СОФИЯ – Предвечная женственность.
Софийность – свойство
природы Бога-Творца. Божественная София есть содержание самооткровения Бога в
Себе в том, чтобы стать Творцом. И потому София как Премудрость Божия –
всеохватывающее содержание Божественного замысла о творении, отражает все
мысли Божии о творении, содержит замысел творения, смысловую наполненность и
устроенность каждой вещи, каждого существа, тварного космоса в целом. В русской
софиологии София рассматривается как идея всечеловечества, София содержит
глубинные основания не только с космоса, но и человечества, – начала
коллективности, общности, единоприродности, соборности человечества. Как вечная
идея и прародительница человечества София является заступницей перед
античеловеческими стихиями, предстоятельницей за человечество перед Господом, –
это начало материнское, охраняющее. В Божественном бытии София является
безличной женственной природой Личного Триединого Бога. В мировом эоне София
воплощает тягу всего сущего к творящему началу, стремление к воссоединению с
ним. София выражает женственное томление тварного по преображающему
водительству, она оказывается источником безличной стихии любви – Эроса.
Софийность есть то, чем Творец открывается миру, чем Он обращён к тварному, это
присутствие Божие, Божия мудрость, дарованная твари. С первого мгновения
творения София определилось как всеохватывающее лоно Божиего творения. София
Небесная, или Высшая, объемлет универсум становления смыслов в духовных
первообразных сферах. Она есть собрание назначенностей каждой сущности и
всего мира первообразов в целом. В миру София Небесная проявляется как знание и
память о небесном призвании каждого существа. София Земная, или Низшая,
является чувствилищем, воспреемницей и хранительницей
положительных потенций и тенденций земли («В начале сотворил Бог небо и землю» – Быт. 1. 1). В
предвечном хаосе и в хаосе мировом, в космической материи и в природе София
Земная бережливо выделяет, собирает и наполняет жизнью всё, что ждёт духовного
преображения или стремится к нему.
СУДЬБА – Путь вечной
души, запечатлённый в реальности, история её странствий по небу, по космосу и
по земле, – при влиянии совокупности всего сущего. Судьба складывается из
прожитого, отбрасывающего тень на настоящее и будущее. В настоящем судьба
присутствует как проекция прошлых событий и поступков, а в будущем как проекция
прошлого и настоящего. Эта инерция прожитого может иметь различные формы
объективации. Связь судьбы с астральной (звёздной) символикой указывает на то,
что в неких космических планах отражена связь прожитого с настоящим и
будущим, и что связь эту можно вычислить или прочесть. Каждая человеческая
душа проходила индивидуальный путь воплощения, и на космической плоти
запечатлены его этапы. Охваченные или задетые душой сферы космоса становятся
родственными и близкими душе. Судьба объемлет застывшие формы мировой плоти,
в которых отражены ритмы космоса и человеческого микрокосма. Поэтому линию
судьбы можно увидеть и на ладони, и на срезе дерева, и в полёте птиц, и в
мерцании звёзд, – разглядеть цепочку следов, которые оставила душа на мировой
плоти. Этим занимается специальное знание и искусство гаданий, предсказаний
(астрология – наука о звёздах, магия – буквально волшебство, хиромантия –
гадания по руке, толкование сновидений и прочее). По «написанному на звёздах»
можно смутно угадать то, к чему душа предопределила себя в вечности, её
небесное предназначение, и можно разглядеть контуры того пути, который она
прошла в мире сем. Знание об этом может облегчить выбор, но может и подавить,
заблокировать свободу. Инерция прошлого в настоящем диктует будущее. В
гаданиях и сновидения человеку могут являться повелевающие тени прошлого.
Их образы господствуют в определённых философских и религиозных традициях. В
понятии кармы (суммы добрых и злых деяний, которая автоматически и закономерно
создаёт предпосылки для нового существования и определённой судьбы), например,
утверждается полная власть прошедшего над настоящим и будущим. Судьба поглощает
полноту жизни и отменяет творческое предназначение человека. Человек стремится
найти линию судьбы и целиком отдаться поступи прошедшего: «Судьбы ведут того, кто хочет, и влачат того, кто не хочет»
(Сенека). Действительно, мы не властны отменить прошлое, но в акте свободы
способны выйти из-под его власти. Чтобы обнаружить истинную линию судьбы,
необходимо духовно возвыситься над происходящим и войти в состояние свободы.
Только свободному взору открывается, что человек не полностью захвачен инерцией
космоса, и потому силы судьбы не являются для него роковыми. Не свобода
внутри судьбы, а судьба внутри свободы. Свобода творит судьбу. Судьба же
– это путь свободы (вплоть до отказа от свободы), запечатлённый в реальности.
Поэтому истина судьбы открывается не в созерцании звёзд, либо природных стихий
и явлений, но только при самосозерцании в Боге.
ТЕЛО – Плотская
форма индивидуального существа. Каждый духовный первообраз воплощается в
материи, материя становится его плотью, а плоть претворяется в его
индивидуальное тело. Плоть преображается, одухотворяется, а тело
персонифицируется. Плоть – это живая материя, поэтому плоть без души – уже не плоть,
а мёртвая материя, и поэтому же вещь имеет только материю, но не плоть и не
тело. Если плоть – это материя тела живого существа, то тело – это
организованная форма плоти. В живом организме плоть становится его телом. Тело
не существует само по себе, оно является плотским обликом конкретной души. И
потому душа не может переходить из одного тела в другое, тело же не способно
принадлежать различным душам. Тело не может существовать само по себе, когда
душа его покидает, наступает телесная смерть, – распад телесного организма.
Материальный субстрат всех тел одинаков, неповторимыми их делает душа. Тело
созидается из низшей материи, но духом высшей жизни. Собственно тело, тело в
полном смысле слова, имеет только человек, поскольку лишь в нём плоть приобретает
не только общие и родовые признаки, но и чётко выраженные
индивидуально-неповторимые, личностные качества. Тело человека – это фрагмент
преображённого его душой космоса, место и форма присутствия в мире личностного
начала. Сохранение собственной телесности – необходимое условие участия в
богочеловеческом созидании, поэтому человек имеет особую обязанность сохранять
и охранять собственную телесную жизнь. Тело принадлежит не только мирскому
человеку, но и божественному началу в нём, Самому Богу как Создателю человека.
Человек призван любить и оберегать своё тело как персонифицированный микрокосм,
но не быть подвластным телу. Телесность сама по себе не имеет
субстанциальности. Субстанция тела – его душа. В теле продолжают действовать
общематериальные законы, но они подчинены душе, которая придаёт однообразной
массе вещества индивидуальный облик. При непрерывном обмене вещества за
какое-то время полностью обновляется материальный состав организма. Но единство
тела сохраняется, оно остаётся тождественным собственному образу-форме, который
созидается по мере персонификации. Законы жизнедеятельности организма отражают
в физическом плане метафизические превращения души. Сходство телесного облика у
родственников, например, отражает духовный союз вечных душ, заключённый в
небесных сферах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий