Личность универсальна,
это микрокосм, и через укоренённость в Боге она выходит к другим «Я».
Личность задумана Создателем соборной. Свободная связь личности с
Богом и соборная с другими личностями – это Богочеловечество.
Богочеловечность – основа для обретения и углубления личностного
достоинства человека.
Христианство открывает,
что персоналистическое бытие есть одновременно бытие соборное. Соборность –
это единство многообразия, гармония множественности в единстве.
Но объединение бескачественного многообразия не является соборностью.
Подлинная соборность есть свободное, братское, любовное соединение
абсолютных личностей. Прообразом соборности является собор
Ипостасей Святой Троицы. Идеал православия – соборная любовь на земле
по образу небесной любви Ипостасей Божиих: «Дабы воззрением
на Святую Троицу уничижался страх розни мира сего». Соборность
есть вершина личности, когда личность открывается всем и всему не
умаляя, а наполняя себя. «Соборность – внутренний,
конкретный универсализм личности, а не отчуждение совести в какой-либо
внешний коллектив… Соборность есть мое качествование,
расширение моего опыта до сверхличностного, всеобщего
опыта… Соборность мне более всего близка в чувстве общей вины, ответственности
за всех» (Н.А. Бердяев).
Каждая Ипостась
Святой Троицы есть Божественная Личность, Которая, не умаляясь в
своём личном бытии, соборно воссоединена с другими в единстве Триипостасного
Личного Бога. Только личность может соединяться, не умаляя, а возвышая
себя. Соборность достигается прорастанием личностного начала –
индивидуальной свободы и независимости в сочетании с обращенностью
и тяготением к другим. По образу Божественных Ипостасей Святой
Троицы личность есть абсолютная индивидуальность, стремящаяся к воссоединению
с другими индивидуальностями. Чем больше человек становится личностью,
тем ближе он в любовном обращении к Богу и к другим личностям: «Положите,
что круг есть мир, самая середина круга Бог, а прямые линии (радиусы)... суть
пути жизни людей… Когда удаляются от Бога… в той же мере удаляются
друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и
от Бога. Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим
Бога, настолько каждый удалён и от ближнего. Если же возлюбим Бога,
то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся
любовью и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся
и с Богом» (св. Авва Дорофей).
Соборность есть идеал
царства свободных личностей, соединённых узами свободной любви.
Царство не от мира сего, в котором любовь соединяет личности по образу
Святой Троицы: навечно, нераздельно и неслиянно, когда все будут
для всех и Бог всяческая во всём. Душа, взыскующая царство
будущего века, стремится и к личностному средоточению, и к личностным
связям. Чем более человек является личностью, тем более он индивидуален,
неповторим, но одновременно и раскрыт к другим. Небесный идеал соборности
отражается на земле: каждый импульс соборного единения преобразователен: «Истинно
также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о
всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.
18, 19-20).
«Принцип христианской
соборности может быть лишь персоналистическим. Соборность как духовная общность
находится в субъекте, не в объекте, означает качество субъекта. Раскрытие в нём
универсальности» (Н.А. Бердяев). Полноценная личность достигает полной индивидуальной
свободы и неповторимости в свободной обращённости и любви ко всем
личностям. Личностное является как самодостаточность единичности
при свободном слиянии со всеми и неповторимо с каждым. Соборность – это
свободное единение свободных личностей, свободное множество в любовном
единстве. Идеал соборности – в соединении человечества вечных
душ в любви. Соборность без любви немыслима и невозможна.
Любовь – сила
сцепления соборно-персоналистических начал – проявляет
активно-деятельную роль в истории .Любовь как подвигающий принцип
истории – в этом цель земного назначения. Оттого для человека
так противоестественны всякие насильственные объединения. Положение
о том, что человек – существо общественное, является социальной
проекцией истины о соборности личности. Прочность и человечность
различных коллективов зависит от того, из какого начала они произведены:
начала персоналистического и соборного либо начала безличного.
Безличный коллектив – это механизм или конгломерат, перемалывающий
личность и не имеющий перспектив вечности. Личность соборностью своей
противоположна нивелирующему коллективизму, а персоналистичностью
противоположна эгоистическому индивидуализму. «Внутренний
экзистенциальный универсализм личности нужно противополагать внешнему
объективированному универсализму, создававшему все новые и новые формы рабства.
Всё не личное, всё отчуждённое в сферу общего есть прельщение и рабство
человека» (Н.А. Бердяев). Цель
бытия не безличный коллективизм, не самость и своеволие
индивидуализма, а преображенный мир свободно обращённых
друг к другу личностей, царство любви и свободы каждой личности в
единении с Богом и друг с другом.
Соборность – это собрание
свободных личностей, каждая из которых достигла такого уровня персонификации,
когда в ней раскрывается универсум, когда индивидуально раскрывается
истина о сораспятии всего сущего и совместном крестонесении бытия.
Соборность – это общая сораспятость Богу. В мирской жизни идеал соборности
является одной из мощнейших преобразующих исторических сил. Подлинное созидание
возможно при осознании зависимости и ответственности всех друг перед другом. Мы
не имели бы бытия, если бы наши предки своим противостоянием небытию не
сохранили возможность жизни для нас. Если мы не выполним своё предназначение,
оборвётся то, ради чего жили отцы. Если потомки не завершат, обессмыслится и
наша жизнь. Все сознательно или нет участвуют в свершении общего соборного
дела.
Комментариев нет:
Отправить комментарий