Личность, как вечный
образ и подобие Божие в человеке – неуничтожима. Но без творческого
самополагания личностное начало свёртывается до семенной потенции
и выпадает из сущего. При этом залог её бытия, как вечносущая искра
Божия, сохраняется в вечности, но не принимает участия в преображении
бытия. В свою очередь в мире сем человек, не борющийся с небытием, не
восходящий духовно и не преображающий себя – перестает быть личностью.
Но способна ли душа по собственной злой воле уничтожить себя и безвозвратно
уйти в небытие? Человек может отказаться от творческой свободы, являющейся
онтологическим основанием личности, предать Богом данное назначение.
Но человек не способен разрушить то, что создано Самим Творцом, – вечную
душу. Уход в небытие является смертью для воплощённого бытия, в
вечности же сохраняется основа личности – вечная душа. Поэтому в
падении, в грехе, во зле и в смерти, как торжестве зла, человек сохраняет
возможность восстановления разрушенного, возвращения личностного
достоинства и дальнейшего преображения. Залог воскресения –
нерастворимый, неуничтожимый фундамент личности – вечное, духовное,
апофатическое в ней.
Духовное самоуглубление
сосредоточивает на апофатическом центре души, связывает
личность с вечностью и Богом. Это погружение в транссубъективное.
Внутреннее «хождение за-пределы» – трансцендирование –
требует духовного напряжения и сосредоточения, оно достигается
в состояниях углубленной молитвы, духовной аскезы, мистического
озарения, творческого экстаза, всепоглощающей любви. При этом взор
«Я» личности углубляется в собственные духовные недра.
Дух личности возвышается над мирским, оставляя и то, что имеет высшую
ценность для мира сего, отвлекаясь, отключаясь от
всего незыблемого и авторитетного в нём. На высочайших ступенях
духовного восхождения-самоуглубления открывается, что все наши
представления о вечности и о Боге – человеческие имена Божества.
Оставляя и их, чтобы не сотворить себе кумиров, душа входит в состояние божественной
пустоты, божественного мрака и молчания. Духовный
экстаз (по-гречески – восхищение, возвышение, выход за собственные
пределы) выводит душу из мирского существования. Душа – сама в себе,
и в то же время оказывается в лоне вечности, познает Бога и соединяется
с Ним. В недрах Божиих открывается полнота бытия, в сравнении с которой
всё известное до сих пор оказывается частичным. Это запредельный
диалог души с Богом, в котором душа молчит для жизни в миру
– апофатическое молчание духа. Учение о восхождении духа и
синергии – взаимодействия божественной благодати и свободы человека – разработано
Григорием Паламой.
«Несомненно, что во всех
человеческих существах глубже всякого определённого чувства, представления и
воли лежит непосредственное ощущение абсолютной действительности, в котором
действие абсолютного непосредственно нами воспринимается, в котором мы, так сказать,
соприкасаемся с Самосущим» (Вл.С. Соловьев).
В руках Божиих и перед
престолом Божиим вечный личный дух совершает решающие
акты самополагания. Душа ощущает зов к земному поприщу. Метафизический
центр личности возвращается из духовной запредельности в
мир сей. Душа, наполненная новым, не вмещающимся в мирские формы опытом,
совершает обратный путь – путь положительного – катафатического самоопределения.
Это уже новая, преображённая душа, и поэтому человек видит мир другими
глазами. Тайны вещей представляются раскрытыми, и происходит их
новое творческое именование.
Апофатический духовный
путь ведёт к мистическому воссоединению с Творцом, катафатический
же – к принятию бремени личного сотворчества Богу. Эти линии духовного
назначения и судьбы личности складываются в крест личностного
бытия, в разные состояния и различные этапы формирования-преображения
единой души. Процессы эти в большинстве своём не долговременны, сокрыты
не только для внешнего взора, но и для обыденного сознания того, кто
их переживает.
Таким образом, в
апофатической искорке Божией человек связан с идеей
себя в Боге. Это – апофаза в человеке, глубинное его бытие,
неисчерпаемый источник всех его состояний, область творческой свободы, его первообраз.
Это трансцендентное в имманентном, ибо трансцендентное открывается человеку
через имманентный духовный опыт: «Трансцендентное приходит к человеку
не извне, а изнутри, из глубины, Бог более глубже внутри меня, чем я сам» (Н.А.
Бердяев). Вечное в душе человека трансцендирует все его возможности и
состояния. В вечном личность выбирает, но в этом мире она воплощает свой выбор.
Каждое мгновение человеческой судьбы предстоит перед судом вечности. Духовное
бытие человека и мирское его существование укоренены в глубине его личности, в
апофазе, в вечном в нём. Так взаимопроникаются три уровня бытия человека:
апофатический, духовный, мирской.
Комментариев нет:
Отправить комментарий