свои
песни?», или: «Откуда ты взял свои
образы?» Но не меньше оснований считать, что цель философии и предмет философии – сама философия. «Дорогою
свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум…» (А.С. Пушкин), – это
и к философии относится. Не случайно гением сказано универсальное –
свободный ум, а не свободное поэтическое
вдохновение, например.
Конечно же, цель
философии – истина. Философия созидает
новые смыслы. Но истина по сути своей персоналистична и открывается в
субъекте. Поэтому философия ориентирована на истину в том случае, когда
не подчиняется внешним директивам, а послушна творческой совести философа.
Соответствие внутренним творческим обязательствам оказывается, в
конечном итоге, кратчайшим путём к истине. Личный духовный опыт – источник
философствования, творческая совесть – единственный критерий философии.
Персоналистическая
позиция – это внутренняя последовательность, верность творческому образу, собственному
назначению. Вместе с тем, персоналистические высказывания не являются
плодом зацикленного сознания, но открыты к традиции и к слушателям. Все души
людей соединены в вечности, поэтому углубление
в собственное творческое «Я» выводит в общечеловеческую духовность.
Персоналистическая ориентация не утверждает интеллектуального своеволия, но неисповедимо
приводит ткань работы в соответствие с основами традиции. Внутренние
творческие обязательства выводят к всечеловеческому, вполне открываются
универсальному, вселенскому измерению.
Персоналистическая
установка, определяющая логику, структуру, методы творческого
процесса, не может быть полностью формализована, она звучит в творце как внутренний творческий камертон. Самостоятельность
по отношению к общеобязательному не означает, что философ-пеpсоналист
не имеет методологических обязательств. Но творческий продукт органично созидается работой первообраза над
материалом, а не навязывается извне. Плоды творчества вносят наибольший
вклад в культуру, прежде всего, своей уникальностью, выражающей индивидуальную экзистенцию автора.
Персоналистическая
установка не означает отказа от установления закономерностей, доказательств,
отчёта в логичности собственных мыслей. Это большее доверие творчеству,
личности, самой истине, ответственность перед Божественной истиной.
Персонализм не является методом в позитивистском смысле, выбранным из
других возможных вариантов и дающим большие
результаты. Подлинный персонализм означает подвиг духа, зрелость духа, решимость
оторваться от внешних опор и предстать перед Истиной в личном диалоге, не
ограждаясь от неё предвзятой методологией. Если можно характеризовать
персоналистическую методологию, то такова методология Патристики, русской
философии и православных богословов XX века.
Архимандрит Киприан
так описывал философское творчество отцов Церкви: «Сила философского учения не в форме её изложения, не в обилии
подстрочных примечаний и не в систематических и методологических
разработанностях. Если в философии могут быть достигнуты построения великих и
поражающих “Систем”, “Критик” и “Сумм”, то не в них одних сила, и может быть и
другой подход к философскому ведению, а именно, восприятие его как дела жизни.
Оно может стать задачей жизни, чтобы не сказать драмой жизни. Философия может
черпать не из одних Платонов и Аристотелей, но, не отметая, конечно, и их, и из
самого бытия, из интуиции жизни, из
переживаний. Творчески-познавательный акт философии может быть направлен на
внутреннее созерцание своих сокровенных драм, потрясений, откровений.
Самоуглубление в смерть, любовь, ревность, испуг, отчаяние, восторг, тревогу,
во все вообще несказанные и таинственные переживания человека даёт истинный
материал для своего философского опыта… Философия не есть наука, не есть умственная
дисциплина, а дело жизни, жизненная задача. Такое платоновское восприятие
философии, а это восприятие почти совпадает с нашим теперешним пониманием
экзистенциальной философии, очень близко к тому именно значению философии,
которое ему придавали отцы и писатели церковные. Это понимание любомудрия как
постоянного умирания и есть та жизненная задача, которой отдавались тысячи
человеческих жизней на столпах Метеорских, в дебрях Афона, в зыбучих песках
Синая и Заиорданья, словом, всюду в тех монастырях, которые блаженный Феодорит
Кирский назвал “подвизалищами философии”, где внимали своему внутреннему
голосу, созерцая Высшее Благо, Несозданный Свет, неминуемую смерть, непонятный
процесс возникновения и исчезания, загадку бытия… Очень многое в этих
богословских проблемах принадлежало области непосредственной мистической интуиции».
Философ – не
пророк и не учитель жизни, доказывающий необходимость своих установлений,
а вдохновенный и ответственный труженик на ниве истины, не боящийся
впрямую высказаться о своём духовном опыте. И если истина открылась,
то она свидетельствует и пророчески, и учительски. Мой тон может казаться
категоричным не потому, что я излагаю общеобязательные директивы, но свидетельствую
о личном опыте, который для меня бесспорен. Я формулирую свои убеждения,
своё видение и понимание. За
свой опыт я отвечаю перед совестью и перед Богом – единственным Судьей,
что не исключает земных советчиков.
Психология, как
говорил Н.А. Бердяев, глубже гносеологии. Если говорить о некоторых психологических
мотивах данной книги, то это – своего рода лирическо-метафизическое самовыражение,
сокровенное признание, и только во вторую очередь постулирование и логический
вывод. Временами безапелляционный тон объясняется тем, что я глубоко
убеждён в истинности высказанного и неудержимо захвачен им. Я призван
высказаться о том, что велит творческая совесть, что уловил духовный слух.
Это более сродни музыке и поэзии, чем рациональным текстам. Такая установка
отражается в форме этой работы, хотя мне и не удалось вполне освободиться
от традиционной объективированной формы. Но смысл работы можно понять только
исходя из предложенного подхода.
Всё, с чем я
встречался, используется как материя, палитра – совокупность выразительных
средств. Отсюда вольность цитирования. В наше разорванное время полезно
иллюстрировать работу ссылками на родственную традицию. Цитаты используются
и как способы выражения собственной мысли. Кто-то высказал лучше
мою заветную мысль, и я хочу поделиться с читателем радостью интеллектуальной
встречи. Но из штpихов-цитат складывается пунктирная линия, которая вырисовывает
в перспективе традиции образ, явившийся мне изначально.
В данном случае
христианская классика прочитывается достаточно непривычно, но я убеждён – мои
изыскания соответствуют внутренней задаче христианской традиции.
Вместе с тем, готов повторить вслед за Н.А. Бердяевым, что «я не задаюсь целью обнаружить себя в
сыром виде, обнажать себя, я задаюсь целью совершить акт экзистенциального
философского познания о себе, осмыслить свой духовный путь». Многое
из того, что мы можем вскрыть в себе (в сновидениях, психоанализом,
в состояниях аффекта, транса), ещё не стало нашей духовной органикой,
а лишь в сыром виде, ещё материал
совершающегося самоопределения. Это глубинное проживание различных возможностей,
процесс изживания, вытеснения чуждого и тёмного. Некpитический взор
может застигнуть эти тени и принять их за реальность. Если выводить мутные
образы на дневной свет искренностью, доведённой
до крайности, то существует опасность наделить их бытийным статусом, тени
могут ожить и господствовать в полдень, разлагать душу. Поэтому пеpсоналистическая установка наряду с искренностью
предполагает ответственность и трезвость
мысли, предохраняющие от заразительного бесстыдства.
По форме данную
книгу можно характеризовать как опыт философской
персоналистической поэмы, которая
обращена к сопереживающему читателю с сообщением о личном духовном
опыте, о путешествиях и странствиях авторского «Я», но не по земным, а
по метафизическим пространствам и
временам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий