Доклад
на
юбилейных Панаринских чтениях
Государственная
Дума
12
ноября 2015 года
Истоки русской трагедии начала ХХ века – революция
Петра I, который в своих реформах многое создал, но ещё
больше разрушил. Главное, что было создано новое правящее сословие – петровское
дворянство, которое с самого начала было ориентировано на Запад, на Европу, и
отрицало традиции русской православной цивилизации. Это сыграло роковую роль во
все последующие века. Правящий слой в России говорил изначально при Петре на
голландском, потом на немецком, в конце XVIII века на английском, в
начале ХХ на французском языке. (Пушкин, как и все дети, сначала научился
говорить на французском, затем, слава Богу, народный гений Арина Родионовна
влила в него массив русских преданий, отсюда то явление, которое мы называем
«наше всё», в том числе и современный русский язык).
Это был
национальный раскол, цивилизационный отрыв правящего культурного слоя от
традиционных сословий, которые продолжали быть носителями традиционных
ценностей и традиционной культуры. В других странах была социальная пропасть
между правящим, культурным сословьем и простонародьем. Но в России помимо этого
была пропасть культурная, цивилизационная. Простонародье относилось к нашим
дворянам, естественно, как к иностранцам, которые говорили на иностранном
языке, носили иностранную одежду и, самое главное, они несли чуждые для России
идеалы, говоря современным языком, так называемые «европейские ценности».
Причём в силу своего генезиса наше культурное сословие воспринимало в Европе не
столько ценности реальные, сколько псевдоценности. Это я называю «иллюзией русского Запада». То, что в
Европе уже было отжившим, маргинальным, либо гипотетическим, в России
воспринималось как идеал, как повеление к действию.
В результате в начале ХХ века искажённое
мировоззрение правящих и культурных слоёв не позволило адекватно ответить на
эпохальные вызовы, которые привели Россию к катастрофе. Так крестьянский
вопрос, очень важный сам по себе и очень острый, мог бы быть решён, если бы
правящие слои не были бы настроены по существу антинационально.
Почему я об этом говорю? Потому что этот роковой национальный
разрыв преодолевается именно сейчас, в наше время. Это русская патриотическая революция: возврат культурного,
образованного сословия, затем вслед за ними и правящих слоёв к историческим традициям,
к русской традиционной культуре, к православию. Это потрясающее событие, значение
которое мы, современники («лицом к лицу
не увидать») можем и не осознавать вполне. Крым смог вернуться, то есть возвращение
исконно русских земель произошло только потому, что уже было подготовлено в
духовных измерениях: русский национально-государственный организм постепенно
возвращает свою историческую память,
национальное самосознание. Он
опомнился после десятилетий совершенно страшной разрухи, прежде всего, разрухи духовного измерения бытия. И только
поэтому так действовали, так вели себя большинство людей в Крыму, и только
поэтому так адекватно действовало российское руководство, и только поэтому это
так закончилось. Это тоже своеобразное явление, которое можно называть «Крымская патриотическая революция».
Сегодня происходят очень важные события. Наша
политическая элита вслед за культурной и образованной элитой обогащается этими
ценностями. Так лет двадцать назад невозможно было представить, чтобы представители
культуры, науки и политики собирались в Российском Парламенте и говорили на
одном языке, об общих ценностях. Это и есть симптомы национального
опамятования, духовного возрождения.
Приведу пример. Как-то в начале 90-х годов
Президент России Ельцин на паперти Кремлёвского собора на Пасху, то есть день
Воскресения Христова (это транслировали все центральные каналы ТВ) обратился: «Дорогие россияне, поздравляю вас с днём
рождения Христа Святого». Это говорит о том, что человек вообще ничего не
знал, ничего не понимал в тысячелетней русской
православной цивилизации, в истории того государства, которым он руководил,
соответствующим образом и руководил. Мы видим, что нынешний политический слой
меняется, наши политические лидеры и наш президент, переходят к другим измерениям.
С годами меняются они, меняемся мы, меняется общество. Это транслируется и на
внешнюю политику России.
Этот процесс был замечен и европейскими
политиками и аналитиками. Вот что пишут в Европе: «Вместо американской стратегии единоличного диктата
и доминирования российский президент не первый год предлагает стратегию
равноправного сотрудничества и учёта интересов всех членов мирового
сообщества независимо от их богатства, влияния и силы. В этом залог
общей безопасности и стабильного развития. Владимир Путин открыто
предлагает русскую альтернативу ныне
действующей американской концепции мирового порядка. Для Вашингтона мир
это — вертикальная, пирамидально-иерархическая организация международного
сообщества, на вершине которой находятся Соединённые Штаты и их
европейские сателлиты. Для Москвы мир это — горизонтальная организация
международного сообщества, в виде равноправных
союзов тяготеющих друг к другу народов и государств,
поддерживающих в целом мировой баланс интересов. Именно на достижении
нового и справедливого миропорядка
направлен в целом психотерапевтический метод Путина, который он изящно
применяет в отношении «приболевших» Соединённых Штатов и Европы».
Это не наши пишут, это пишут на Западе о русской альтернативе мирового порядка. Почему
лидер России действует иначе, чем западные политики? Потому что он возвращается
к русским национальным архетипам. «На международном фронте идёт главная видимая борьба — борьба концепций мироустройства: 1. Признание примата
международного права и акцентирование внимания на недопустимости
его произвольных трактовок, опирающихся на право силы. 2. Отказ от подавления политических
оппонентов силой в пользу политики
нахождения взаимоприемлемого компромисса. 3. Равенство интересов действительно суверенных государств (независимо
от их политического, экономического веса и военной мощи) в ходе
переговорного процесса…
Россия смогла предложить
не только себя в качестве альтернативного США лидера, но и новую
концепцию мироустройства, воспринимаемую союзниками и партнерами
как справедливую…. Во многих случаях (как, например, в МВФ) идёт
борьба за перепрофилирование механизма обеспечения мирового господства США
в механизм реализации интересов
всего мирового сообщества (либо будет запущен на полную мощность
альтернативный проект в виде Банка БРИКС)… Сегодня единственной гарантией
справедливости будущего мироустройства служит международное поведение России,
доказавшей свою способность на равных противостоять США в режиме
военно-политической и финансово-экономической конфронтации,
но принципиально не использующей свои возможности для подавления
более слабых государств и принуждения их к следованию
в фарватере собственной политики… США опираются на вынужденные союзы,
учитывающие только интересы Вашингтона, а Россия на добровольные – взаимовыгодные... Альтернативой американской политике грубой силы, российской внешнеполитической стратегии взаимовыгодного сотрудничества».
Настал момент, когда министр иностранных дел
России заявил о самом главном, о чём немыслимо было услышать от министра
иностранных не только двадцать лет назад, но и пять лет назад. Сергей Лавров констатировал, что Россия возвращается к традиционным духовным ценностям, и это одна из причин отдаления Запада от неё: «К нашему удивлению, стали даже оперировать
тезисом о том, что Советский Союз с его коммунистической доктриной, по крайней
мере, оставался в рамках выработанной на Западе системы идей, в то время как
новая Россия возвращается к своим традиционным
ценностям, коренящимся в Православии, и вследствие этого становится еще
менее понятной». Наряду с этим в последнее время всё отчетливее проявляется
«противоречие между объективно
укрепляющейся многополярностью и стремлением США и исторического Запада
сохранить свои привычные доминирующие позиции, между культурно-цивилизационным многообразием современного мира и
попытками навязать всем западную шкалу ценностей». Последняя, как отметил
министр, «всё больше отрывается от своих
собственных христианских корней и
все менее восприимчива к религиозным чувствам людей других вероисповеданий».
Таким образом, на международном фронте идёт главная
борьба – борьба концепций мироустройства.
Что мы видим? Наши лидеры – и президент, и министр иностранных дел – помимо
того, что выражают политику России и защищают её жизненные интересы, предлагают
новую концепцию мироустройства. Это признание примата международного права и
акцентирование внимания на недопустимость его произвольных трактовок,
опирающихся на право силы. Это отказ от подавления политических оппонентов
силой в пользу политики нахождения взаимного приемлемого компромисса. Это равенство интересов действительно суверенных государств независимо от их
политического, экономического веса и военной мощи в ходе переговорного процесса…
и так далее и так далее.
