Русский
народ сохранился в течение тысячелетия на грани выживания в невиданно суровых
природно-климатических и геополитических условиях, при этом освоил безбрежные
просторы, построил огромное многонациональное государство, создал высокую
цивилизацию и великую культуру? Беспрецедентные исторические деяния говорят об
уникальном национальном характере и о некой исторической миссии. Русский народ выходил из
всех исторических катастроф более сильным и готовым к новым свершениям. Необходимо
осмыслить историческое новое назначение народа после века революций и коммунистической
диктатуры.
Истоки русской трагедии начала ХХ века – революция Петра I, который в своих
реформах разрушил основы русской государственной и культурной традиции. Было
создано новое правящее сословие – петровское дворянство, которое с самого
начала было ориентировано на Запад, на Европу, и отрицало традиции русской
православной цивилизации. Это сыграло роковую роль во все последующие века.
Правящий слой в России говорил изначально при Петре на голландском, потом на
немецком, в конце XVIII века на английском, в начале ХIХ на французском языке.
(Пушкин, как и все дети, сначала научился говорить на французском, затем, слава
Богу, народный гений Арина Родионовна влила в него массив русских преданий,
отсюда то явление, которое мы называем «наше всё», в том числе и современный
русский язык).
Это был национальный разлом, цивилизационный отрыв правящего и культурного слоя от традиционных сословий, которые оставались носителями органичных ценностей и культуры. Во всех странах существовала социальная пропасть между правящим, культурным сословием и простонародьем. Но в России помимо этого была пропасть культурная, цивилизационная. Простонародные слои относилось к дворянам как к иностранцам, которые говорили на иностранном языке, носили иностранную одежду и, самое главное, несли чуждые для России идеалы, так называемые «европейские ценности». В силу своего генезиса наше культурное сословие воспринимало в Европе не столько позитивные ценности, сколько заблуждения и ложные идеи. Это я называю «иллюзией русского Запада». То, что в Европе уже было отжившим, маргинальным, либо гипотетическим, в России воспринималось как идеал и повеление к действию.
Все радикальные идеологии – идеологические мании – сформировались в Европе: атеизм, материализм, позитивизм, либерализм, социализм, коммунизм, фашизм, теперь вот постмодернизм и глобализация… Медленно выращивая духовные яды, европейское общество вырабатывало и противоядия, приобретало иммунитет, поэтому болело идеоманиями в лёгких формах. Но именно в России некие не сущие существа, носящиеся в воздухе («Трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одарённые умом и волей» - Ф.М. Достоевский) вызвали духовный мор, что привело к катастрофическим последствиям. По аналогии: когда европейцы колонизировали американский континент, от европейского «чиха» вымирали индейские племена, потому что у них не было иммунитета к тем болезням, к которым европейцы привыкли. В русской культуре не было иммунитета к европейским духам небытия. Поэтому все европейские идеологии в России принимали наиболее радикальные формы.
Это был национальный разлом, цивилизационный отрыв правящего и культурного слоя от традиционных сословий, которые оставались носителями органичных ценностей и культуры. Во всех странах существовала социальная пропасть между правящим, культурным сословием и простонародьем. Но в России помимо этого была пропасть культурная, цивилизационная. Простонародные слои относилось к дворянам как к иностранцам, которые говорили на иностранном языке, носили иностранную одежду и, самое главное, несли чуждые для России идеалы, так называемые «европейские ценности». В силу своего генезиса наше культурное сословие воспринимало в Европе не столько позитивные ценности, сколько заблуждения и ложные идеи. Это я называю «иллюзией русского Запада». То, что в Европе уже было отжившим, маргинальным, либо гипотетическим, в России воспринималось как идеал и повеление к действию.
Все радикальные идеологии – идеологические мании – сформировались в Европе: атеизм, материализм, позитивизм, либерализм, социализм, коммунизм, фашизм, теперь вот постмодернизм и глобализация… Медленно выращивая духовные яды, европейское общество вырабатывало и противоядия, приобретало иммунитет, поэтому болело идеоманиями в лёгких формах. Но именно в России некие не сущие существа, носящиеся в воздухе («Трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одарённые умом и волей» - Ф.М. Достоевский) вызвали духовный мор, что привело к катастрофическим последствиям. По аналогии: когда европейцы колонизировали американский континент, от европейского «чиха» вымирали индейские племена, потому что у них не было иммунитета к тем болезням, к которым европейцы привыкли. В русской культуре не было иммунитета к европейским духам небытия. Поэтому все европейские идеологии в России принимали наиболее радикальные формы.
В результате в начале ХХ века искажённое мировоззрение правящих и
культурных слоёв не позволило адекватно ответить на эпохальные вызовы, что и
привело Россию к катастрофе. Так крестьянский вопрос, очень важный сам по себе
и очень острый, мог бы быть решён, если бы правящие слои не были бы настроены
по существу антинационально. И Гражданскую войну Белые (то есть правящие и
культурные слои) проиграли потому, что так и не осознали живую жизнь большинства России, не смогли предложить ему реальные
понятные для него идеалы, и не поддержали антибольшевистские восстания крестьянского
большинства народа.
Этот роковой национальный разрыв преодолевается в наше время. Это русская патриотическая революция:
возврат культурного, образованного сословия, вслед и правящих слоёв к
историческим традициям, к русской органичной культуре, к православию. Значение
этого процесса мы, современники («лицом к
лицу не увидать»), не осознаем вполне. Крым смог вернуться, то есть
возвращение исконно русских земель произошло только потому, что это уже было
подготовлено в духовных измерениях: русский национально-государственный
организм постепенно возвращает свою историческую память, национальное
самосознание. Мы опомнились после десятилетий страшной разрухи духовной конституции нации. И только
поэтому так вело себя большинство людей в Крыму, и только поэтому так адекватно
действовало российское руководство, и только потому это закончилось победой.
Это невиданное в мировой истории мирное
национальное волеизъявление можно называть «Крымская патриотическая революция».
При всех наших невзгодах и трудностях сегодня идут очень важные процессы. Наша политическая элита вслед за культурной и образованной обогащается патриотическими ценностями. Лет двадцать назад невозможно было представить, чтобы представители культуры, науки и политики собирались в Российском Парламенте на Рождественских чтениях и говорили на одном языке, об общих ценностях. Более того, в России XIX-начала XX веков невозможно было представить большое собрание образованных людей, настроенных патриотично и считающих себя православными. Это и есть симптомы национального опамятования, духовного возрождения.
А как было недавно: в начале 90-х годов все центральные каналы ТВ транслировали как президент России Ельцин на паперти Кремлёвского собора на Пасху – в день Воскресения Христова, обратился: «Дорогие россияне, поздравляю вас с днём рождения Христа Святого». Это свидетельство того, что человек вообще ничего не понимал в тысячелетней русской православной цивилизации, в истории того государства, которым руководил, – соответствующие и результаты руководства. Мы можем видеть, как сознание политического слоя, политических лидеров и президента меняется – выходит в духовные исторические измерения. С годами меняются они, меняемся мы, меняется общество. Это транслируется и на внешнюю политику России.
Этот процесс был замечен европейскими политиками и аналитиками. Вот что пишут в Европе: «Вместо американской стратегии единоличного диктата и доминирования российский президент не первый год предлагает стратегию равноправного сотрудничества и учёта интересов всех членов мирового сообщества независимо от их богатства, влияния и силы. В этом залог общей безопасности и стабильного развития. Владимир Путин открыто предлагает русскую альтернативу ныне действующей американской концепции мирового порядка. Для Вашингтона мир это — вертикальная, пирамидально-иерархическая организация международного сообщества, на вершине которой находятся Соединённые Штаты и их европейские сателлиты. Для Москвы мир это — горизонтальная организация международного сообщества, в виде равноправных союзов тяготеющих друг к другу народов и государств, поддерживающих в целом мировой баланс интересов. Именно на достижении нового и справедливого миропорядка направлен в целом психотерапевтический метод Путина, который он изящно применяет в отношении «приболевших» Соединённых Штатов и Европы».
Это не наши пишут, это пишут на Западе о русской альтернативе мирового порядка. Почему лидер России действует иначе, чем западные политики? Потому что он возвращается к русским национальным архетипам, отсюда в борьбе о будущем мира Россия формирует новые подходы. Признание примата международного права и отказ от его произвольных трактовок, опирающихся на право силы. Отказ от подавления политических оппонентов силой в пользу политики взаимоприемлемого компромисса. Равенство интересов действительно суверенных государств, независимо от их политического, экономического веса и военной мощи. Россия смогла предложить не только себя в качестве альтернативного США лидера, но и новую систему взаимоотношений на международной арене, воспринимаемую союзниками и партнерами как справедливую. Во многих сферах идёт борьба за перепрофилирование механизма мирового господства США в механизм реализации интересов всего мирового сообщества. Если это не удастся в рамках МВФ, будет развиваться альтернативный проект в виде Банка БРИКС. Сегодня единственной гарантией справедливости будущего человечества служит международное поведение России, доказавшей свою способность на равных противостоять США в военно-политическом и финансово-экономическом сферах. При этом Россия не подавляет более слабые государства и не навязывает им собственные интересы. США опираются на вынужденные союзы, учитывающие только интересы Вашингтона, а Россия на добровольные и взаимовыгодные. Таким образом альтернативой американской политике грубой силы является российская стратегия взаимовыгодного сотрудничества.
