среда, 11 декабря 2019 г.

СЛОВАРЬ АВТОРСКИХ ПОНЯТИЙ. Свобода - сознание



СВОБОДА – Обыкновенно необусловленный выбор извне (формальная свобода). Собственно свобода – это внутренне самоопределение, преодолевающее внешнее давление (положительная свобода). Сущность свободы открывается из понимания, что Бог – это Свобода. В собственном бытии Бог свободен, и по отношению к миру Творец выступает, прежде всего, как Свобода. Началополагающее отношение Бога к миру – отношение свободного Бога: свободный Бог становится Творцом. Бог сотворил мир из ничего, то есть свободно и из свободы. В основе творения – свободный творческий акт. Бог – источник и опора свободы против несвободы вещного мира. Свобода проистекает из глубин Самобытия Бога, и свободный акт утверждает в мире бытие. Свобода – источник бытия, в свободе мощь бытия. Напряжённость бытия направлена к обретению всё более полной свободы. Вектор свободы является стержнем бытия. Степень возрастания бытия – это ступени раскрытия свободы. Свобода – образ Божий в человеке, вечная, нетленная частица божественной природы в нём, искра Божия в душе человека. Свобода не свойство, а субстанция личности, сущность личности. В акте свободы таинственно сочленены Божественная и человеческая воля: благодатная воля Божия проявляется через человеческую свободу, свобода есть голос благодати в личности. С момента создания вечной человеческой души свобода её вплетена в творческий акт Бога. По степени проявления человеческой свободы можно выделить три этапа творения-становления личности. 1. Первичное помышление Творца о бытии вечной души, творение Богом субстанциальной основы личности. 2. С момента рождения в бытие душа активно в нём самоопределяется в предмирном совете, диалоге Бога и души о человеческом бытии. 3. С момента воплощения в мире сем человек обретает возможность полной свободы и несёт полную ответственность в исполнении собственного предназначения.
СВОБОДА ВОЛИ – защитная реакция волеязъявления природного в индивиде, утверждение автономности индивидуального естества. Воля природы в свободном индивиде стремится к автономии, но она не может быть самодостаточной и не самополагающей, не является сама для себя законом. Автономность индивидуальной воли заключается в том, что она стремится быть независимой от всего внешнего и чуждого индивиду. Попытки же утвердить самодостаточность природной воли ведут к порабощению индивида природным стихиям. Человек как индивид проявляет волю, как личность – свободу. Он призван в природной воле услышать стенания твари к преображению и воплотить их в свободном творческом акте. Свободу воли можно отстоять, только проявляя самою свободу. Через акт свободы природа возвышается до ощущения, воли, разума. В личности природа проницается и преображается свободой.
СВОЕВОЛИЕВоля природной самости в человеке, стремящейся к автономности и потому склоняющей ко злу. Господство страстей, инстинктов, маний, гордыни – рабство у самости. Своеволие самости означает активное отвержение свободы, самоутверждение эгоистической индивидуальности. Это демоническое самоутверждение особенно опасно тем, что искушает видимостью индивидуальной свободы. Своеволие – это само-волие, само-чинность, само-управство, порабощение самостной воле, своенравный отрыв от Бога и самоабсолютизация. Самость эгоистически самоутверждается, настаивает на самодостаточности собственной индивидуальности. Самость выделяет себя через противопоставление другим, миру, Богу. Тотальное противопоставление разрывает связи, переориентирует энергию на агрессию, разрушение и саморазрушение. Гипертрофированная самость безосновна, бессвязна, произвольна, хаотична. Срыв в самость означает отказ от личностного назначения и тем самым восстание на творческий акт Бога, что и есть зло.
СВЯТОЙЖивое воплощение преображённого личностного бытия. Не только формулирует ценности, сколько реализует их в собственном облике и судьбе.
СЕНЬ КРЕСТА – Прикрывающая, но не для отдохновения, а для битв, открывающая человека миру, но и защищающая в нём. Тень – темнота, сень – отражение света. Сущность всего вскрывается под сенью Креста. Крест Христов положен в основания бытия и мира. Голгофой Спаситель дал новое измерение человеку. Где точка и источник мировой свободы? – На Голгофе! Где человек свободен и могуществен подобно Богу? – Под сенью Креста!
СМЫСЛ – Первоначально информация о явлении или предмете. Затем углублённое их осознание, раскрывающее, чем они являются сами по себе в отличие от других и несмотря на изменчивые их состояния, также предназначение (сущность) в пределах универсума, в который они входят. Смысл и сущность вскрываются в той степени, в какой включены в познание Универсума Универсумов – Бога.
СОВЕСТЬ – Голос Божий в человеке, зов творческой свободы и вселенской ответственности в исполнении собственного предназначения в преображении бытия.
СОЗНАНИЕ – Мирская плёнка осознания над бездной душевных мук и превращений, совершающихся в горизонте вечности. Мирское сознание только фрагментарно отражает целостное движение духа личности. Сознание основывается на трансознательном – сознании души в перспективе вечности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий