Мои близкие отношения со схиархимандритом Илием в течение более тридцати лет в последние годы возмущают прилепившихся к нему
неофитов, пытающихся «приватизировать святость». Обо всём по порядку.
В каждом номере был мой телефон, и в доме он беспрестанно звонил. Нередко звонили
и не вполне уравновешенные люди. Как-то раз моя жена, отвечая на очередной
звонок, раздражённо спросила: «Кто
говорит?» – «Знакомый». – «А как зовут знакомого?» – «Отец Илий». Так я впервые услышал
высокий голос схиархимандрита Илия, приехавшего с Афона восстанавливать Оптину
Пустынь. Мы встретились на Патриаршем подворье в Переделкино и проговорили
несколько часов. Для меня это было самой высокой оценкой нашего «Выбора».
Вскоре отец Илий стал духовником Оптиной пустыни.
Мудрый старец являет собой живое свидетельство Христовой любви: к многочисленным паломникам со всей России он проникнут кроткой до самоуничижения заботой, на каждого подходящего успевает обратить свой, проницающий душу, взгляд и сказать заветное слово, помочь целительной молитвой.
В бурной и жёсткой политической борьбе в самые сложные времена доходило до меня его светлое напутствие – либо его запиской, либо телефонным звонком его келейника. Несколько раз он спасал меня: кротким предостережением в какой-либо коварной ситуации, молитвенным заступничеством в ситуации роковой. Будучи для меня высочайшим духовным авторитетом, отец Илий никогда не предъявлял жёстких требований. Но на встречах с ним я сам лучше понимал и свои грехи, и свои возможности. Всякий раз удивляет осведомленность схимника в вопросах общественной и политической жизни страны, его суждения здесь неизмеримо глубже профессионалов. Более всего меня поддерживает его интерес к моему творчеству, он неизменно напутствует: «Ты публикуй, публикуй». Как-то в середине девяностых после этой фразы я попечалился: «Демократы не публикуют как “коммуно-фашиста” и “краснокоричневого”, а левые – как антикоммуниста, вот и газета “День” перестала публиковать». – «Что за газета?». – «Бывшая “Завтра”». «А-а, – говорит батюшка, – так там же коммунисты окопались»… И поныне отец Илий благословляет меня на многие начинания... Уже в нынешнее время он издал большим тиражом мои книги: «Русское Православие и богоборчество», «От великих потрясений к Великой России».
По его благословению Глеб Анищенко написал сценарий киносериала «Белая
трагедия», который мы издали книгой и ищем средства на съемку этого
актуальнейшего фильма.
Духоводительство отца Илия сыграло огромную роль и в моей личной жизни.
Моего двенадцатилетнего внука Всеволода (сына журналиста Андрея Бабицкого) батюшка
благословил поступать в богословскую школу для мальчиков Афониада на Святой
Горе. Сева был там первым из России. На летних каникулах в Москве отец Илий
встречался с Севой и подробно расспрашивал о жизни на Афоне. В итоге внук после
Афониады окончил богословский факультет в университете города Салоники, живёт в
Москве, растит трёх сыновей и двух дочурок – моих правнуков. Сева издал
замечательный альбом фотографий жизни монастырей на Афоне, – батюшка долго
рассматривал и читал по-гречески комментарии…
Когда мы приезжали к батюшке за благословением на учебу, жена попросила
помолиться за здоровье своей мамы, которая после инсульта и двухнедельной
реанимации была приговорена врачами к неподвижности. Батюшка поохал, помолился
с нами. Когда мы вышли из храма, раздался звонок моей тёщи, она радостным
голосом сообщила, что сама подошла к висящему на стене телефону…
Батюшка благословляет меня на многие начинания – вся моя жизнь
сопровождается его защитительными молитвами и мудрыми советами.
Молитвенник-чудотворец, духовник Оптиной пустыни и Патриарха Кирилла, а также
многих и многих, он вёл активную просветительскую деятельность, издавал
множество литературы, в проповедях духовно оценивал современные события…
Зная отношение батюшки к войне с Западом, я с друзьями-соратниками по движению
Русский союз стал искать встречи с отцом Илием, чтобы испросить его
благословения на посылаемую нами помощь Донбассу. Несколько месяцев я вёл
переговоры с опекающим старца Геннадием Цурковым (предпринимателем из Орла),
который неоднократно переносил встречу. Наконец, он назначил день и час, когда
я должен позвонить из Козельска и узнать, куда следует подъехать. Со мной были
Алексей Кочетков – координатор Русского союза, организовывающий колонны помощи батальону Русский резерв на донбасском фронте, а также Олег
Емельяненко, отправляющийся вместе со своими друзьями добровольцами в этот
батальон.
Когда я позвонил, Геннадий закричал по телефону: «Это территория Патриарха, он запретил со старцем общаться на политические темы», и потребовал не брать на встречу моих соратников, только передать записки с просьбой о молитве. Мне он предложил подойти к братскому корпусу в Оптиной, в келье которого мы многие годы виделись с батюшкой. Встретил меня шофёр Геннадия, который пропустил только в тамбур корпуса, сказав, чтобы я ждал. Через час проходит батюшка, шофёр говорит, что к мощам, поэтому мне можно только испросить благословения. Батюшка, увидев меня, обрадовался и запричитал: «Почему не поднимаешься ко мне?» Я: «Вот эти Ваши не допускают». Отец Илий очень удивился. Мы присели на диван и пообщались. Затем я провожал батюшку в храм к мощам и спросил: «Как с войной?». «Мы победим!» - сказал схиархимандрит. Шофёр возопил: «Мы же вас предупреждали, чтобы никакой политики!» У храма нас встретили мои соратники и батюшка благословил нас.
Эта некрасивая история обнажила не только личные амбиции некоторых людей, окружающих
батюшку, но и некий идеологический заказ, который выглядит безобразно во время
войны Запада с Россией. Ладно бы, если б всё ограничивалось тем, что Геннадий,
сопровождавший батюшку в поездке в Австрию, потребовал купить себе крутой джип
(об этом рассказал мой знакомый русский предприниматель из Вены). Но дело
оказывается гораздо серьёзнее: речь идёт о блокировании и цензурировании общения
всероссийского молитвенника, что не соответствует не только православным
канонам, но и нравственным нормам. Получается, что патриарх Кирилл «приватизировал»
не только вопрос с останками семьи императора Николая II, но и своего духовника. К
тому же запрет на разговоры со старцем «о политике», на просьбы о его
благословении добровольцев говорит о каком-то странном отношении к той
освободительной войне, которую сейчас ведёт Россия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий