Последние годы в дни путча августа
девяносто первого смысл происшедшего и последующего из него особенно не стремились
осознать. Власти лукаво замалчивали – уже не время симпатизировать Ельцину, или
ещё не время солидаризоваться с ГКЧП. Общественность бурно дискуссировала с
взаимоисключающих позиций. Но правда (факта) и истина (смысла) не вмещаются в
радикальные крайности. Из непризнания ГКЧП не следует правота Горбачёва;
неправдивость Горбачёва не исключает неправоту Ельцина. Публичная демагогия и
закулисная суета «побеждённых» и «победителей» не отменяют контекста
исторически глобального: это была народная
антикоммунистическая революция. Бесспорно – революция, ибо привела к
радикальным переменам в стране и мире. Очевидно – народная, ибо без народной
энергетики ничего не произошло бы: не собирались бы десятки тысяч людей и
незачем было бы вводить танки; – загнивающий режим вполне мог бы проползти ещё
пару десятилетий, а кончиться не так мирно. И, конечно же,
антикоммунистическая, – коммунистическая идеология, в своё время разрушившая
Российскую империю и подавлявшая человека, после 1991 года перестала
господствовать над обществом и личностью. Молодые поколения уже не могут себе
представить монополию «единственно верного учения», которое не имело никакого
отношения к подлинной науке и философии, но вымаривало множество ценного вместе
с его носителями, насаждало много уродливого в жизни. Молодёжь не знает, что «Книгу
книг» - Библию в СССР нельзя было купить даже в храме, - почитать только в
спецхране Ленинской библиотеки. Уход от коммунизма мог быть более кровавым, а
мог быть и более конструктивным. Объективная
историческая потребность продавилась в августе девяносто первого через
наличные субъективные факторы, главным из которых было состояние элит, которые
были детищами коммунистических десятилетий насилия и лжи. Перефразируя «гения
всех времён и народов»: а где мы вам
возьмём другую элиту?! Конечно же, как всегда в истории плодами народного
порыва воспользовались наиболее шустрые и циничные из правящих групп, – а где в
революциях было иначе!? У нас всё усугубляется тем, что дети, внуки и
наследники унаследовали большевистскую ограниченность и радикализм сознания,
апломб непрофессионализма… Новым был прорыв шкурных интересов правящего слоя,
ранее сдерживаемых коммунистической идеологией.
В результате большевистский менталитет и
революционная воля компании Ельцина-Гайдара вбросили страну в
либерал-большевистскую утопию. Либерализация цен не имела никакого
отношения к истинной либерализации. Ибо отмена государственного контроля над
ценами, когда в стране не сформировались субъекты рыночных отношений, могла
привести только к невиданному взвинчиванию цен монополиями, разрушению
экономического уклада (вырвать ядерные
клыки у коммунистического монстра), разорению большинства граждан страны,
что лишало их всех возможностей участвовать в экономических реформах (одна из
основных целей «реформаторов» – допустить к разделу государственной
собственности только «своих»).
Криминально-воровскую сущность «народной
приватизации» в двухтысячные признал
её автор Чубайс: «Мы отдали собственность тем, кто был к ней ближе. Бандиты, секретари
обкомов, директора заводов. Они её и получили. Именно это предотвратило
кровь. Потому что если мы попытались бы не отдать им эту собственность, то они
бы её всё равно взяли. Только они бы её взяли вообще без каких-либо легитимных
процедур. А так они её взяли с
легитимными процедурами. И это, как это ни смешно, придало некоторую
политическую стабильность конструкции». Плюс приближённые: комсомольский
молодняк – распорядители прибранных номенклатурой финансов, – будущие олигархи.
Из подобных субъектов известными легитимными
процедурами формировался правящий слой номенклатурного
капитализма начала девяностых, олигархического
капитализма конца девяностых. Такая вот стабильная
конструкция, от которой нас трясёт до сих пор.
В результате необольшевистские
реформаторы принудили народ ненавидеть август 1991 года, слова «демократия» и
«либерализм», ибо социально обездоленные и национально униженные неизбежно
отбрасываются в мировоззренческие крайности, противоположные лозунгам обмана.
Поэтому «отцы» проявлений современного «фашизма», шовинизма, экстремизма –
Ельцин, Гайдар, Чубайс…
Комментариев нет:
Отправить комментарий