Воспитание православием
Актом национальной самоидентификации – самосознания русского народа было крещение в Православие. Принадлежность к русскому народу всегда определялась не этнически, а по религиозным и культурным признакам, ибо «греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, даёт нам особенный национальный характер» (А.С. Пушкин). После крещения разные племена сложились в единый народ. Истории известна аналогия: исход из Египта семитских племён, которые Моисей объединил верой в Единого Бога Яхве, – религия явилась основанием формирования и существования еврейского народа. Выбрав Православие, народ оформил себя, талантливая природа увидела себя в духовном зерцале православной религиозности, огранила и определила свою сущность. Православная культура не подавляет богатую природу славянина, обуздывает, окультуривает, созидательно ориентирует душевную энергию, претворяя стихийные доблести в добродетели нравственного существа. «Уже самая сущность новой религии – любовь к ближнему, столь доступная общему пониманию, – и вместе с тем прекращение кровавых человеческих жертв ненасытному Перуну не могли не произвести благодетельного переворота в народных представлениях о Верховном существе и не повлиять на смягчение грубых, жестоких нравов» (Д.И. Иловайский). Вместе с церковнославянским языком народ получил космос духовных традиций: античности, платонизма и неоплатонизма, патристики, Византии, обретя доступ к истокам христианства. Акт духовного рождения наделяет народ своеобразными архетипическими свойствами. Отныне в русском характере отразились православные доминанты: духовность, соборность, универсальность, антиномичность, которые по-разному сказывались на разных уровнях культуры. «Вера в Бога давала русскому народу живую совесть, мудрое терпение, тихое трудолюбие, умение прощать и повиноваться, веру в царя, храбрость, преданность, любовь к родине и способность освещать и освящать лучами этой веры весь свой жизненный уклад – и быт, и труд, и природу, и самую смерть» (И.А. Ильин).
Христианство наиболее метафизическая
религия. На судьбе русского народа запечатлено метафизическое тяготение, своего рода метафизическое предпочтение. Это сказывалось в философичности
характера, в пренебрежении к благоустройству обыденной жизни, а также в
эмпирических измерениях: народ освоил огромные суровейшие пространства,
руководствуясь неким идеалом преображения бытия. Православную соборность народ
принял как своё, родное. Многое в русской жизни определялось ею, в частности
созидание империи – через собирание земель, соборное существование множества
племён и религий. Соборность являлась основой русского национального идеала –
единство многообразия в Церкви, обществе, государстве; братство и национальная
солидарность. Национальный идеал оказывал влияние на формирование характера
русского человека, в котором уживались противоположные качества. Выживаемость сочеталась с уживчивостью, самобытность со всечеловечностью – открытостью другим
культурам и влияниям. Христианский универсализм
сказался в открытости Востоку и Западу, в умении переплавлять различные
культурные влияния, разрешать разнообразные проблемы. «Русская национальность есть мировая национальность, никогда не
замыкавшаяся в круге племенных интересов, но всегда несшая идеалы
общечеловеческой жизни, всегда умевшая дать место в своём деле и в своей жизни
множеству самых разнообразных племен» (Л.А. Тихомиров).
В сути своей христианство антиномично: Триединый Бог, Ипостаси
Которого едины и неслиянны, Богочеловек, смертию
смерть поправ, через Крест –
Воскресение, человек – не от мира сего, но в мире сем… Сверху антиномичность русского характера определялась
религиозностью, снизу противоречивость характера народа усиливалась
противоречивой судьбой. Отсюда склонность к крайностям при тяготении к
гармонии, русская вольница при государственном закрепощении, сочетание
централизации и самоуправления земель.
Русская православная религиозность
отличается от западной католической и протестантской, что усугубило различие
русской и европейской души. «Существеннейшее
и драгоценнейшее отличие Православия от Римского католицизма (а потому и от
взбунтовавшихся против него детей его – всех протестантских исповеданий) лежит
не в догматической сфере, не в обрядовой и не в церковно-организационной, а в
сфере религиозного акта и его строения… Всё зависит от того,
какие силы человека и народа – их души и духа – определяют самое верование,
какие силы главные и первичные – и какие душевно-духовные
силы являются вторичными и подчинёнными. Православный человек
движим другими первичными силами, чем католик. И в этом главное, неизменимое,
неизвратимое, определившее русскую душу, её религию и культуру» (И.А.
Ильин).
Религия определяет культуру, жизненный
уклад, характер народа. «Возможность оправдания делами есть основное
положение всего католицизма. Им доказывается необходимость дел; человек должен
творить дела оттого, что делами он оправдывается… Вот почему дела, внешние
подвиги, стоят так высоко в католицизме, так исключительно господствуют в
жизни, им созданной» (Ю.Ф. Самарин). Западноевропейское христианство
ориентирует человека на культ
деятельности, на социальный успех, на внешнюю экспансию, на господство над
природой. Русское Православие воспитывает созерцательность
и духовную углублённость,
способность любви к Богу и к людям. Макс Вебер писал о том, что западная
ментальность характеризуется преобладанием «целе-рационального» поведения, в
котором главное – результат действия. В православном жизнеощущении преобладает «ценностно-рациональная»
установка, в которой действия человека оцениваются в соответствии с правильной
линией поведения – не по конкретному результату, а в соответствии с
традиционными религиозными, этическими, эстетическими и общественными
ценностями. И.А. Ильин описывает онтологические характеристики европейской и
русской религиозности: «Вера католика
есть акт воли. Личной воли и
церковной воли. Больше церковной, чем личной. Потому – акт мысли – личной мысли и церковной мысли. Больше церковной, чем
личной. Всё остальное есть в католицизме подчинённое, несущественное,
нехарактерное или прямо утраченное. Вера православного есть акт любви. Потом акт созерцания. Созерцающая же любовь есть
совесть. Всё остальное в Православии – воля, мысль, дисциплина – имеет значение
вторичное и подчиненное. В этом главное различие. Отличие Иоанновского духа не
от Павловского, а от не-Иоанновского и противо-Иоанновского».
Генезис
европейской религиозности породил её
основные тенденции. «Католик унаследовал
свой религиозный акт – от римской, древнеримской культуры, – которая была
культурой воли, юридической воли, властной
воли, воли к господству над миром. И в то же время культурою мысли, не философской мысли, не разумной мысли, не созерцающей мысли, а мысли отвлечённой, рассудочной, ясной,
трезвой, земной, эмпирической. Римлянин дохристианской эпохи был человеком
волевой власти, вооружённого господства, трезвой логики, прозаического
организаторства. В общем – стихии земной и трезвой. Не стихии любви. Стихии
юридически-государственной, стихии договора, авторитета, покорения; стихии не
совестной; не созерцающей; не любовной. Элемент расчёта и пользы, выгоды и
кары, сделки и оружия преобладал здесь над всем и делал римлянина наподобие иудея существом жестоковыйным и к христианству
до крайности не предрасположенным. Этот акт – как национальный акт римского
народа – влился иррационально в христиан римской нации – проник в католическую
Церковь – определил её ментальность, и веру, и этику, и организацию… Католик
верует тогда, когда он решит веровать – и начнет заставлять себя верить. Поэтому неверие – как акт злой воли – было
для него всегда преступлением; отсюда наказания безбожников, инквизиция,
костры, крестовые походы против еретиков и знаменитый трактат “Молот ведьм”,
написанный в 1487 году двумя инквизиторами… Эта книга обнаруживает изумительную
логику, прекрасное знание Ветхого и Нового Завета, удивительную зоркость в
клиническом описании женской истерии – и даёт систематическое наставление, как
надлежит, какими нечеловеческими пытками и муками пытать от имени Христа и во
славу Христа истерически больных женщин. Я готов признать, что она одна из
самых цельных, страшных и безбожных книг… Этим актом воли и рассудка
определяется и нравственное учение католицизма. С неподражаемым мастерством
логики и знания оно изложено в моральных трактатах отцов иезуитов… Все случаи и
положения жизненного конфликта предусмотрены здесь и разрешимы с точки зрения
их допустимости, греховности и простительности. Здесь есть и ум, и логика, и
опыт, и теологическое образование. Но здесь нет ни сердца, ни живого
созерцания, ни совести, а потому нет Христа и христианства. Здесь есть искусное
разрешение лжи, коварства, порочности и предательства; здесь есть учение о том,
что церковная цель оправдывает всё и всяческие средства; но здесь нет ни любви,
ни доброты, ни Божией Благодати» (И.А. Ильин).
В православном воспитании коренятся
основания противоречивости русского характера. В католическом мировоззрении
бытие состоит из трёх уровней: мир
сей представляет собой сферу естественного, которая находится
между небесной сферой
сверхъестественного и областью зла
– противоестественного. В русском
православном миросозерцании мир делится на две
сферы – Божественную и адскую. Земное существование не имеет
собственной бытийности, это арена борьбы добра и зла. В Европе естественный
уровень бытия – от теологии до права и техники – скрупулезно упорядочивал,
регламентировал и мораль, и межличностные отношения (культура контракта). В России слабо развит
серединный пласт культуры. Господство духа юридического контракта чуждо
русскому человеку, который более ориентирован на возвышенные идеалы и который
неформален, задушевен в общении, непосредственно открыт Богу, людям и природе.
Но недостаток буферной зоны естественного отзывается в русском
человеке не только достоинствами.
Европейская
горизонталь (земная укорененность) и русская вертикаль (устремлённость к
горнему) определяют различия в мировоззрении и характере народов. Русский
человек пребывает в мире сем не от мира сего, он ощущает себя странником и
пришельцем на этой грешной земле и устремлён к горнему. Поэтому он больше
озабочен духовными, бытийными, а не потребительскими интересами, в то время как
западный человек стремится самоустраняться от сложных вопросов и важнейших
проблем. «Русский народ не любит гоняться
за внешностию: он больше всего ценит дух, мысль, суть дела» (Ф.М.
Достоевский). Русский больше склонен к внутреннему совершенствованию, а не к
внешнему успеху, он больше печётся о спасении души, а не о завоевании мира или
приобретении земных благ, и поэтому же в жизни он вполне неприхотлив. «Он любит этот мир не ради его самого, а
ради выявления в нём Божественного мира. Он ценит этот мир лишь постольку,
поскольку видит в нём исходный материал для осуществления своей миссии… Русский
не выносит расхождения между истиной и действительностью. Примечательно, что в
русском языке для двух этих понятий существует одно и то же слово – правда. В
своём редком двойном смысле оно означает то, что есть, и то, что должно быть.
Русский не может жить иначе как не задумываясь, вносить элементы высшего
порядка в вещественный мир, даже если этот мир их отторгает. В конечном счёте,
земное приносится в жертву идее» (В. Шубарт).
Православная религиозность вырабатывала «тип русского человека с его недовольством
этим миром, с его душевной мягкостью, с его нелюбовью к могуществу этого мира,
с его устремлённостью к миру иному, к концу, к Царству Божьему. Русская
народная душа воспитывалась не столько проповедями и доктринальным обучением,
сколько литургически и традицией христианского милосердия, проникшей в самую
глубину душевной структуры» (Н.А. Бердяев).
Многие века христианское Благовестие было
жизненным призывом для русского человека. «Религия
для русского – не второстепенное дело, которое “имеет кое-что сказать”, не
воскресная разгрузка благочестивых чувств, которые в жизни не находят
применения, не обязательная церковная служба, после которой человек опять семь
дней бесцеремонно ступает по жёсткой мостовой повседневности. Верующий русский
всегда несколько “одержим”, не в смысле, что он “рвёт и мечет”, а в том, что он
всё же чем-то ожесточён, так что время от времени должен уговаривать себя,
чтобы не “выпасть” окончательно из скучной колеи повседневности. А если он
молод, ему слишком хочется добиться своего с прямолинейным радикализмом и
честной последовательностью, тут же, сегодня же, сейчас же. Перед лицом Божиим
русский в своём “да” и “нет” – честен. Религия для него является чем-то
“бескомпромиссным”. Эту склонность и особенность восточного благочестия на
Западе склонны воспринимать и оценивать скорее как исключение. Как ты веруешь,
так и реализуешься в жизни: за верой следует воля, за ней – слово, за словом –
дело; остальное равносильно предательству собственной веры. Этот посыл застрял
где-то в сердце и в жилах каждого русского, это ощущение в каждом русском может
пробудиться внезапно и перевернуть всю его жизнь» (И.А. Ильин).
«Во
что веруешь – то и имеешь», – говорил
апостол Павел. Русское мироощущение ориентировано на Абсолют и ищет абсолютное
начало во всём, поэтому тяготеет к органичной
цельности, избегает дробления на самодовлеющие сферы. «У русских, с их чётко выраженной способностью к цельному созерцанию,
всегда было сильно развито чувство, что ничто не следует рассматривать в
отдельности» (В. Шубарт). Русское сознание универсально, всеобъемлюще, это народ, «естественное влечение которого – всеобъемлющая многосторонность духа»
(В.Ф. Одоевский). Русскому присуща «устремлённость
к чему-то бесконечному. У русских всегда есть жажда иной жизни, иного мира,
всегда есть недовольство тем, что есть. Эсхатологическая устремлённость
принадлежит к структуре русской души. Странничество – очень характерное русское
явление, в такой степени незнакомое Западу. Странник ходит по необъятной русской
земле, никогда не оседает и ни к чему не прикрепляется. Странник ищет правды,
ищет Царства Божьего, он устремлён вдаль. Странник не имеет на земле своего
пребывающего града, он устремлён к Граду Грядущему. Народный слой всегда
выделял из своей среды странников… Есть не только физическое, но и духовное
странничество. Оно есть невозможность успокоиться ни на чём конечном,
устремлённость к бесконечному» (Н.А. Бердяев).
Русский национальный дух органично соборен, в больном состоянии соборность
оборачивалась тоталитарностью –
общностью во зле. По мере отчуждения от православного жизнеощущения сознание
образованных слоёв становилось всё более дробным, расколотым и вместе с тем
тоталитарным – всецело захваченным частным принципом.
От универсальной ориентации русского духа
и отсутствия серединной культуры
проистекает русский максимализм:
стремление к абсолютному во всём, к цельности мировоззрения, равнодушие к
частному, частичному, неумение и нежелание рассматривать проблемы партикулярно
(отъединённо от общего смысла), неумение русского человека находить компромисс,
– как можно найти компромисс между добром и злом! В то время как европейская
культура построена на компромиссе интересов и компромиссе ценностей. Отсутствие
серединного царства сказывается у русских «неискушенностью
в выборе более цивилизованных пропорций добра и зла» (Г.В. Федотов),
впадением в крайности, вплоть до противоположностей святое – звериное. Русскому духу несвойственна отвлечённая игра с
понятиями, он с трудом мыслит частно, секулярно. «Русские вообще плохо понимают значение относительного, ступенность
исторического процесса, дифференциацию разных сфер культуры. С этим связан
русский максимализм. Русская душа стремится к целостности, она не мирится с
разделением всего по категориям, она стремится к Абсолютному и всё хочет
подчинить Абсолютному, и это религиозная в ней черта. Но она легко совершает
смешение, принимает относительное за абсолютное, частное за универсальное, и
тогда она впадает в идолопоклонство. Именно русской душе свойственно переключение
религиозной энергии на нерелигиозные предметы, на относительную и частную сферу
науки или социальной жизни» (Н.А. Бердяев). Религиозная катастрофа для русского человека губительна: с потерей
Божественного образа русский человек теряет и человеческий облик. Ибо нет
серединного мира и нет средней меры во всём.
С метафизической
ориентацией русского духа связана склонность к философским размышлениям. Иронично писал об увлечённости
предельными вопросами русских мальчиков Ф.М. Достоевский: «Вот, например, здешний трактир, вот они и сходятся, засели в угол. Всю
жизнь прежде не знали друг друга, а выйдут из трактира, сорок лет опять не
будут знать друг друга, ну и что ж, о чём они будут рассуждать, пока поймали
минутку в трактире-то? О мировых вопросах, не иначе: есть ли Бог, есть ли
бессмертие? И множество, множество самых оригинальных русских мальчиков только
и делают, что о вековечных вопросах говорят… Да, настоящим русским, конечно,
это первые вопросы и прежде всего, да так и надо». Богословско-философский
интерес проявляется не только у интеллигенции и молодежи: «Русскому народу свойственно философствовать. Русский безграмотный
мужик любит ставить вопрос философического характера – о смысле жизни, о Боге,
о вечной жизни, о зле и неправде, о том, как осуществить Царство Божие»
(Н.А. Бердяев). Причём философичность как стремление к поиску смысла во всём
сказывается не только в умствовании, но и в жизни. Для русского истина есть
прежде всего истинная жизнь, поискам которой и служит философия: «Русский ищет нечто главное, нечто самое
важное, законченное, что он понял и признал, на чём он хочет “строить”, чтобы
полностью исчерпать себя, отдав весь свой темперамент, свою любовь, радость
самопожертвования» (И.А. Ильин). В безрелигиозном сознании философическая склонность
вырождалась в беспредметное абстрагирование и утопизм, ибо не было скреп серединной культуры. Так, русская
интеллигенция «умудрялась даже самым
практическим общественным интересам придавать философский характер… Черта эта
отразилась в нашей публицистике, которая учила смыслу жизни и была не столько
конкретной и практической, сколько отвлечённой и философской даже в
рассмотрении проблем экономических» (Н.А. Бердяев).
О религиозной
всеобъятности русской души писал Иван Ильин: «Русская мысль в основе
своей религиозна, выдержана в созерцательно-интуитивном духе, обусловлена
личностно-общественной установкой; она созерцательна даже в сфере высшей математики (у Лобачевского, Лузина и
др.). Она религиозно окрашена у всех по-настоящему глубоких русских философов; она интуитивна у всех
русских историков и, что особенно
заметно, в среде своеобразной русской медицины,
которая врачует больного как единственное в своём роде страждущее существо,
требующее конкретно-индивидуального подхода и созерцательного метода исцеления».
Не только сознание, все проявления русского духа ориентированы религиозно: «Русская воля получает свой размах только тогда, когда она что-то любит (патриотизм), и разворачивается
её невиданная удаль только тогда, когда эта любовь в основе своей религиозна.
Русское искусство поёт и светится
только тогда, когда созерцает сердцем; как только русская поэзия начинает
пренебрегать национальной структурой этого акта, она неизменно оскудевает,
приходит в упадок. Русская живопись
находит, к сожалению, малый отзвук в сегодняшней Европе как раз потому, что
рассудочно настроенное воображение европейца способно тронуть только нечто
чувственно-материальное и конструктивное; сердце своё он оставляет дома, а об
истинном созерцании сердцем имеет весьма отдаленное представление… Русский
театр есть не что иное, как театр духа, возникший из природной потребности
отдаваться созерцанию всем существом» (И.А. Ильин).
Православное отношение к Богу –
сострадание страстям Господним и благоговение перед Воскресением Спасителя –
воспитывало в русском человеке смиренное принятие тягот жизни и трудов, нужды и
лишений, болезней и печалей как очищающее крестонесение. «В этом религиозный источник русской стойкости и терпения, что нельзя
объяснить, исходя из исключительно биологической витальности русских. Отсюда
колоссальная выносливость и сила жертвенности русского народа. Верующий русский
в молитвах и в мирской жизни называет себя “рабом Божиим”, причём слово “раб”
производное от слова “работать”. Именно в этом глубоком смысле оно
воспринимается и используется в церковно-славянском языке… В данном случае “раб
Божий” скорее будет означать “труженик Божий”, “слуга Божий”» (И.А. Ильин).
Переживая сораспятие Христу, «верующий
русский всегда готов к страданию. В “бессмысленное” страдание он вообще-то не
поверит. И если страдание настигает его, то он смотрит не в прошлое – на
“причины”, “вину”, а скорее в будущее, на преодоление страдания, его “смысл”,
его “цель”, в надежде на очищение и наставление. Верующий православный убеждён,
что напрасных страданий не бывает; что Христос на земле пострадал “ради нас”;
что Христос любит каждого страдальца и разделяет с ним его страдание. Не зря же
народная мудрость гласит: “Христос терпел и нам велел”» (И.А. Ильин).
Православие учило воспринимать Благовестие Спасителя как религию любви – Господь есть любовь, что гармонировало с
природной добротой русской души. Любовь к Личному Богу углубляла любовь к
конкретному человеку: «Русское этическое
сознание ставит любовь и сострадание к человеку выше любви к государству, к
нации, к отвлечённой морали, к семье, к науке, к цивилизации и пр.» (Н.А.
Бердяев).
Виктор АКСЮЧИЦ
миф да миф. Превосходний миф.
ОтветитьУдалитьмиф да миф. Превосходний миф.
ОтветитьУдалитьВ представленной выше части работы Виктора Аксючица "Русский характер" автор сосредотачивает внимание на содержании и особенностях религиозного Православия, на базе которого проходило и проходит воспитание русского характера.Автор подчеркивает, что Православная вера прежде всего это акт любви . В этом следует искать отличие православной религиозности от католической и протестантской и в этом соответственно заключается различие
ОтветитьУдалитьрусской и европейской души человеческой. Само земное существование человека в Православной интерпретации есть борьба добра и зла.. Согласно Ф.М.Достоевскому "Русский народ не любит гоняться за внешностию: он больше всего ценит дух, мысль, суть дела". Для русского истина и действительность тождественны. При этом , по слова апостола Павла, "Во что веруешь, то и имеешь".В заключение автор обсуждает вопрос о таких свойствах русского сознания, как универсальность и я бы добавил бесконечная космичность. В русском характере заложено стремление к бесконечному, к космосу и в этом отражается современная необходимость выхода человеческой цивилизации и веры во Всемирный Разум на бесконечные просторы космоса. В.Смирнов