В.Аксючиц
Произведения
А.И. Солженицына во многом выстроили мою общественно политическую позицию,
повлияли на осознание истории России. На каком-то этапе вступил во внутреннюю
полемику с учителем. Я даже обратился к Александру Исаевичу с письмом, которое,
конечно же, не было послано.
«25.03.85.
Ваше слово изменило облик
современного мира. Подспудно многое меняется и в России. Целые группы и слои
тянутся к светлой и твердой истине – «жить не по лжи». Работа собирания памяти,
культуры, нравственной определённости ведётся на разных уровнях подсоветской
жизни. Людей движет не лозунг и не программа, а единый духовный порыв
оздоровления. Бетон официальной идеологизированной культуры взрывают живые
ростки освобождающейся мысли и пробуждающейся совести: писатели «деревенщики»,
учёные филологи и историки, философы и публицисты. Всё более тяготение к
здоровым нашим истокам – православной русской культуре и истории.
Публицистика истинно русских
писателей приобретает всё больший проповеднический нравственный накал. Виктор
Астафьев в «Литературной газете», Валентин Распутин в «Советской культуре»
формируют идеалы очищения от духовного дурмана. За пределами официозной
культуры множество талантливых одиночек, по зову сердца собирающих зерна нашего
духовного рассеяния, и по кирпичику восстанавливающих наш дом души. Пример
энциклопедических изданий внутри страны и русской прессы за рубежом показывает,
какие творческие силы кристаллизуются под спудом и только ждут возможности
влиться с культуру.
Вместе с тем, всё – ещё в судорогах,
надрыве и надломе. Оголяются традиционные российские расщепления и разрывы:
интеллигенции и народа, творцов-тружеников и интеллигентской мещанской массы
(«образованщины»). Первые невнятные и мутные фразы возвращающегося религиозного
сознания и национальной памяти зачастую принимаются за последнее слово и манят,
как болотные огни псевдокультуры. Интеллигенция начинает говорить на религиозно
чужом и чуждом языке (антропософия, буддизм, чань, современные синкретический и
натуралистический мистицизм), и национально агрессивным тоном. На православное
мировоззрение изнутри и снаружи ополчается антихристианская духовность.
Патриотизм разрывается и дискредитируется национализмом. Волна современных
западных соблазнов (позитивизм в умах, мещанское потребительство в быту). И во
всем этом мутит воду властвующая идеология.
Измученный и спаиваемый трудовой
народ «безмолвствует». У тела России ещё сохранились её трудовые члены. Везде,
где только приоткрывается малейшая возможность, народ тянется к земле и к
продуктивному труду. «Поправочная экономика» воспроизводит хоть какие-то кадры
инициативного, ответственного труженика. Не искоренены, хотя и искажены древние
национальные инстинкты: «нужен сильный хозяин», «своя власть хоть и плохая, но
всё же своя». Современный русский трудовой народ ответственность за разгром и
потраву готов переложить на кого-нибудь дальнего («виноваты евреи», «кормим
африканских дармоедов», «американцы хотят войны») своим же отечественным
властительным бандитам психологически народ готов простить, либо не вменить им
вину и совместно продуктивно трудиться. В этом силен соблазн, но ведь и выход
тоже только в этом: невозможно никакое восстановление во взаимной вражде,
борьбе и истреблении. В освободившейся от идеологии России придётся работать
бок о бок всем стоящим сегодня по разную сторону баррикад. Нащупать пути к
общенациональному примирению может только нравственная совесть народа и её
воспитатель – Церковь. В этом смысле деятельность о. Дмитрия Дудко является
поистине провиденциальной, выражающей нравственный инстинкт православной души
русского человека. Возрождение России возможно только во взаимном прощении и в
соборном труде.
Безусловно, и в трудовом народе много
тёмных и агрессивных стихий, приумноженных за годы идеологического господства.
Естественный отбор коммунизма выбивал из жизни лучшие экземпляры человеческого
рода. И здесь тоже огромное поле для очистительной нравственной работы.
Глубинные тектонические толчки
потрясают и сам идеологический монолит – партию и структуру власти. Ближайшее
время давно сдерживаемые изменения выльются в жизнь. И это, безусловно, откроет
новые исторические перспективы. В общем, многое в России меняется, хотя ещё
подспудно, но ещё более предстоит. Первые проблески возвращающегося сознания
ещё в мареве полубредовых видений, принимаемых за реальность. Предстоящие
духовные соблазны и искушения более тонки и потому не менее опасны.
Ваш голос слышен на весь мир, но
принадлежит он России. Ваша гигантская работа должна увенчаться новым словом и
прозвучать оно должно здесь, у подножия Русской Голгофы. Я так же, как и Вы,
уверен, что Вы вернётесь в ближайшем будущем в Россию. В России – решаются
сейчас судьбы мира. Оздоровить себя и дать перспективу современному миру Россия
сможет только породив новую великую спасительную национально-религиозную идею.
Формирование этой идеи невозможно без Вашего участия здесь. По отношению к
этому новому слову все Ваши творческие подвиги окажутся долгим и трудны
приуготовлением.
Но я не российский хилиаст и не
утопист. Возрождение России не будет, конечно, явлением Царства Божьего на
земле. Но это будет изживанием величайшего из человеческих духовных соблазнов.
И этот опыт, безусловно, откроет перед человечеством, невиданные духовные
горизонты. Они принадлежат будущим поколениям, но вручить им эти перспективы
можем только мы. Поэтому в России Вы окажетесь не в торжестве, а для последних
битв с духами небытия, терзающих душу её, и для опознания подстерегающих её
новых соблазнов. Вы нужны здесь не мироправителям, а народу».
Письмо
же от Александра Исаевича пришлось получить. В 1987 году мы с Глебом Анищенко
стали издавать литературно-философский журнал русской христианской культуры
«Выбор». Самиздатский журнал быстро разошёлся по стране и Европе. Его читали и
на св. Горе Афон. Многие известные русские люди за рубежом откликнулись на
издание «Выбора», приняли в нём участие. А.И. Солженицын на наши предложения
сотрудничать в журнале ответил.
«Дорогой Виктор В. … и Глеб А. …
(простите, не знаю Ваших отчеств)
Я получил Ваши два письма, спасибо.
А сейчас пришло трогательное письмо
со многими, в том числе Вашими, подписями, от середины июня.
Передайте, пожалуйста, мою
благодарность всем им, кто писал вместе с Вами.
Это правда: все годы изгнания, всеми
помыслами и всей работой я – только на родине. И не теряю надежды при жизни
вернуться. Но это будет никак не возможно до напечатания в СССР моих главных
книг: я не могу вернуться как бы немым, ещё ничего не сказавшим – и тогда
начать восполнять сокрытие 50 лет моей работы – как же? газетными статьями?..
Что же касается Вашего предложения –
сейчас принять участие в «Выборе», в связи с собственным 70-летием, – мне
кажется это нескладным, совсем неудобно.
Смог ли бы я принять участие в
независимой русской печати с какого-то момента? – сейчас не могу сказать.
Зависит от развития обстановки, в какую сторону, как.
Пока, я думаю, мои готовые книги,
какой бы ни тонкой струйкой они текли, – есть единственный верный, правильный
путь моего участия в русской жизни.
Сердечно желаю Вам успеха
в Вашем нелегком журнальном
начинании,
в Вашей публицистике в защиту
Православной Церкви.
Комментариев нет:
Отправить комментарий