Среди православных людей распространено
убеждение, что православие должно быть таким, каким утверждают они и какими являются сами они. Я же убеждён, что во вселенском православии есть место многим
позициям: и охранительному подходу и творческому. Таковой подход на то и
творческий, что отвергается многими устоявшимися мнениями, многие из которых
впоследствии осознаются как предрассудки. Архетипическим является феномен
Сократа, впервые явившего крестонесение философа и философии – поиск истины во
всём, на что направлен взор философа. Его философия не соответствовала здравому
смыслу современников, тогдашним нравственным нормам, казалась большинству
опасной для общественного установления, за что «по закону» он и был приговорён
к смерти. Но только этот подход безмерно расширил горизонты философии,
богословия и мировоззрения. В том числе, явлением ученика Сократа – божественного Платона, христианина до Христа (по словам Святых
Отцов), чьи категории легли в основу христианского эллинизма.
В современной православной публицистике
распространена позиция, отдающая марксисткой пропедевтикой и разнузданным тоном
современной публицистики, она мало похожа на традицию подлинно православной –
братской полемики. Слишком часты навешивания ярлыков, диагнозы: «годен – не
годен», основанные на беглом просмотре либо чтении «по диагонали» критикуемых
текстов. Известно, что цитату, вырванную из контекста проблемы, можно
трактовать вплоть до противоположного смысла. Даже в современной не газетной, а
серьёзной литературе и публицистике цитаты принято давать только как
иллюстрацию, подтверждение мысли, поскольку они не самоценны, или цитировать
целыми страницами. В православной же публицистике нередка критика, которая сводится
к сопоставлению отдельных цитат из ругаемого текста и святоотеческих трудов. Из
этого сравнения делается вывод о несовместимости первого со вторым.
Как известно, между чем угодно можно
усмотреть «похожесть», если того захотеть. Огромное количество эзотерической
литературы эксплуатирует именно этот приём. Современный виртуоз подобного
подхода – Фоменко. Ветхий Завет и Танах схожи максимально, но христианство и
иудаизм отличаются сущностно. Для меня существует только один путь
богопостижения – Православие. У многих русских христианских философов (как и у
многих святых отцов) можно найти тезисы, далёкие от соборных уложений. Но это
не значит, что их труды следует объявлять «оккультными» и предостерегать от
чтения. Сегодня актуален творческий подход, по сути нацеленный на решение
проблем, но создающий проблемы для заскорузлого сознания консерваторов и
неофитов. Сегодня в среде православной общественности больше споров ведётся о
земном («что можно есть в пост»), распространён натуралистически-магический подход
(«как свечку поставить»), а о духовной сфере, метафизике христианства говорится
мало. Актуальна опасность обмирщения православия, его ритуализация. Наличие
соборных уложений не означает, что истины, проблемы не надо осознавать. Есть
разница между знанием, что дважды два – четыре и пониманием, что означает
дважды два – четыре. Я стремлюсь понять. Притом стремлюсь открыто и ни в коем
случае не пытаюсь выдать свои поиски и своё понимание за истину в последней
инстанции.
Я осознаю, что в моей богословской
философской книге «Под сенью Креста» - два расхождения с определениями Вселенских
Соборов: о переселении душ, о всеобщем спасении. Во-первых, эти
«нехристианские» представления не исключают того, что в книге рассматриваются
многие проблемы вполне в духе общепринятой традиции, многое достаточно
актуально. Во-вторых, сами эти проблемы в книге рассматриваются по существу,
они достаточно сложны, там есть что прояснить и о чём поспорить, что не
табуируется даже анафемой Собора. Например, я анализирую различные традиции
рассмотрения проблемы перевоплощения душ и прихожу к выводам:
«Во всех этих традициях концепция переселения душ оказывается самодовлеющей,
она захватывает представления о бытии в целом и диктует подход к
другим проблемам. В индуизме, буддизме, пифагореизме этот вопрос
связан с учением о вечном повторении мировой жизни (колесо бытия
или вечное возвращение). В данном случае отсутствует представление о
финальной цели бытия. Для индуиста жизнь является только мукой и
страданием, которые не устраняются и смертью, но увековечиваются
новыми рождениями. В буддизме человеческая душа как самодостаточное
единство объявляется иллюзией. Душа – ни что иное, как совокупность,
пучок желаний, жизненных страстей и слепой похоти к жизни. Спасение
и заключается в том, чтобы избавиться от иллюзии единства и субстанциальности
души, распылить её в слиянии с Атманом или выходом в нирвану.
