пятница, 28 декабря 2018 г.

О ПРИРОДЕ ЗЛА. 1. Диалектика бытия и небытия



До сотворения мира не было ни добра, ни зла, ибо не было их критериев. Всё, что было до акта грехопадения – по ту сторону добра и зла. В мгновение самоопределения Первочеловека перед древом познания добра и зла впервые проявляется основополагающая поляризация бытия:
- Добро есть исполнение Божественного назначения, сотворчество Богу. Всё, что способствует творению Божию есть добро.
- Зло это отказ от исполнения Божественного предустановления к творчеству, сопротивление творению Божиему. Все силы любого происхождения, восстающие на творческий акт Бога, а значит, и на Самого Творца и Его творение, есть силы зла. «Я отрицаю всё, и в этом суть моя», – говорит Фауст у Гёте. Дух зла объединяет всё, что сопротивляется Божественному творчеству. Потому сатана[1] – враг замысла Божия о человеке и мире, это противник Христа – Бога в человеке и человека в Боге.
С акта грехопадения мир вступает в бытие. Быть – значит творить, утверждать Божие творение. Бытие есть динамика Богочеловеческого творчества, процесс преображения ветхой земли в Новую Землю и Новое Небо. Бытие бытийствует в мире, поскольку в нём поддерживается огонь преображения. Бытие – это творческая динамика, бытие постольку является таковым, поскольку непрерывно возрастает в степени. В этом смысле бытие есть средоточие жизни, жить – значит бытийствовать. Не быть – означает умирать, выходить из бытия в небытийные или призрачные сферы.
Бытие – это состояние, свойство, предикат. Бытийствует мир в целом. Но непосредственный субъект бытия богочеловеческое творческое начало мироздания. Это начало бытия и есть само сущее, которое предшествует бытию по сути (по определению Вл.С. Соловьёва). Мир же бытийствует не в полной мере, а только устремлён к полноте бытия. Мир более небытиен, чем бытиен (потому сатана – «князь мира сего» – Ин. 14, 30). Мир во многом замкнут в себе и отъединён от бытия, более существует, нежели бытийствует. В этом смысле бытие первичнее и полнее сущего (так определяются эти понятия у М. Хайдеггера, хотя и на других осованиях).
Тварный мир бытийно многоступенен. Многообразие мира, его предметов и существ представляет собой иерархию бытия. Человек, венец этой иерархии, является не только пастырем бытия (М. Хайдеггер) и не только подлинным субъектом бытия, но по образу Божьему человек есть само бытие. Можно сказать, что бытие бытийствует в мире через человека. Бытие мира, расколотое на субъектность и предикатность, в человеке должно найти воссоединение и воплощение.
В полной же мере бытие принадлежит Самому Богу. В Боге, как Самобытии, тождественны бытие и сущее. Истинно Сущий обладает всеполнотой бытия. Абсолютное Бытие воплощено в живом облике Сущего («Я есмь Сущий» – Исх. 3, 14). Бог является пиком бытия самого по себе и Он – Бытие-в-себе.
Бог обращён к твари с зовом к преображению, Он является миру как Новое Бытие. Если быть – значит сотворить Богу, творчески возвышать мир и возносить его к Божьему престолу, то не быть – означает отказываться от творческого усилия либо сопротивляться ему. Вектор небытия направлен против творческого акта Бога. В этом смысле ничто в мире не индифферентно, но либо бытийствует, либо не бытийствует. Любая остановка в возрастании бытия есть стагнация, смерть, небытие. Бытие есть усилие добра и путь к благу, акты добра являются вехами утверждения бытия, небытие же тождественно злу (сатана дух небытия). Добро есть утверждение бытия, само бытие; зло это разрушение бытия, небытие.
Бытие укоренено в свободном акте Творца. Бытие-добро проистекает из свободы как средоточия и источника, акт свободы порождает только бытие. Свобода дарована Богом и является образом и подобием Божиим в человеке. С вкушением с древа познания добра и зла человек совершил первый свободный акт бытия.
Мир как сущий устремлён к бытию, как существующий – ещё не пробился из мрака небытия к свету бытия. Мир до окончания времен бытийствует не в полной мере, но только частично, и тем самым отчасти погружён в небытие. Небытие возникает в бытии мира как самодовлеющая реакция всего мирского.
Принятие бытия – тягчайшее бремя, слабые существа стремятся избегнуть бремени бытия. Но невозможно войти в бытие без принятия его бремени, всякая попытка отказа от бремени бытия обрушивает в небытие.
Итак, источник небытия ни на небе, ни на земле книги «Бытие», он не может быть в домировом ничто, поскольку в нём нет бытия, без чего не может быть и небытия. Небытие возможно только как противостояние бытию и потому небытие возникает только в мире сем как арене бытия, внутри бытия. У небытия нет корней ни вне бытия, ни в самом бытии. Небытие имеет своим источником само небытие: всё в мире, что сопротивляется бытию, противостоит ему и борется с ним, слагается в сферу небытия, зла. Небытие – из небытия и в небытие. Небытие – остановка в бытии, умаление бытия, искажение истинного облика бытия, восстание на бытие, которое может проистекать из любой сферы.



[1] Сатана́ - от ивр.‏‎ śāṭān, арам. sāṭānā, - «противник», «клеветник», 

Комментариев нет:

Отправить комментарий