Можно именовать концепцию мироустройства, которую
предлагают лидеры России: это единство многообразия.
Но это дефиниция, то есть краткое
определение русской соборности. В одном измерении соборность
противостоит тотальному индивидуализму, в другом – тотальному коллективизму,
являя гармонию меры того и другого. Православная соборность укрепляла в русском
человеке чувство национального и общественного единства, противостояла вражде и
розни. Соборность отражается в русской уживчивости,
в здравом инстинкте общежития, без
которого невозможна нормальная жизнь множества национальностей в крупнейшей
империи.
Таким образом, не только Церковь, не только
религиозные мыслители и учёные, но и наши политические лидеры уже начинают
транслировать миру архетипы русских
национальных традиций. Это не навязывание своего, а ответ на эпохальные
вызовы. Мы видим, что западная цивилизация, навязав человечеству собственные
ценности и идеалы, ведёт его к гибели по всем измерениям, начиная от
экологического, кончая террористическим и термоядерным. Наконец, эта
цивилизация, отказываясь от христианских ценностей и цивилизационной
идентичности, совершает акт суицида, втягивая в пропасть весь мир. Но человечество,
как общечеловеческий организм, как всякий организм вовсе не склонен к суициду,
а стремится к самосохранению, и, сопротивляясь нежити, он вырабатывает некие
новые архетипы нового мироустройства. Какой ареал в мире может их предложить?
Судя по всему, это и происходит сейчас со стороны русской православной цивилизации, пережившей тысячелетие
трагической судьбы, а значит и уникального трагического опыта, который сейчас может
быть востребован как новая концепция
мироустройства. И это понимают уже не только в России.
Развивая эту тему, Патриарх Кирилл на Всемирном
Русском Соборе говорил: «Солидарное общество — это русский
социальный идеал… это такое общество, в котором отношения взаимопомощи
и сотрудничества стоят выше взаимной ревности и конкуренции. Это
общество, в котором нет «лишних людей», нет обречённых и проклятых.
Таков идеал, основанный на самой сути евангельского учения. И вместе
с тем это национальный идеал, в котором проявилось русское понимание
христианства. По сути дела, это идеал нравственного общества
и государства, предполагающий бережное отношение к подлинным
ценностям и историческому опыту народа».
Патриарх говорил об универсальности
русского национального идеала: «Русская
цивилизация является не только русской и не только
православно-христианской, несмотря на решающий вклад русского народа
и Русской Православной Церкви в ее созидание. Она является общим
домом и общим достоянием для народов разных религий, вероисповеданий
и культур. Прочным фундаментом этого дома стало отрицание превосходства
одних народов над другими, уважение к их равенству
и достоинству».
Идеалы
солидарности должны быть в основе не только внутренней политики, но и внешней.
«Если 90-е годы проходили под знаком разрушения и хаоса,
а нулевые — под знаком восстановления разрушенного, то теперь
время задуматься о будущем» Осмысление себя, «исторических
корней и базовых ценностей нашей цивилизации и их актуализации
в перспективе вызовов XXI века»,
- ведёт к осознанию миссии России в современном мире. Россия
свидетельствует, что для самосохранению человечеству необходимо
отказаться от декларирования превосходства какой-либо цивилизации, Так Россия
предлагает миру идеал мироустройства
– солидарное общество. Отсюда такие
прагматические ценности как уважение к достоинству других, гармоническое
сочетание культур, цивилизаций, государств. Это значит и возвращение в международное
правовое пространство, которое сегодня практически уничтожено, роли ООН, её институтов,
и так далее…
Что происходит? Я обращаю внимание именно на духовный аспект проблемы. Преодолевая
пропасть, которая привела русскую цивилизацию к катастрофе, Россия,
возрождаясь, предлагает миру новый
мировой проект, можно было бы сказать, проект
солидарного мироустройства, соборного
человечества.
Виктор АКСЮЧИЦ
Комментариев нет:
Отправить комментарий