Русская жизнь регламентировалась в
большинстве своём не сводами законов и не установленным порядком, а авторитетом
традиций, выражающих историческую память народа и национальное самосознание.
Поэтому на Руси доминировало прецедентное,
а не формальное право. Прецедент схватывает дух права, закон же устанавливает
неизменную правовую формулу. Прецедент меняется в восприятии во времени, в
зависимости от морально-правового сознания людей. Закон же отчуждается от
общества, его породившего. Устное, обычное право истолковывается народом.
Записанный закон толкуется кастой законников, судей. «Никогда русский человек не верил и не будет верить в возможность
устроения жизни на юридических началах» (Л.А. Тихомиров). Пренебрежение к
правовому устроению серединного земного царства таит опасность нравственного
срыва, ибо право подпирает и муштрует слабонравие. Своеобразное жизнеощущение
открывает новые исторические возможности, в нём заложена подлинно христианская
нравственность, мотивированная не формальным моральным законом, а свободной
потребностью любви, милосердия и справедливости. Нравственность, основанная не
на долге, а на совести и любви, – поступаю так не потому, что должен, а потому,
что иначе не могу, – это характерно русская совестливость. Высший идеал русской идеи – торжество правды,
справедливости, доброты и любви.
«Русское
Православие – наименее нормативная форма
христианства. В нём духовный опыт наименее подчинен норме… Русское
Православие в лучшем, идеальном своём сознании признаёт авторитет самого
воздействующего на нас божественного бытия, самой явленной божественной
энергии, то есть авторитет
онтологический, а не юридический и не рационалистический… Православие
внушало идею обязанности, а не идею права… Православие воспитывало русский
народ не нормами поведения, а образами
жития святых и культом святости, и центр тяжести религиозной жизни Православие
полагало в молитве, которая есть богообщение, а не нормировка жизни» (Н.А. Бердяев). Для русского жизнечувствия
добродетель является внутренней душевной потребностью, а не исполнением внешних
повелений. Добродетель по нравственным предписаниям, по закону, а не по
Христовой любви не вполне добродетельна. Для русского жизнечувствия добродетель
является внутренней душевной потребностью, а не исполнением внешних повелений.
Добродетель по нравственным предписаниям, по закону, а не по Христовой любви не
вполне добродетельна.
Православие несло русскому человеку не
рациональные повеления, а живое свидетельство истины, взывающее к человеку: «Русский народ и истинно русский человек живут
святостью не в том смысле, что видят в святости свой путь или считают святость
для себя в какой-либо мере достижимой или обязательной. Русь совсем не свята и
не почитает для себя обязательно сделаться святой и осуществить идеал святости;
она свята лишь в том смысле, что бесконечно почитает святых и святость, только
в святости видит высшее состояние жизни, в то время как на Западе видят высшее
состояние также и в достижениях познания или общественной справедливости, в
торжестве культуры, в творческой гениальности. Для русской религиозной души
святится не столько человек, сколько сама русская земля» (Н.А. Бердяев).
Нравственное и правовое чувство русского
человека, основанное на подлинно христианском жизнеощущении, не достигло в
русской идее степени самосознания. Было органичное чувство добра и правды, но недоставало незыблемого нравственного сознания и ясного правосознания
личности. Этим потенциям русской идеи ещё предстоит развиться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий