Самосознание и история
- Насколько я понял, вы оптимист по натуре?
- Сама жизнь есть сопротивление небытию, она оптимистична по
своей природе. Жить – значит утверждать оптимизм бытия!
Работа над массивом по
историософии России побудила задуматься о том, как осознание истории вырастает
из опыта самоосознания. Индивидуальный опыт по существу ближе к постижению
жизни человеческого духа, каковой и является история. Я не буду доказывать, что
изучал историю своей страны объективно
и беспристрастно – с холодным сердцем,
мои книги о России выстраданы моей жизнью. Описывая судьбу Отечества, я осознаю
и свою судьбу. Я не отрицаю, что моё понимание истории Родины основывается на
моей жизни, более того, убеждён, что это и есть наиболее объективный подход к истории:
наша история и наши судьбы укоренены в общей экзистенции и в едином бытии.
Многие поколения советских людей были насильственно отторгнуты от своей
подлинной родины, нам с детства блокировали историческую память и национальное
сознание, мы росли не в тысячелетней великой русской православной культуре, а в
клочках коммунистической утопии. И можно отнести к разряду чуда, что сквозь
выжженную почву пробивались ростки, движимые интуицией бытия и стремящиеся
обрести Небесное и земное Отечество. Обретение Родины в духовном смысле было
обретением самого себя.
СКВОЗЬ ДИПЛОМ И РАЗВЕДКУ
Обретение
веры безмерно расширило горизонты. «Открытие», что в мировой философии нет ни
одного крупного философа-атеиста, убедило в том, что подлинной может быть
только философия религиозная. Я с упоением приобщился к великой традиции
мудрости. Первоисточниками моих собственных философских исканий были Платон и
Библия – Афины и Иерусалим. Я должен
был осознать себя в бытии и в истории, сложились параллельные линии интересов:
метафизика и историософия. На кафедре истории зарубежной философии изучал
европейских мыслителей. Тема курсовой работы – «Монадология Лейбница». Как ни странно, этот рационалистический текст
открыл мне многое нерационалистическое, – может быть, своей логичностью и
эстетичностью. Следующая курсовая была по протестантскому теологу Пулю Тиллиху,
тема диплома: «Проблема отношения философии и теологии в неопротестантизме
Пауля Тиллиха». Но основным интересом была русская философия, не существовавшая
для философского факультета МГУ. В учебном плане кафедры истории философии
народов СССР не присутствовало ни одного
русского философа, изучались «философские» взгляды учёных-натуралистов,
медиков, незабываем вопрос в экзаменационном билете: устройство глаза у Сеченова. Я же сознавал, что русские философы
совершили грандиозный прорыв, по сравнению с которым европейские осуществляли обработку тылов – систематизировали,
классифицировали те смыслы, которые выводила
из небытия в бытие русская мысль.
Написание
диплома было для меня своеобразной школой отстаивания собственных принципов.
Оппонент диплома – профессор Мельвиль, руководитель кафедры истории зарубежной
философии, один из факультетских интеллектуалов, спросил у меня, почему в
дипломе слово «Бог» пишется с большой буквы. Мне свои убеждения пришлось
объяснять сциентистскими приёмами, ибо профессора этой кафедры считали себя
подлинными учёными, в отличие от марксистских кафедр факультета. Я завёл речь о
том, что понятие «Бог» употребляется в двух языковых традициях. В атеистической
традиции это понятие обозначает не существующий предмет, поэтому и пишется с
маленькой буквы. В теистической традиции это понятие обозначает Личное
Существо, более того – Абсолютное, то есть единственное в своём роде, поэтому –
с заглавной буквы. Так как тема моего диплома описывает теистическую традицию,
то в её рамках писать слово «Бог» с маленькой буквы было бы неграмотно.
Безграмотный подход седовласый профессор принять не мог, поэтому вынужден был
оставить меня на этот счёт в покое. Следующая идеологическая претензия касалась
классиков марксизма-ленинизма. В ту пору любые труды должны были включать
цитаты из триптиха Маркса-Энгельса-Ленина. Понятно, что приходилось долго
обосновывать вездесущность классиков и притягивать за уши их тексты. Я пошёл
другим путём: вляпал в конце каждой главы диплома цитату классиков марлена на религиозную тему. На это мне
оппонент указал, что приведённые цитаты не имеют отношения к тексту диплома. Я
с радостью их убрал вовсе, а учёный муж молча проглотил это, – очевидно времена
и идеологические нравы уже смягчались. Высокую оценку моего диплома отстояла
научный руководитель доктор философии Тамара
Андреевна Кузьмина. К ней я обратился потому, что она читала замечательный
спецкурс по философам ХХ века, в том числе русских религиозных философов.
Познакомившись с моей курсовой, она сказала, что понимает и уважает мой настрой, будет помогать, хотя с такими взглядами
мне дальше будет трудно. После окончания университета мы стали близкими
друзьями и много вместе пережили и переосмыслили.
Изучение
философии побудило к собственным философским обобщениям. Писал много, на разные
темы, но, естественно, в стол. Каждую
страницу приходилось копировать и прятать по разным тайникам у друзей. (В
девяностые друзья Вася с Мариной обнаружили на антресоли в своей квартире давно
забытый чемодан с копиями моих рукописей, – один из многих). Как известно, рукописи не горят только на небе, на
земле же нужно прилагать невероятные усилия для их сохранения, что удалось
сделать во время обыска 1981 года. В 1983 году, очередной раз сбежав на
несколько дней от семьи для работы, услышал по радио «Немецкая волна» о
публикации в парижском журнале «Вестник РСХД» статьи московского учёного Виктора Аксючица «Поэтическое богословие Марины Цветаевой», – для меня это было
равнозначно Нобелевской премии. С того времени меня публиковали в эмигрантских,
затем европейских изданиях, отечественного же читателя пришлось ждать больше
десяти лет.
А в это
время: с сыном Федей. 1987 год
В конце
обучения в МГУ меня вызвали в университетский партийный комитет для беседы с очень солидным человеком.
Внешностью он напоминал разведчика Абеля. Сказал, что его ведомство набирает выпускников для продолжения трехгодичной
учебы в Подмосковье и дальнейшей важной государственной работы за границей, при
полном обеспечении семьи. И что он просит меня как секретаря студенческого
партбюро дать характеристики кандидатам. Я говорил обо всех только
положительное, употребляя профессиональную психологическую терминологию,
которую усвоил у талантливейшего психолога Майи Захаровны Дукаревич. В конце
длительной беседы «Абель» спросил: а как,
Виктор Владимирович, вы относитесь к тому, чтобы самому пойти учиться на
ответственного государственного работника? Я сказал, что подумаю. Как я
понял, это какая-то из спецслужб вербовала кадры для внешней разведки. Сразу же
позвонил Майечке и попросил описать мне какой-нибудь легкий психиатрический
диагноз, чтобы, с одной стороны, не мобилизовали в разведку, с другой же – не
загребли в психушку. Затем позвонил
«Абелю» и сказал, что начинаю курс лечения какого-то устойчивого невроза. Он
вежливо попрощался, и больше с этими предложениями не докучали.
Меня
приняли в аспирантуру кафедры зарубежной философии с темой кандидатской
диссертации: «Проблема человека в неопротестантизме Пауля Тиллиха и
экзистенциализме Николая Бердяева». Но через несколько месяцев мне сказали
доверительно, что был крутой звонок из КГБ, после чего по тихому вычеркнули из
списка аспирантов с негланым запретом работать по профессии.
Виктор АКСЮЧИЦ
Круто!!! Храни тебя Бог!
ОтветитьУдалитьМемуары неотрывно читаются.Давай,Витюш,выпускай книгу.
ОтветитьУдалить