СВОБОДА – Обыкновенно необусловленный выбор
извне (формальная свобода). Собственно свобода – это внутренне
самоопределение, преодолевающее внешнее давление (положительная свобода).
Сущность свободы открывается из понимания, что Бог – это Свобода. В
собственном бытии Бог свободен, и по отношению к миру Творец выступает, прежде
всего, как Свобода. Началополагающее отношение Бога к миру – отношение
свободного Бога: свободный Бог становится Творцом. Бог сотворил мир из ничего,
то есть свободно и из свободы. В основе творения – свободный творческий акт. Бог
– источник и опора свободы против несвободы вещного мира. Свобода
проистекает из глубин Самобытия Бога, и свободный акт утверждает в мире
бытие. Свобода – источник бытия, в свободе мощь бытия. Напряжённость
бытия направлена к обретению всё более полной свободы. Вектор свободы
является стержнем бытия. Степень возрастания бытия – это ступени раскрытия
свободы. Свобода – образ Божий в человеке, вечная, нетленная частица
божественной природы в нём, искра Божия в душе человека. Свобода не
свойство, а субстанция личности, сущность личности. В акте свободы
таинственно сочленены Божественная и человеческая воля: благодатная воля
Божия проявляется через человеческую свободу, свобода есть голос благодати в
личности. С момента создания вечной человеческой души свобода её вплетена в
творческий акт Бога. По степени проявления человеческой свободы можно выделить
три этапа творения-становления личности. 1. Первичное помышление Творца о бытии
вечной души, творение Богом субстанциальной основы личности. 2. С момента
рождения в бытие душа активно в нём самоопределяется в предмирном совете,
диалоге Бога и души о человеческом бытии. 3. С момента воплощения в мире сем
человек обретает возможность полной свободы и несёт полную ответственность в
исполнении собственного предназначения.
СВОБОДА
ВОЛИ
– защитная реакция волеязъявления природного в индивиде, утверждение
автономности индивидуального естества. Воля природы в свободном индивиде
стремится к автономии, но она не может быть самодостаточной и не
самополагающей, не является сама для себя законом. Автономность индивидуальной
воли заключается в том, что она стремится быть независимой от всего внешнего и
чуждого индивиду. Попытки же утвердить самодостаточность природной воли ведут к
порабощению индивида природным стихиям. Человек как индивид проявляет волю, как личность – свободу. Он призван в природной воле услышать стенания
твари к преображению и воплотить их в свободном творческом акте. Свободу воли
можно отстоять, только проявляя самою свободу. Через акт свободы природа
возвышается до ощущения, воли, разума. В личности природа проницается и
преображается свободой.
СВОЕВОЛИЕ – Воля
природной самости в человеке, стремящейся к автономности и потому
склоняющей ко злу. Господство страстей, инстинктов, маний, гордыни – рабство у
самости. Своеволие самости означает активное отвержение свободы,
самоутверждение эгоистической индивидуальности. Это демоническое
самоутверждение особенно опасно тем, что искушает видимостью индивидуальной
свободы. Своеволие – это само-волие, само-чинность, само-управство, порабощение
самостной воле, своенравный отрыв от Бога и самоабсолютизация. Самость
эгоистически самоутверждается, настаивает на самодостаточности собственной
индивидуальности. Самость выделяет себя через противопоставление другим, миру,
Богу. Тотальное противопоставление разрывает связи, переориентирует энергию на
агрессию, разрушение и саморазрушение. Гипертрофированная самость безосновна,
бессвязна, произвольна, хаотична. Срыв в самость означает отказ от личностного
назначения и тем самым восстание на творческий акт Бога, что и есть зло.
СВЯТОЙ – Живое
воплощение преображённого личностного бытия. Не только формулирует
ценности, сколько реализует их в собственном облике и судьбе.
СЕНЬ КРЕСТА –
Прикрывающая, но не для отдохновения, а для битв, открывающая человека миру, но
и защищающая в нём. Тень – темнота, сень – отражение света. Сущность всего
вскрывается под сенью Креста. Крест Христов положен в основания бытия и мира.
Голгофой Спаситель дал новое измерение человеку. Где точка и источник мировой
свободы? – На Голгофе! Где человек свободен и
могуществен подобно Богу? – Под сенью Креста!
СМЫСЛ – Первоначально информация
о явлении или предмете. Затем углублённое их осознание, раскрывающее, чем они
являются сами по себе в отличие от других и несмотря на изменчивые их
состояния, также предназначение (сущность) в пределах универсума, в который они
входят. Смысл и сущность вскрываются в той степени, в какой включены в познание
Универсума Универсумов – Бога.
СОВЕСТЬ – Голос Божий в человеке,
зов творческой свободы и вселенской ответственности в исполнении собственного
предназначения в преображении бытия.
СОЗНАНИЕ – Мирская плёнка осознания
над бездной душевных мук и превращений, совершающихся в горизонте вечности.
Мирское сознание только фрагментарно отражает целостное движение духа личности.
Сознание основывается на трансознательном – сознании души
в перспективе вечности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий