Вечная душа, воплотившись
в миру, последовательно проходит различные ступени персонификации – взращивания в себе
личностного начала: единица, единичность, самость или индивидуальность,
индивид, индивидуум, личность, духовная личность. Первые четыре из
них являются процессом индивидуации материи, её обособления,
ответвления от общего и от других. Последние три – собственно персонификация
– процесс духовного сосредоточения, собирания мировой плоти вокруг
вечного индивидуального центра. Индивидуация – во многом стихийное
обособление материи. Персонификация исходит от духа и овладевает
процессом индивидуации. Персонификация должна направлять и ориентировать
индивидуацию. Вне персонификации индивидуация ведёт к раздроблению
материи, её хаотизации.
Вечный личный дух,
погружаясь в плоть, нисходит до хаотического «дна» материального мира.
Затем восходит в воплощённом состоянии, неся и преобразуя плоть,
миссия человека в преображении бытия – мира, космоса, материи. Все пройденные
персонификацией уровни бытия человек содержит в себе. Потому человек
и есть микрокосм, вбирающий в себя иерархию космоса.
Ступени персонификации.
1) Единица –
первое проявление индивидуации на уровне физико-химической природы и
энергии. Здесь вечная душа соединяется с материальным фундаментом
космоса. Единица качественно не выделена и неопределённа, неотличима
от других, существует скоротечно. Её пронизывает, через неё действует,
ею движет общеприродная энергия, сама она не способна ни участвовать
в действии, ни реагировать. Единица выделяет «место» души в материи
и явлена в формах материи как таковой – физико-химический состав
человеческого тела составляет предмет, как и всякий физический
предмет (камень, например). Материя «переливается» через человеческое
тело, как единицу, и за несколько лет происходит полная смена физического
состава тела.
2) Единичность проявляется
на уровне живой материи и витальной – жизненной энергии. Это живое единство,
обособленная жизнь и носитель жизни. Это первое выделение из общего
корня жизни. Через единичность душа человека соединена с живой материей.
Она реагирует на внешние стимулы, но не действует сама. Единичностью
является живая клетка, растение, живая материальная основа организма,
тела человека. Единичность – начало качественной определённости,
но она повторима, нумерична (эта береза ничем по существу
не отличается от той березы).
3) Самость или
особь проявляется на уровне общепсихической или животной энергии.
Соединяется общеживотным бессознательным. Это самопроявление
животной единичности – животное. Конкретное существо, отличающее
себя от другого и других. В человеке самость – это его животное
«эго». Это новая ступень качественного обособления, выделяющая и
защищающая себя, но ещё полностью подчиняющаяся общеродовому.
4) Индивид, или
бессознательная душа, индивидуальное бессознательное проявляется
на уровне индивидуальной психической энергии. Здесь вечная душа погружена
в коллективное бессознательное, в бессознательное душевное единство
человечества. Индивид – это биологический или социальный атом, существует
как часть рода или общества, он есть результат атомизации природы родового.
Вместе с тем он индивидуален, обладает природным своеобразием, совокупностью
качеств и отличительных свойств, выражающих сущность отдельного индивида,
в нём есть нечто специфическое и неповторимое. Организм есть
индивидуальная целостность, многочастность, подчинённая индивидуальному единству.
Индивидуальность целиком в организме и есть организм. Индивиды «одновременно
и противопоставлены, и повторны: каждый из них обладает своим “осколком”
природы, и эта бесконечно радробленная природа остаётся всегда одной и той же
без подлинного различия» (Вл. Н. Лосский). Индивидом является и
высокоорганизованное животное, и ребёнок, и не вполне развитой человек,
не сознающий своей индивидуальности и выделенности из общеродового.
5) Индивидуум – носитель
индивидуального сознания или сознательной души, сознающая
себя индивидуальность. Индивидуумы объединены коллективным сознанием,
единством человеческого сознания. Индивидуум означает по-латыни неделимое,
как атом по-гречески. Это неразложимое единство, имеющее духовную основу.
Взрослый самосознающий человек является индивидуумом.
6) Личность – самоопределяющийся
вечный личный дух, адекватно воплотившийся и раскрывшийся в миру. Личности
объединены духовной связью человечества. Личность свободна по отношению
к природному, родовому, общему. Личность – это духовно развитый и
сосредоточенный человек. Если как индивидуум человек является
единственным, оригинальным, своеобразным, незаменимым элементом
мира, имеющим особое место и значение в мироздании, то в личности человек
не элемент, а творец мира, не только занимает определённое место в мире,
но, как микрокосм, несёт в себе весь мир, не только имеет особое значение
в мире, но является исполнителем мировых судеб.
«Индивидуум есть категория
натуралистически-биологическая. Личность же есть категория религиозно-духовная.
Индивидуум – часть вида, но рождён биологическим родовым процессом.
Личность для природного индивида есть задание» (Н.А. Бердяев).
«У Отцов личность есть
свобода по отношению к природе: она не может быть никак обусловлена
психологически или нравственно. Всякое свойство (атрибут) повторно:
оно принадлежит природе, и мы можем встретить его и у других индивидуумов, даже
определённое сочетание качеств можно где-то найти. Личностная же неповторимость
есть то, что пребывает даже тогда, когда изъят всякий контекст, космический,
социальный или индивидуальный – всё, что может быть выражено.
Личность несравненна, она “совершенно другое”. Плюсуются индивидуумы, но не
личности. Личность всегда единственна» (Вл. Н. Лосский).
Но это не предел персонификации.
Личность совершенствуется путём духовного самоуглубления.
7) Духовная
личность – апофатическое «Я» личности, предельно
явленный в мире сем метафизический центр души, духовная пуповина, связывающая
личность с вечностью и с Богом, личность в предстоянии перед Богом;
вместе с тем это и предельно возможная степень воплощения, преображения материи
и плоти духом. Духовные личности составляют
соборное единство в духе и любви всех вечных душ друг с другом и с Богом. Апофаза
личности является центром духовного единства, скрепляющим
духовные, душевные и материальные качества человека. Всё, в чём
данный человек есть как таковой, исходит из глубин его апофатической
духовности. Но и человеческое апофатическое соприкасается не с
Божественным апофатическим – сущностью Божией, а с Божественными энергиями. По
учению св. Григория Паламы человек, очищая свою душу и углубляясь в себя,
переживая своего рода онтологический катарсис, упрощение души и
трезвение, внутренне восходит вслед за апостолами на Фавор для переживания
Преображения Господня. «Фаворский свет для исихаста есть несозданная
энергия Божия, отличная от Его сущности, энергия, благодаря которой
богопознание и богопричастие становятся возможным опытно, экзистенциально» (арх.
Киприан). Далее в глубину Божественной сущности проникает взор мистического
богословствования: «Отрицательное богословие относится именно к
сущности, тогда как проявления Бога в мире, Его “выступления”, энергии,
ветхозаветные теофании доступны нашему именованию» (арх. Киприан). Для
христианских праведников выход за пределы детерминированности мира сего в экстатически
восторженных состояниях умоисступления является этапом мистического
пути богопознания. Цель же – исихия как совершенное
упокоение, апофатическое молчание духа: это «Божественный
гнозис, познаваемый через неведение… Мрак, превышающий всякий свет… Теофания,
достигаемая через непреодолимый экстаз, абсолютно чистый и свободный, благодаря
которому человек устремляется к сверхсущественным лучам божественного мрака» (Ареопагитики).
Наивысшее воплощение личности, наибольшее открытие глубине личностного
бытия или пики персонификации – явлены в святости и
творческой гениальности.
Таким образом, единичность
не существует сама по себе. Субстанциальна только личность, ибо создана
непосредственно Творцом как вечное начало. Единица же, единичность,
самость, индивид, индивидуум – это ступени персонификации, прорастания
личностного начала в материи. Личность – в апофатической глубине
единичности, как движущее начало, причина и цель. В этом измерении
все явления, предметы, существа в мире – созданы личностью. Многообразие
форм мировой плоти является воплощением пути и этапов персонификации
личности. Все мировые тела возникают в результате творческой
активности духовных монад. Космогенез является следами
и отражением антропогенеза. Эволюция вселенной оказывается
путём воплощения вечных человеческих душ. Космос в целом представляет
собой плоть человека, как вечного личного духа: «Мир и есть человек,
вселенная и есть его тело» (С.Н. Булгаков).
Поздравляю! Прекрасное переложение "Феноменологии духа" Гегеля.
ОтветитьУдалить