пятница, 3 января 2020 г.

СЛОВАРЬ АВТОРСКИХ ПОНЯТИЙ. София - Тело



СОФИЯ – Предвечная женственность. Софийность – свойство природы Бога-Творца. Божественная София есть содержание самооткровения Бога в Себе в том, чтобы стать Творцом. И потому София как Премудрость Божия – всеохватывающее содержание Божественного замысла о творении, отражает все мысли Божии о творении, содержит замысел творения, смысловую наполненность и устроенность каждой вещи, каждого существа, тварного космоса в целом. В русской софиологии София рассматривается как идея всечеловечества, София содержит глубинные основания не только с космоса, но и человечества, – начала коллективности, общности, единоприродности, соборности человечества. Как вечная идея и прародительница человечества София является заступницей перед античеловеческими стихиями, предстоятельницей за человечество перед Господом, – это начало материнское, охраняющее. В Божественном бытии София является безличной женственной природой Личного Триединого Бога. В мировом эоне София воплощает тягу всего сущего к творящему началу, стремление к воссоединению с ним. София выражает женственное томление тварного по преображающему водительству, она оказывается источником безличной стихии любви – Эроса. Софийность есть то, чем Творец открывается миру, чем Он обращён к тварному, это присутствие Божие, Божия мудрость, дарованная твари. С первого мгновения творения София определилось как всеохватывающее лоно Божиего творения. София Небесная, или Высшая, объемлет универсум становления смыслов в духовных первообразных сферах. Она есть собрание назначенностей каждой сущности и всего мира первообразов в целом. В миру София Небесная проявляется как знание и память о небесном призвании каждого существа. София Земная, или Низшая, является чувствилищем, воспреемницей и хранительницей положительных потенций и тенденций земли («В начале сотворил Бог небо и землю» – Быт. 1. 1). В предвечном хаосе и в хаосе мировом, в космической материи и в природе София Земная бережливо выделяет, собирает и наполняет жизнью всё, что ждёт духовного преображения или стремится к нему.
СУДЬБА – Путь вечной души, запечатлённый в реальности, история её странствий по небу, по космосу и по земле, – при влиянии совокупности всего сущего. Судьба складывается из прожитого, отбрасывающего тень на настоящее и будущее. В настоящем судьба присутствует как проекция прошлых событий и поступков, а в будущем как проекция прошлого и настоящего. Эта инерция прожитого может иметь различные формы объективации. Связь судьбы с астральной (звёздной) символикой указывает на то, что в неких космических планах отражена связь прожитого с настоящим и будущим, и что связь эту можно вычислить или прочесть. Каждая человеческая душа проходила индивидуальный путь воплощения, и на космической плоти запечатлены его этапы. Охваченные или задетые душой сферы космоса становятся родственными и близкими душе. Судьба объемлет застывшие формы мировой плоти, в которых отражены ритмы космоса и человеческого микрокосма. Поэтому линию судьбы можно увидеть и на ладони, и на срезе дерева, и в полёте птиц, и в мерцании звёзд, – разглядеть цепочку следов, которые оставила душа на мировой плоти. Этим занимается специальное знание и искусство гаданий, предсказаний (астрология – наука о звёздах, магия – буквально волшебство, хиромантия – гадания по руке, толкование сновидений и прочее). По «написанному на звёздах» можно смутно угадать то, к чему душа предопределила себя в вечности, её небесное предназначение, и можно разглядеть контуры того пути, который она прошла в мире сем. Знание об этом может облегчить выбор, но может и подавить, заблокировать свободу. Инерция прошлого в настоящем диктует будущее. В гаданиях и сновидения человеку могут являться повелевающие тени прошлого. Их образы господствуют в определённых философских и религиозных традициях. В понятии кармы (суммы добрых и злых деяний, которая автоматически и закономерно создаёт предпосылки для нового существования и определённой судьбы), например, утверждается полная власть прошедшего над настоящим и будущим. Судьба поглощает полноту жизни и отменяет творческое предназначение человека. Человек стремится найти линию судьбы и целиком отдаться поступи прошедшего: «Судьбы ведут того, кто хочет, и влачат того, кто не хочет» (Сенека). Действительно, мы не властны отменить прошлое, но в акте свободы способны выйти из-под его власти. Чтобы обнаружить истинную линию судьбы, необходимо духовно возвыситься над происходящим и войти в состояние свободы. Только свободному взору открывается, что человек не полностью захвачен инерцией космоса, и потому силы судьбы не являются для него роковыми. Не свобода внутри судьбы, а судьба внутри свободы. Свобода творит судьбу. Судьба же – это путь свободы (вплоть до отказа от свободы), запечатлённый в реальности. Поэтому истина судьбы открывается не в созерцании звёзд, либо природных стихий и явлений, но только при самосозерцании в Боге.
ТЕЛО – Плотская форма индивидуального существа. Каждый духовный первообраз воплощается в материи, материя становится его плотью, а плоть претворяется в его индивидуальное тело. Плоть преображается, одухотворяется, а тело персонифицируется. Плоть – это живая материя, поэтому плоть без души – уже не плоть, а мёртвая материя, и поэтому же вещь имеет только материю, но не плоть и не тело. Если плоть – это материя тела живого существа, то тело – это организованная форма плоти. В живом организме плоть становится его телом. Тело не существует само по себе, оно является плотским обликом конкретной души. И потому душа не может переходить из одного тела в другое, тело же не способно принадлежать различным душам. Тело не может существовать само по себе, когда душа его покидает, наступает телесная смерть, – распад телесного организма. Материальный субстрат всех тел одинаков, неповторимыми их делает душа. Тело созидается из низшей материи, но духом высшей жизни. Собственно тело, тело в полном смысле слова, имеет только человек, поскольку лишь в нём плоть приобретает не только общие и родовые признаки, но и чётко выраженные индивидуально-неповторимые, личностные качества. Тело человека – это фрагмент преображённого его душой космоса, место и форма присутствия в мире личностного начала. Сохранение собственной телесности – необходимое условие участия в богочеловеческом созидании, поэтому человек имеет особую обязанность сохранять и охранять собственную телесную жизнь. Тело принадлежит не только мирскому человеку, но и божественному началу в нём, Самому Богу как Создателю человека. Человек призван любить и оберегать своё тело как персонифицированный микрокосм, но не быть подвластным телу. Телесность сама по себе не имеет субстанциальности. Субстанция тела – его душа. В теле продолжают действовать общематериальные законы, но они подчинены душе, которая придаёт однообразной массе вещества индивидуальный облик. При непрерывном обмене вещества за какое-то время полностью обновляется материальный состав организма. Но единство тела сохраняется, оно остаётся тождественным собственному образу-форме, который созидается по мере персонификации. Законы жизнедеятельности организма отражают в физическом плане метафизические превращения души. Сходство телесного облика у родственников, например, отражает духовный союз вечных душ, заключённый в небесных сферах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий