Смерть – обрыв
мирской жизни, потеря плоти, разрушение созидаемых душой плотских риз. Но
вечная миссия души не прерывается смертью. Катастрофический перелом выводит
душу в иные измерения бытия, душа входит в итог земной жизни, обретает там то,
к чему была устремлена здесь. Меняющиеся во времени и разбросанные черты
характера складываются в новый эссенсиальный – сущностной облик души, вбирающий
всё творимое личностью в земном пути. В смерти душа обновляется, рождается в
новом качестве, конец земной жизни кладёт начало новым путям души.
Со смертью
человека мировая драма не прекращается, душа умершего бесплотно связана со
здешним и в инобытийных измерениях продолжает в нём участвовать. Христианин
молится об умершем, веря в действенность молитвы и утверждая связь двух миров.
После выхода из жизни душа не обретает окончательного блаженства или мук, но
входит в иные формы существования. В зависимости от прожитого и в результате
за-жизненного самоопределения она либо возвышается в бытии, либо отпадает в
низшие сферы. Выбор её пролегает через мытарства – испытания, искушения – поводы
и влечения к отказу от собственного назначения. Душа попадает в мир бесплотных
духов или впадает в череду новых воплощений. Она испытывает при этом и
блаженство, и муки, которые из нашего мира видятся как восхождение в рай или
отпадение в ад. Но это только земные
символы духовного пути вечной человеческой души.
Райские и
адские состояния, которые проходят души после земной смерти, не являются итогом
человеческой и мировой судьбы. До окончания времён и Последнего Суда всё, что переживают
души и мир в целом – есть лишь этапы, те или иные формы бытия. Распространенные
в христианстве описания рая и ада более экзотеричны, чем эзотеричны, они отражают
не реальные состояния душ за пределами земной жизни, а то, как это видится из мира сего. Пытаясь заглянуть через толщу
жизни и завесу конца её, мы смутно улавливаем состояния бесплотных душ и
объективируем эти формы, принимая их за итоговые.
Представления о
рае передают ощущение того, что души после телесной смерти устремляются в более
высокие миры. Двери в рай не где-то во
вселенной, а в глубине души. Райские образы описывают состояния напряжённого духовного подъёма, совершаемого душой после
земной смерти: получения более высокого воплощения, исполнения назначения,
приближения к Богу, открытости в любви другим душам, неземного блаженства,
преисполненности благодатью. Райское состояние не является окончательным, оно
сохраняется до тех пор, пока душа напряжённо стремится к преображению, к цели,
которая может быть достигнута только по окончании времен. Бестрагичным и завершённым
райское положение видится из несовершенного и частичного земного существования.
Таким образом, рай – это не конечная цель, не место «передышки» заслуженных и избранных, а
благодатный этап в мировых «странствиях» души, состояние напряжённой борьбы
за сохранение и преображение итогового смысла земной жизни.
По отношению к
миру сему райское состояние – более высокая степень бытийности души. Оно вбирает все заслуги и совершенства этой
жизни. Добро, выстроенное душой в земном пути, суммируется в вечности. Чем
богаче эта «копилка» вечности, тем преображённее, тем более
райским оказывается облик души. «Но и
этот рай только предверие настоящего рая, имеющаго открыться после всеобщего
воскресения и суда. В нём и все новозаветные святые, хотя блаженствуют, но
ожидают ещё большего совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе
и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех» (Еп. Феофан Затворник).
Это «промежуточно» райское состояние и место в бытии определяется не
механическим итогом прожитого, а продолжающимся
самоопределением вечной души, которая на небе способна не только суммировать
земное, но и искупить его.
Когда же душа
человека после смерти подвергается мытарствам, опускается в низшие сферы или
впадает в череду более низких воплощений, традиция описывает это как адские
страдания. Ад – это не место, а состояние падения, развоплощения, утери смысла собственного
бытия. «Ад есть посмертное выпадение из
вечности и вступление в смертоносное время, но он лишь временное, а не вечное»
(Н.А. Бердяев). Ад создан не Богом, а
дьяволом в человеке. Человек мучим адскими муками не по Божией воле, а из
собственной гордыни и обращённости ко злу. Грешная душа, выпадая в смерти в
ложный итог земного пути, страдает и умаляется в бытии. Злая воля может
действовать и за пределами земной жизни и душа может усугубляться в своём падении.
Ад – это чёрная бездна небытия, в которую погружается своевольная душа.
Но ад не вечен
и адские состояния не являются необратимыми. Искра Божия сохраняется и в самой
падшей душе, она способна преобразить результаты жизни, искупить на небе земные
грехи. По законам соборной
ответственности всех душ друг перед другом и перед Богом участь грешной
души могут облегчить молитвы близких, праведников, Церкви, а также заступничество
Богоматери.
Таким образом,
в инобытии человеческие души переживают различные состояния, включая и перевоплощение.
Но существуют, очевидно, и такие формы жизни
после жизни, которые ещё не открылись духовному опыту человечества или
приоткрыты частично.
Комментариев нет:
Отправить комментарий