По существу, разрушается единство личности,
отрицается её свобода и в теософии, и в антропософии, где человек
представляется временным сочленением разнообразных космических
стихий. Во всех этих учениях отрицается
субстанциальность индивидуальных душ, а также высшая ценность
их воплощенного бытия. Нет
здесь и места Единому Богу Творцу, или же образ Его замутнён и умалён.
Поэтому в христианской теологии и возобладало принципиальное отрицание
идеи перевоплощения душ. С точки зрения креационизма[1] во время зачатия человеческого
тела особым актом Божественной воли творится из ничего соответствующая
ему душа. Но такой подход по существу является отказом решать проблему.
Идея перевоплощения отрицалась в христианстве
во имя сохранения образа Личного
Бога Творца, во имя утверждения
субстанциальности, единства, неповторимости и свободы личности вопреки
расщепляющему потоку космических и исторических стихий, во имя утверждения безусловной ценности
земной жизни, как арены спасения души. Эта защитная реакция заставляла отвергать саму проблему перевоплощения,
так как известные формы её решения
были связаны с враждебными христианству представлениями…
Всякое мировоззрение на ранних этапах стремится укрепить свои основы,
остерегаясь всего, что грозит их размыть… Исторически такой подход
был оправдан, но здесь христианская мысль не избежала крайностей и
ошибок.
Таким образом, все известные попытки решения
этой проблемы сводились к двум крайностям: либо утверждалась всеобщность и неотвратимость перевоплощения,
либо возможность перевоплощения
полностью отрицалась. Но эта актуальная проблема требует целостного
рассмотрения, которое возможно только в христианском мировоззрении…
Христианское благовестие в принципе не отрицает возможности таких форм существования души, которые не умаляют её субстанциальности и неповторимости, не разрушают связи с Единым Богом Творцом, не отрицают ценности земной жизни. Дух Евангелия несовместим с неизбежностью перевоплощений, и карма[2], как непреодолимый рок, несовместима с искуплением – освобождением от греха и зла. Но евангельская истина не исключает возможности неоднократных попыток воплощения. Судьба души в каждом воплощении определяется не роковым итогом предшествующих жизней, а милующей благодатью Божией и самотворчеством личности.
С этой позиции невозможен
метемпсихоз, то есть переселение душ из одного тела в другие и
чередование различных душ в одном теле. Но допустимы перевоплощения,
как метаморфозы души, странствующей
в мировой материи. Душа, сохраняя своё тождество, может менять
свой телесный облик, который отражает степень и характер погружения
её в материю мира. Плоть «протекает» через человеческое существо и в
течение одной жизни. Субстанциальный
облик личности, единый для всех возрастов человека, определяет
форму его тела. Само воплощение
сущностно не связано с конкретной плотью в пределах одной жизни,
что не исключает со стороны плоти новых воплощений души» (Под сенью Креста).
Задача философа ставить вопросы и анализировать смыслы, а соборный церковный разум со временем отсеет зерна от плевел. Для того и нужна совместная философская и богословская работа по анализу актуализированных вопросов. Но вместо рассмотрения проблем и смыслов по существу, вместо интеллектуально корректной полемики нередко преобладает навешивание ярлыков.
Я не оспариваю догматы, но пытаюсь
осмыслить их, в их свете рассмотреть проблемы бытия и жизни человека. В своей
книге я предлагаю учение о человеке и космосе, основанное на основных
христианских истинах: Божественной Триипостасности, явлении Богочеловека,
жизненном пути и учении Спасителя, крестонесении, крестной смерти, воскресении
и вознесении Иисуса Христа в полноте преображенной плоти. При этом во имя истины
приходится посягать на очень авторитетные предрассудки, о чём можно было бы
дискуссировать. Что, например, оппонент может ответить на такую постановку
проблемы: «Противоречия традиционного толкования книги «Бытия»», в котором
много нехристианского в христианстве,
ибо устоявшееся веками толкование во многом не соответствует тому, что явлено в
христианском Благовестии? Почему смысл текстов Старого Завета (канонический для
иудаизма) полностью переосмыслен в христианской традиции в соответствии с
Благовестием Спасителя, – за исключением первых трёх глав книги «Бытия». О чём
говорит тот факт, что статьи «Грехопадение» в православной энциклопедии и
еврейской энциклопедии оказались практически тождественными? Как минимум, это
проблема для христианского сознания.
Охранительный подход необходим, пока он
не приводит к начётническому застою, который разоружает христианское сознание
не только перед лицом современных вызовов (от чего можно отмахнуться,
сославшись на неактуальность их для спасения души), но и перед долгом
отстаивать вечную истину. Цитатами из соборных документов не объяснишь
множество проблем – не только современных, но и вековых
богословско-философских. Безусловно, определения Вселенских Соборов являются
высшим авторитетом из всего содеянного человеком в богопознании, но всё же – не
самим Благовестием. Непревзойдённых высот святоотеческая мысль достигла в
троическом богословии, в христологии и в эклезиологии, но в антропологической и
космологической тематике ещё много недосказанного, что веками было и остаётся
задачей для христианского сознания. Церковное Предание, в том числе и
богословское, в отличие от Священного Писания, подлежит не только толкованию,
оно открыто переосмыслению некоторых проблем самим фактом представленности в
нём более человеческого аспекта, в отличие от Самого Благовестия, в котором явлена полнота Божественного, доступная
природе человека. Если в Священном Писании неизменны сами тексты, глубину
которых человечеству предстоит постигать во все времена, то в Церковном
Предании незыблемыми являются основополагающие истины, некоторые из которых
зафиксированы только пунктирно, и потому их ещё предстоит прояснить и понять
христианской мысли. Поэтому христианское богословствование и философствование
есть не незыблемая норма, а задача и долг христианской мысли.
Предание не
мертво, а живёт и развивается – как, например, в ярчайшей вспышке паламизма.
При том что в богочеловеческом пути соборного христианского познания
человеческий аспект вполне человечен: некоторые соборные определения достаточно
произвольны и нередко конъюнктурны, ибо навязывались императорской волей или
отражали не только вечную истину, но и неизбежные страсти в борьбе за неё. Не
случайно некоторые тексты соборов замалчиваются, ибо не могут служить должным
авторитетом. В некотором из привычно сакрального достаточно много
исторического, а не вечного. И это – нормально, в том смысле, что является
нормой земного, а не небесного существования и познания. Посему – есть о чём
поразмыслить. Даже в христианском Символе Веры, из-за небольших разночтений
которого раскололись Западная и Восточная Церкви, можно обнаружить не только
раз и навсегда зафиксированную вечную истину, но и следы исторических коллизий.
Судя по всему, в результате полной сосредоточенности христианской мысли на основной
проблеме предникейской полемики – христологической – в Символ Веры не вошло
положение о Божественной Троице, что компенсируется в православной богослужении
сугубым исповеданием Св. Троицы перед соборным песнопением Символа Веры. Но это
нисколько не умаляет сакральной значимости Символа Веры, а таубирование попыток
осмысления основополагающих текстов Священного Предания не имеет к христианству
никакого отношения.
На мой взгляд, является дерзостью
считать, что православный человек окончательно постиг основы природы и
человека. Нам ещё многое предстоит узнать, и множество новых фактов и истин
предстоит объяснить с позиций христианского мировоззрения. В средние века
церковные авторитеты проклинали и анафеманствовали (даже сжигали) врачевателей,
впервые препарирующих человеческие тела. Только с течением долгого времени
общеизвестным стал тот факт, что никакого оккультизма в тех деяниях не было, а
были попытки расширить знание натуралистического мира, приведшие к выдающимся
успехам. Не в духовной, а в материальной сфере – но телесное здоровье тоже
благо. Попытки познать неведомое и объяснить непонятое не являются сами по себе
злом. В них есть, конечно же, и заблуждения и ошибки (а где и когда без них),
но есть и истины, которые могут сложиться в целостную истину только в
переплавке и выжигании лишнего соборным церковным разумом. Я и претендую только
на частное богословское и философское мнение, которое подлежит и оппонированию.
Но вряд ли плодотворно во всех отношениях (и духовных, и нравственных, и
познавательных) демонизировать всякую попытку расширить наше знание, в том
числе выходом в ранее запрещённые сферы.
[1] Креационизм (от лат. creare – создавать, учение о сотворении) – в патристике и схоластике – точка зрения, согласно которой в
результате зачатия возникает только тело, душа же создается Богом из ничего в
момент зачатия и соединяется с телом.
[2] Карма (санскр.) – труд, сумма добрых и злых деяний жизни, которая автоматически
и закономерно создаёт предпосылки для нового существования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий