Личность, как вечный
образ и подобие Божие в человеке – неуничтожима. Но без творческого
самополагания личностное начало свёртывается до семенной потенции
и выпадает из сущего. При этом залог её бытия, как вечносущая искра
Божия, сохраняется в вечности, но не принимает участия в преображении
бытия, – это форма адского прозябания. В свою очередь, в мире сем человек,
не борющийся с небытием, не восходящий духовно и не преображающий
себя – перестает быть личностью. Но способна ли душа по собственной
злой воле уничтожить себя и безвозвратно уйти в небытие? Человек может
отказаться от творческой свободы, являющейся онтологическим основанием
личности, предать Богом данное назначение. Но человек не способен
разрушить то, что создано Самим Творцом, – вечную душу.
Уход в небытие является смертью для воплощённого бытия, в вечности
же сохраняется основа личности – вечная душа. Поэтому в падении,
в грехе, во зле и в смерти, как торжестве зла, человек сохраняет возможность
восстановления разрушенного, возвращения личностного достоинства
и дальнейшего преображения. Залог воскресения – нерастворимый,
неуничтожимый фундамент личности – вечное, духовное, апофатическое в ней.
Духовное самоуглубление
сосредоточивает на апофатическом центре души, связывает
личность с вечностью и Богом. Это погружение в транссубъективное.
Внутреннее «хождение за-пределы» – трансцендирование –
требует духовного напряжения и сосредоточения, оно достигается
в состояниях углубленной молитвы, духовной аскезы, мистического
озарения, творческого экстаза, всепоглощающей любви. При этом взор
«Я» личности углубляется в собственные духовные недра.
Дух личности возвышается над мирским, оставляя и то, что имеет высшую
ценность для мира сего, отвлекаясь, отключаясь от
всего незыблемого и авторитетного в нём. На высочайших ступенях
духовного восхождения-самоуглубления открывается, что все наши
представления о вечности и о Боге – человеческие имена Божества.
Оставляя и их, чтобы не сотворить себе кумиров, душа входит в состояние божественной
пустоты, божественного мрака и молчания. Духовный
экстаз (по-гречески – восхищение, возвышение, выход за собственные
пределы) выводит душу из мирского существования. Душа – сама в себе,
и в то же время оказывается в лоне вечности, познает Бога и единится
с Ним. В недрах Божиих открывается Его подлинное бытие, в сравнении с
которым всё известное до сих пор оказывается частичным. Это запредельный
диалог души с Богом, в котором душа молчит для жизни в миру
– апофатическое молчание духа.
«Несомненно, что во всех
человеческих существах глубже всякого определённого чувства, представления и
воли лежит непосредственное ощущение абсолютной действительности, в котором
действие абсолютного непосредственно нами воспринимается, в котором мы, так сказать,
соприкасаемся с Самосущим» (Вл.С. Соловьев).
Учение о восхождении
духа и синергии – взаимодействия божественной благодати и свободы человека в
деле спасения – разработано Григорием Паламой. Энергии личности с помощью
благодати Божией могут достигнуть состояния «сонаправленности»
Божественным энергиям (как движению и проявлению во вне самого Бога), – по
подобию Богочеловека. При этом Божественная Сущность принципиально непознаваема
и не достижима.
В руках Божиих и перед
престолом Божиим вечный личный дух совершает решающие
акты самополагания. Душа ощущает зов к земному поприщу. Метафизический
центр личности возвращается из духовной запредельности в
мир сей. Душа, наполненная новым, не вмещающимся в мирские формы опытом,
совершает обратный путь – путь положительного – катафатического самоопределения.
Это уже обновлённая, преображённая душа, и поэтому человек видит мир
другими глазами. Тайны вещей представляются раскрытыми, и происходит
их новое творческое именование.
Апофатический духовный
путь ведёт к мистическому воссоединению с Творцом, катафатический
же – к принятию бремени личного сотворчества Богу. Эти линии духовного
назначения и судьбы личности складываются в крест личностного
бытия, в разные состояния и различные этапы формирования-преображения
единой души. Процессы эти в большинстве своём не долговременны, сокрыты
не только для внешнего взора, но и для обыденного сознания того, кто
их переживает.
Таким образом, в
апофатической искорке Божией человек связан с идеей
себя в Боге. Это – апофаза в человеке, глубинное его бытие,
неисчерпаемый источник всех его состояний, область творческой свободы, его первообраз.
Это трансцендентное в имманентном, ибо трансцендентное открывается человеку
через имманентный духовный опыт: «Трансцендентное приходит к человеку
не извне, а изнутри, из глубины, Бог более глубже внутри меня, чем я сам» (Н.А.
Бердяев). Вечное в душе человека трансцендирует все его возможности и
состояния. В вечном личность выбирает, но в этом мире она воплощает свой выбор.
Каждое мгновение человеческой судьбы предстоит перед судом вечности. Духовное
бытие человека и мирское его существование укоренены в глубине его личности, в
апофазе, в вечном в нём. Так взаимопроникаются три уровня бытия человека:
апофатический, духовный, мирской.
Комментариев нет:
Отправить комментарий