Настал момент, когда министр иностранных дел России заявил о самом главном, о чём немыслимо было услышать не только двадцать, но и пять лет назад. Сергей Лавров констатировал, что Россия возвращается к традиционным духовным ценностям, и это одна из причин отдаления Запада от неё: «К нашему удивлению, стали даже оперировать тезисом о том, что Советский Союз с его коммунистической доктриной, по крайней мере, оставался в рамках выработанной на Западе системы идей, в то время как новая Россия возвращается к своим традиционным ценностям, коренящимся в Православии, и вследствие этого становится еще менее понятной». Наряду с этим в последнее время всё отчетливее проявляется «противоречие между объективно укрепляющейся многополярностью и стремлением США и исторического Запада сохранить свои привычные доминирующие позиции, между культурно-цивилизационным многообразием современного мира и попытками навязать всем западную шкалу ценностей». Последняя, как отметил министр, «всё больше отрывается от своих собственных христианских корней и все менее восприимчива к религиозным чувствам людей других вероисповеданий».
Таким образом, на международном фронте идёт главная борьба – борьба концепций мироустройства. Наши лидеры, помимо того, что выражают политику России и защищают её жизненные интересы, предлагают новый образ мироустройства. Россия напоминает, что в русском языке выражено: мир (как человечество) может иметь будущее только как мир – мирное сосуществование множества разнообразных народов, стран и цивилизаций.
Можно именовать концепцию мироустройства, которую предлагают лидеры России, как единство многообразия. Но это дефиниция, то есть краткое определение русской соборности. В одном измерении соборность противостоит тотальному индивидуализму, в другом – тотальному коллективизму, являя гармонию меры того и другого. Православная соборность укрепляла в русском человеке чувство национального и общественного единства, противостояла вражде и розни. Соборность отражается в русской уживчивости, в здравом инстинкте общежития, без которого невозможна нормальная жизнь множества национальностей в крупнейшей стране.
Таким образом, не только Церковь, не только религиозные мыслители и учёные, но и наши политические лидеры начинают транслировать миру архетипы русских национальных традиций. И это не навязывание своего, а ответ на эпохальные вызовы. Мы видим, что западная цивилизация, навязав человечеству собственные ценности и идеалы, ведёт его к гибели по всем измерениям, начиная от экологического, кончая термоядерным и террористическим. Отказываясь от христианских ценностей и цивилизационной идентичности западная цивилизация совершает акт суицида, втягивая в пропасть весь мир. Но человечество, как общечеловеческий организм, как и всякий организм вовсе не склонен к суициду, а стремится к самосохранению, и, сопротивляясь нежити, он вырабатывает новые архетипы нового мирожительства. Какой ареал в мире может их предложить? Судя по всему, это и происходит сейчас со стороны русской православной цивилизации, пережившей тысячелетие трагической судьбы, а значит и уникального исторического опыта, который сейчас может быть востребован. И это понимают уже не только в России.
Развивая эту тему, Патриарх Кирилл на Всемирном Русском Соборе говорил: «Солидарное общество – это русский социальный идеал… это такое общество, в котором отношения взаимопомощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и конкуренции. Это общество, в котором нет «лишних людей», нет обречённых и проклятых. Таков идеал, основанный на самой сути евангельского учения. И вместе с тем это национальный идеал, в котором проявилось русское понимание христианства. По сути дела, это идеал нравственного общества и государства, предполагающий бережное отношение к подлинным ценностям и историческому опыту народа».
Патриарх говорил об универсальности русского национального идеала: «Русская цивилизация является не только русской и не только православно-христианской, несмотря на решающий вклад русского народа и Русской Православной Церкви в ее созидание. Она является общим домом и общим достоянием для народов разных религий, вероисповеданий и культур. Прочным фундаментом этого дома стало отрицание превосходства одних народов над другими, уважение к их равенству и достоинству».
Идеалы солидарности должны быть в основе не только внутренней политики, но и внешней. «Если 90-е годы проходили под знаком разрушения и хаоса, а нулевые — под знаком восстановления разрушенного, то теперь время задуматься о будущем». Осмысление себя, своих «исторических корней и базовых ценностей нашей цивилизации и их актуализации в перспективе вызовов XXI века», – ведёт к осознанию миссии России в современном мире. Россия свидетельствует, что для самосохранения человечеству необходимо отказаться от декларирования превосходства какой-либо цивилизации, а вернуться к уважению достоинства других, к гармоническому сочетанию культур, цивилизаций, государств. Это значит и возвращение в международное правовое пространство, которое сегодня практически уничтожено, возвращение роли ООН, её институтов…
Важен именно духовный аспект проблемы. Преодолевая пропасть, которая привела русскую цивилизацию к катастрофе, Россия, возрождаясь, предлагает миру новый мировой проект – проект солидарного мироустройства, соборного человечества.
При всех наших невзгодах и трудностях сегодня идут очень важные процессы. Наша политическая элита вслед за культурной и образованной обогащается патриотическими ценностями. Лет двадцать назад невозможно было представить, чтобы представители культуры, науки и политики собирались в Российском Парламенте на Рождественских чтениях и говорили на одном языке, об общих ценностях. Более того, в России XIX-начала XX веков невозможно было представить большое собрание образованных людей, настроенных патриотично и считающих себя православными. Это и есть симптомы национального опамятования, духовного возрождения.
А как было недавно: в начале 90-х годов все центральные каналы ТВ транслировали как президент России Ельцин на паперти Кремлёвского собора на Пасху – в день Воскресения Христова, обратился: «Дорогие россияне, поздравляю вас с днём рождения Христа Святого». Это свидетельство того, что человек вообще ничего не понимал в тысячелетней русской православной цивилизации, в истории того государства, которым руководил, – соответствующие и результаты руководства. Мы можем видеть, как сознание политического слоя, политических лидеров и президента меняется – выходит в духовные исторические измерения. С годами меняются они, меняемся мы, меняется общество. Это транслируется и на внешнюю политику России.
Этот процесс был замечен европейскими политиками и аналитиками. Вот что пишут в Европе: «Вместо американской стратегии единоличного диктата и доминирования российский президент не первый год предлагает стратегию равноправного сотрудничества и учёта интересов всех членов мирового сообщества независимо от их богатства, влияния и силы. В этом залог общей безопасности и стабильного развития. Владимир Путин открыто предлагает русскую альтернативу ныне действующей американской концепции мирового порядка. Для Вашингтона мир это — вертикальная, пирамидально-иерархическая организация международного сообщества, на вершине которой находятся Соединённые Штаты и их европейские сателлиты. Для Москвы мир это — горизонтальная организация международного сообщества, в виде равноправных союзов тяготеющих друг к другу народов и государств, поддерживающих в целом мировой баланс интересов. Именно на достижении нового и справедливого миропорядка направлен в целом психотерапевтический метод Путина, который он изящно применяет в отношении «приболевших» Соединённых Штатов и Европы».
Это не наши пишут, это пишут на Западе о русской альтернативе мирового порядка. Почему лидер России действует иначе, чем западные политики? Потому что он возвращается к русским национальным архетипам, отсюда в борьбе о будущем мира Россия формирует новые подходы. Признание примата международного права и отказ от его произвольных трактовок, опирающихся на право силы. Отказ от подавления политических оппонентов силой в пользу политики взаимоприемлемого компромисса. Равенство интересов действительно суверенных государств, независимо от их политического, экономического веса и военной мощи. Россия смогла предложить не только себя в качестве альтернативного США лидера, но и новую систему взаимоотношений на международной арене, воспринимаемую союзниками и партнерами как справедливую. Во многих сферах идёт борьба за перепрофилирование механизма мирового господства США в механизм реализации интересов всего мирового сообщества. Если это не удастся в рамках МВФ, будет развиваться альтернативный проект в виде Банка БРИКС. Сегодня единственной гарантией справедливости будущего человечества служит международное поведение России, доказавшей свою способность на равных противостоять США в военно-политическом и финансово-экономическом сферах. При этом Россия не подавляет более слабые государства и не навязывает им собственные интересы. США опираются на вынужденные союзы, учитывающие только интересы Вашингтона, а Россия на добровольные и взаимовыгодные. Таким образом альтернативой американской политике грубой силы является российская стратегия взаимовыгодного сотрудничества.
Настал момент, когда министр иностранных дел России заявил о самом главном, о чём немыслимо было услышать не только двадцать, но и пять лет назад. Сергей Лавров констатировал, что Россия возвращается к традиционным духовным ценностям, и это одна из причин отдаления Запада от неё: «К нашему удивлению, стали даже оперировать тезисом о том, что Советский Союз с его коммунистической доктриной, по крайней мере, оставался в рамках выработанной на Западе системы идей, в то время как новая Россия возвращается к своим традиционным ценностям, коренящимся в Православии, и вследствие этого становится еще менее понятной». Наряду с этим в последнее время всё отчетливее проявляется «противоречие между объективно укрепляющейся многополярностью и стремлением США и исторического Запада сохранить свои привычные доминирующие позиции, между культурно-цивилизационным многообразием современного мира и попытками навязать всем западную шкалу ценностей». Последняя, как отметил министр, «всё больше отрывается от своих собственных христианских корней и все менее восприимчива к религиозным чувствам людей других вероисповеданий».
Таким образом, на международном фронте идёт главная борьба – борьба концепций мироустройства. Наши лидеры, помимо того, что выражают политику России и защищают её жизненные интересы, предлагают новый образ мироустройства. Россия напоминает, что в русском языке выражено: мир (как человечество) может иметь будущее только как мир – мирное сосуществование множества разнообразных народов, стран и цивилизаций.
Можно именовать концепцию мироустройства, которую предлагают лидеры России, как единство многообразия. Но это дефиниция, то есть краткое определение русской соборности. В одном измерении соборность противостоит тотальному индивидуализму, в другом – тотальному коллективизму, являя гармонию меры того и другого. Православная соборность укрепляла в русском человеке чувство национального и общественного единства, противостояла вражде и розни. Соборность отражается в русской уживчивости, в здравом инстинкте общежития, без которого невозможна нормальная жизнь множества национальностей в крупнейшей стране.
Таким образом, не только Церковь, не только религиозные мыслители и учёные, но и наши политические лидеры начинают транслировать миру архетипы русских национальных традиций. И это не навязывание своего, а ответ на эпохальные вызовы. Мы видим, что западная цивилизация, навязав человечеству собственные ценности и идеалы, ведёт его к гибели по всем измерениям, начиная от экологического, кончая термоядерным и террористическим. Отказываясь от христианских ценностей и цивилизационной идентичности западная цивилизация совершает акт суицида, втягивая в пропасть весь мир. Но человечество, как общечеловеческий организм, как и всякий организм вовсе не склонен к суициду, а стремится к самосохранению, и, сопротивляясь нежити, он вырабатывает новые архетипы нового мирожительства. Какой ареал в мире может их предложить? Судя по всему, это и происходит сейчас со стороны русской православной цивилизации, пережившей тысячелетие трагической судьбы, а значит и уникального исторического опыта, который сейчас может быть востребован. И это понимают уже не только в России.
Развивая эту тему, Патриарх Кирилл на Всемирном Русском Соборе говорил: «Солидарное общество – это русский социальный идеал… это такое общество, в котором отношения взаимопомощи и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и конкуренции. Это общество, в котором нет «лишних людей», нет обречённых и проклятых. Таков идеал, основанный на самой сути евангельского учения. И вместе с тем это национальный идеал, в котором проявилось русское понимание христианства. По сути дела, это идеал нравственного общества и государства, предполагающий бережное отношение к подлинным ценностям и историческому опыту народа».
Патриарх говорил об универсальности русского национального идеала: «Русская цивилизация является не только русской и не только православно-христианской, несмотря на решающий вклад русского народа и Русской Православной Церкви в ее созидание. Она является общим домом и общим достоянием для народов разных религий, вероисповеданий и культур. Прочным фундаментом этого дома стало отрицание превосходства одних народов над другими, уважение к их равенству и достоинству».
Идеалы солидарности должны быть в основе не только внутренней политики, но и внешней. «Если 90-е годы проходили под знаком разрушения и хаоса, а нулевые — под знаком восстановления разрушенного, то теперь время задуматься о будущем». Осмысление себя, своих «исторических корней и базовых ценностей нашей цивилизации и их актуализации в перспективе вызовов XXI века», – ведёт к осознанию миссии России в современном мире. Россия свидетельствует, что для самосохранения человечеству необходимо отказаться от декларирования превосходства какой-либо цивилизации, а вернуться к уважению достоинства других, к гармоническому сочетанию культур, цивилизаций, государств. Это значит и возвращение в международное правовое пространство, которое сегодня практически уничтожено, возвращение роли ООН, её институтов…
Важен именно духовный аспект проблемы. Преодолевая пропасть, которая привела русскую цивилизацию к катастрофе, Россия, возрождаясь, предлагает миру новый мировой проект – проект солидарного мироустройства, соборного человечества.
Компактная и содержательная статья. Чётко и по существу. Спасибо автору.
ОтветитьУдалить