Под сенью
Креста раскрывается эзотерический смысл
представлений о рае и аде. «Рай и ад начинаются на земле» (Преп. Серафим Саровский). Рай как
таковой мыслиться как окончательное спасение вечной души, но душа может
переживать состояния спасения в большей или меньшей степени и в разных планах
бытия. Ад в собственном смысле – это
состояние полной гибели вечной души, но душа переживает безблагодатные, то есть
адские страдания при всяком падении, духовной деградации, умалении в бытии. На
пути к спасению душа человека переживает состояния рая и ада в трёх планах
бытия: в земной жизни, после смерти, по
окончании времен.
В каждое
мгновение жизни душа выбирает между вечностью и смертью, что-то в ней
устремляется к райскому совершенству, а что-то отпадает в бездну адову. В этой
жизни мы переживаем и адские муки и райское блаженство. В святости, любви,
творчестве человек взмывает к небу, вырывается из мирской косности, совершает
чудеса. «Вечная жизнь наступает уже во
времени, она может раскрыться в каждом мгновении, как вечное настоящее. Вечная
жизнь не есть будущая жизнь, а жизнь настоящего, жизнь в глубине настоящего,
жизнь в глубине мгновения. В этой глубине мгновения происходит разрыв времён»
(Н.A. Бердяев). В эти мгновения в земной жизни является Новая Жизнь, рай
нисходит на землю, нам открывается смысл бытия и мы понимаем для чего живём на
этой грешной земле. В райских состояниях мы черпаем силы для жизненного пути и
повышаемся в бытии, приближаемся к спасению.
При попытках сбросить бремя человеческого назначения
в душе мутнеет образ Божий и она срывается в низменные состояния, умаляется в
бытии, опускается в ад. Ад открывается не только в состояниях несчастья, можно
чувствовать себя несчастным и в муках творчества. Ад поглощает душу при
тотальном эгоизме, маниакальной одержимости, злобе, ненависти, ослепляющей
ревности, тупой ненасытности, пошлости жизни, всепоглощающем унынии и скуке.
Усреднение, умаление всего качественного, развоплощение, обездуховление, – все формы отказа от бремени человеческого
крестонесения в мире, ввергают душу в инфернальные – адские состояния.
Православная молитва исповедания грехов повседневных перечисляет состояния
падения души в адские измерения: «…Объядением,
пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, ленностью, прекословием,
непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием,
многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством,
мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством…»
«Ад… дан в человеческом опыте… Ад принадлежит
целиком сфере субъективной, а не объективной, он в субъекте, а не в объекте, в
человеческом, а не в божественном. Никакого ада, как объективной сферы бытия не
существует, это совершенно безбожная идея, скорее манихейская, чем
христианская. Поэтому совершенно невозможна и не допустима никакая онтология
ада… Немыслимый, как сфера объективного бытия, ад существует в сфере
субъективной и означает опыт человека и путь человека… Никакой адской и
дьявольской вечности быть не может. Может быть лишь божественная вечность,
вечность Царства Божиего, наряду с которой не может быть никакого бытия. Но в
субъекте, в замкнутой сфере может раскрыться дурная бесконечность мучений… Ада
нигде и нет, кроме как в призрачной, небытийственной, лишённой всякой
объективности сфере замкнутости субъекта в самом себе, бессильного выйти в
вечность»
(Н.А. Бердяев).
Греховность,
богооставленность сопровождаются чувством безблагодатного страдания – адских
мук в этой жизни. Попытки вытеснить эту боль души, спрятаться за тотальной озабоченностью,
либо нравственным индифферентизмом, цинизмом, – не предохраняют человека.
Адские состояния настигают его в беспросветной тоске, в страхе, маниях,
жестокости, суевериях, магической ритуальности...
Комментариев нет:
Отправить комментарий