До сотворения мира не
было ни добра, ни зла, ибо не было их критериев. Всё, что было до акта грехопадения – по ту сторону добра и
зла. В мгновение самоопределения Первочеловека перед древом познания добра и
зла впервые проявляется основополагающая поляризация бытия:
- Добро есть исполнение Божественного назначения, – сотворчество Богу. Всё, что
способствует творению Божию есть добро.
- Зло – это отказ от
исполнения Божественного предустановления к творчеству, – сопротивление творению Божиему. Все
силы любого происхождения, восстающие на творческий акт Бога, а значит, и на
Самого Творца и Его творение, есть силы зла. «Я отрицаю всё, и в этом суть моя», – говорит Фауст у Гёте. Дух зла
объединяет всё, что сопротивляется Божественному творчеству. Потому сатана[1] – враг
замысла Божия о человеке и мире, это противник Христа – Бога в человеке и
человека в Боге.
С акта грехопадения мир вступает в бытие. Быть –
значит творить, утверждать Божие творение. Бытие
есть динамика Богочеловеческого
творчества, процесс преображения ветхой земли
в Новую Землю и Новое Небо. Бытие бытийствует в мире, поскольку в нём поддерживается
огонь преображения. Бытие – это
творческая динамика, бытие постольку является таковым, поскольку непрерывно
возрастает в степени. В этом смысле бытие
есть средоточие жизни, жить – значит бытийствовать. Не быть – означает
умирать, выходить из бытия в небытийные или призрачные сферы.
Бытие – это состояние,
свойство, предикат. Бытийствует мир в целом. Но непосредственный субъект бытия – богочеловеческое творческое начало мироздания. Это начало бытия и
есть само сущее, которое
предшествует бытию по сути (по определению Вл.С. Соловьёва). Мир же бытийствует
не в полной мере, а только устремлён к полноте бытия. Мир более небытиен, чем
бытиен (потому сатана – «князь мира сего»
– Ин. 14, 30). Мир во многом замкнут в себе и отъединён от бытия, более
существует, нежели бытийствует. В этом смысле бытие первичнее и полнее сущего
(так определяются эти понятия у М. Хайдеггера, хотя и на других осованиях).
Тварный мир бытийно
многоступенен. Многообразие мира, его предметов и существ представляет собой иерархию бытия. Человек, венец этой
иерархии, является не только пастырем
бытия (М. Хайдеггер) и не только подлинным субъектом бытия, но по образу
Божьему человек есть само бытие.
Можно сказать, что бытие бытийствует в
мире через человека. Бытие мира, расколотое на субъектность и
предикатность, в человеке должно найти воссоединение и воплощение.
В полной же мере бытие
принадлежит Самому Богу. В Боге, как Самобытии, тождественны бытие и сущее.
Истинно Сущий обладает всеполнотой бытия. Абсолютное Бытие воплощено в живом
облике Сущего («Я есмь Сущий» – Исх. 3,
14). Бог является пиком бытия самого по себе и Он – Бытие-в-себе.
Бог обращён к твари с зовом к преображению, Он является миру
как Новое Бытие. Если быть – значит сотворить Богу, творчески возвышать мир и
возносить его к Божьему престолу, то не быть – означает отказываться от
творческого усилия либо сопротивляться ему. Вектор небытия направлен против творческого акта Бога. В этом
смысле ничто в мире не индифферентно, но либо бытийствует, либо не бытийствует.
Любая остановка в возрастании бытия есть стагнация, смерть, небытие. Бытие есть усилие добра и путь к благу,
акты добра являются вехами утверждения бытия, небытие же тождественно злу (сатана – дух небытия). Добро есть утверждение
бытия, само бытие; зло – это
разрушение бытия, небытие.
Бытие укоренено в
свободном акте Творца. Бытие-добро
проистекает из свободы как средоточия и источника, акт свободы порождает только бытие. Свобода дарована Богом и
является образом и подобием Божиим в человеке. С вкушением с древа познания
добра и зла человек совершил первый свободный
акт бытия.
Мир как сущий устремлён к
бытию, как существующий – ещё не пробился из мрака небытия к свету бытия. Мир
до окончания времен бытийствует не в полной мере, но только частично, и тем
самым отчасти погружён в небытие. Небытие
возникает в бытии мира как самодовлеющая реакция всего мирского.
Принятие бытия – тягчайшее
бремя, слабые существа стремятся избегнуть бремени бытия. Но невозможно войти в бытие без принятия его
бремени, всякая попытка отказа от бремени
бытия обрушивает в небытие.
Итак, источник небытия
ни на небе, ни на земле книги «Бытие», он не может быть в домировом ничто,
поскольку в нём нет бытия, без чего не может быть и небытия. Небытие возможно
только как противостояние бытию и
потому небытие возникает только в мире сем как арене бытия, внутри бытия. У
небытия нет корней ни вне бытия, ни в самом бытии. Небытие имеет своим источником само небытие: всё в мире, что сопротивляется
бытию, противостоит ему и борется с ним, слагается в сферу небытия, зла.
Небытие – из небытия и в небытие. Небытие – остановка в бытии, умаление бытия, искажение
истинного облика бытия, восстание на бытие, которое может проистекать из любой
сферы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий