Очевидно, что эта тема может рассматриваться только «сквозь тусклое стекло, гадательно,.. теперь знаю я отчасти» (1 Кор. 13.8). Н.О. Лосский
синтезировал православные представления о Царстве Божием или Царстве Духа: «Сохраняя формальную свободу, и,
следовательно, не становясь автоматами добродетели, члены Царства Божия
достигают в то же время совершенной полноты материальной свободы. Сущность её заключается
в том, что в их распоряжении находится бесконечная творческая сила для
осуществления бесконечного разнообразия красоты, добра и обретения совершенной
истины. Бесконечность их творческой силы вытекает из конкретного единосущия их,
вследствие чего всякий творческий замысел члена Царства Божия встречает не
противодействие других, а, наоборот, подхватывается всеми и осуществляется в
соборном действии. В таком единосущном сочетании сил участвует и творческая
мощь Божия, а потому нет границ этой полноте творчества…
Богатство и вселенская целость творчества в этом
Царстве так велики, что в нём нет повторений, придающих нашей жизни характер
скучного однообразия, всякое деяние в нём отмечено яркою печатью
индивидуального своеобразия и новизны творчества, поэтому здесь не может быть и
речи о законах и правилах в нашем смысле слова. Понятие множественности здесь
приложимо лишь в смысле качественной множественности. Вместе с категорией
количества теряет здесь своё значение и категория качества в нашем смысле слова…
Там, где совершается подъём в светлое царство подлинного добра и красоты, всякое
проявление возникает, как новое осуществление самодеятельности, как новый творческий
акт, а не применение к делу старой матрицы, отвердевшей из сотен однообразных
проявлений индивидуума или даже полученной им по наследству. Граждане Царства
Божия суть индивидуальные центры творческой деятельности, однако отношение их к
целому резко иное, чем то, что бывает в нашем царстве бытия: каждый член этого
царства внутренне объединён с целым, всего себя отдавая целому и обратно
получая всё целое с такою полнотою и непосредственностью, что здесь понятие
части и целого и даже понятие органа и организма теряют свой смысл, так как в
них мыслится некоторая степень обособленности элемента, объединения его,
односторонняя специализация функций и т.п.
Распадов в Царстве Духа нет, следовательно, в нём нет
смерти, как разъединения субстанциальных деятелей, лишь временно и частично
сочетавших свои силы для общей деятельности. Но этого мало, в Царстве Божием
нет также и той частичной смерти, которая выражается в забвении, т.е. в
отпадении пережитого в прошлом. Творческие деяния в этом царстве абсолютно
совершенны и совместимы с новыми деяниями, а потому каждое из них, будучи осуществлено,
не отпадает, но сохраняет вечную свежесть настоящего, выражаясь языком
современной английской психологии, “specions present” деятелей Царства Божия
длится не несколько секунд, как у нас, но охватывает всё осуществлённое ими.
Иными словами, их время содержит в себе прошлое только в смысле предшествования
появления одних событий другим, но не в смысле умаления их актуальности. Пространство
в этом царстве может быть только бесконечно-мерным, поэтому здесь возможна красота
пространственных форм без пространственных разъединений.
Находясь в единении с Богом, все члены Царства Божия
находятся в единении друг с другом непосредственно, т.е. так, как Сам Творец
пребывает в непосредственном общении со своим творением. Все отношения в этом
общении имеют внутренний характер и противопоставления формы и материи здесь
нет не потому, чтобы в Царстве Божием форм не было, а наоборот, потому, что
всестороннее бесконечное взаимопроникновение полноты индивидуальных и вместе с
тем гармонически сочетанных содержаний есть абсолютно проникнутая формою
содержательность…
В Царстве Духа на основе любви ко всем существам и
конкретного единосущия со всеми деятелями, сознание каждого деятеля охватывает
весь мир и при том в опознанном виде, такая высшая ступень космического сознания
имеет характер целостно всеобъемлющей разумной
интуиции… именно акт сознания и знания, дающий единую целостную Истину,
которая сочетает в себе дискурсивную расчленённость (дифференцированность) до
бесконечности с интуитивной интегрированностью до единства.
В Царстве Божием нет ни одного ограничения свободы:
всякий член Царства Божия обладает совершенною свободой действия, так как
всякое хотение его встречает поддержку в остальных членах Царства Божия и
содействие благодатной силы Божией, а потому осуществляется без всякого
умаления, обладая совершенною полнотою Истины. Члены этого Царства совершают
выбор, обозревая все бесчисленное множество возможностей, и не встречают при
этом никакого противодействия со стороны других своих хотений, так, как выбор
их без колебаний и ошибок направляется в сторону добра и абсолютной красоты».
Таким образом,
рай по окончанию времён – это вхождение
в Бога, уподобление Богу, познание Бога во всей полноте Его природы: «…Когда откроется, будем подобны Ему, потому
что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3, 2). В раю открывается замысел Бога о
творении и всё свершившееся на пути исполнения этого замысла. В преображённом
мире каждая личность будет обладать
полнотой бытия и в этом все личности будут едины неслиянно. Каждая будет
отлична от других спецификой личного бытия, но все будут в единстве соборной
любви.
В преображённом
состоянии личность уподобляется ипостасям Божиим, Которые неповторимо
личностны, неслиянны и нераздельны одновременно. Рай есть вечность, победа
жизни над смертью, потому рай невозможен наряду со смертоносной временностью,
со смертью, с адом. Рай – бытие, которое не может быть, если за его пределами
находится хотя бы одна человеческая душа. Или все вечные души будут в раю, или
рая не будет вовсе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий