Всё это свидетельствует о том, что христианская мысль некритически
заимствовала иудейскую концепцию творения и грехопадения. Дохристианские
представления о творении мира и назначении человека не были переосмыслены
в свете Новозаветного Откровения. Благая весть о
Богочеловеке требует вскрыть более глубокие смыслы в библейском сказании о
творении мира и грехопадении человека. И как возможно, что радикальное
переосмысление христианством конца истории не меняет ветхозаветный смысл о
начале истории? Глобальная духовная подмена не могла не отразиться в
материальном измерении жизни.
Подобные
противоречия и несоответствия показывают, что толкования наделяют сказание о грехопадении чуждыми ему смыслами.
Текст первых глав Библии и его толкование
имеют различные духовные ориентации, они в некотором смысле
разнонаправлены. Состояние духа тех, кто записывал сказания, и тех, кто их
толкует, во многом различно. Они видели мироздание и миссию в нём человека
по-разному. В чём же экзистенциальные причины
различия их духовных установок?
Религиозному
сознанию известно, что представления о
небесном выстраивают жизнь на земле, а картина мироздания и осмысление роли
человека связаны с тем, как человек понимает началополагающие события в бытии.
Земное сознание не может охватить источники богочеловеческих импульсов
творения. Но богословские категории и концепции оказываются ключами, приоткрывающими тайну бытия,
и, вместе с тем, они являются формулами
метафизических решений человека, которые впоследствии реализуются в
истории.
Глобальный
кризис современной цивилизации заставляет предположить, что человечество во
многом руководствуется ложными ориентирами. Если христианская цивилизация
привела мир к грани самоуничтожения, то необходимо определить основной онтологический вывих в истоках
христианского мировоззрения. Концепция творения
и грехопадения влияла на формирование духовной установки христианских народов,
веками определяла представления о вселенной, о человеке и его роли, была
исходной точкой различных мировоззренческих позиций.
В
свете этого необходимо сравнить состояние современного человечества с образом мироздания, который возникает из
традиционного толкования творения и грехопадения. Из общепринятой в
христианстве концепции грехопадения следует:
1.
Мир земной не создан Творцом непосредственно и не является тем, про который
сказано: «И увидел Бог всё, что Он
создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1. 31). Он появляется как результат
грехопадения человека и есть как бы тень
творения Божиего. Непонятно – откуда он и для чего.
2.
Человек попал в этот мир не в результате свободного, сознательного и
ответственного решения, а вследствие самовольного
дурного проступка. Бог человека в мир не посылал, сам человек тоже не
собирался. Присутствие его в мире сем случайно и бессмысленно.
3.
Начало космоса и земной истории положено не творческим актом Бога и не
свободным соучастием человека, а случайно-греховным падением человека на землю. Вся космическая драма, вся
мировая история изначально не нужны ни Творцу, ни богоподобному созданию Его и
этим обессмыслены. Нет начального целеполагающего творческого акта,
и не предполагается конечное творческое
приращение, что только и наделяет смыслом всякое бытие. И как из
бессмысленного случайного начала может произойти осмысленный благой итог, из
недолжного падения – взыскуемое преображение – Новое Небо и Новая Земля?
4.
Концепция грехопадения не настраивает человека на творческое преображение мира,
а формирует манихейское[1]
отношение к мирозданию. С одной стороны, мир сей – падший, низший,
безблагодатный, и потому заслуженно вызывает отношение к себе как к хаотической
свалке сырья для «высших» потребностей человечества. Человек, по существу, не
отвечает за ту землю, куда изгнан в наказание. С другой стороны, этот мир,
такой, какой он есть – и может быть только таким, каков он есть. Человек может
забыть, что призван покинуть эту землю и вернуться в первозданные сферы, но ему
навсегда внушено чувство, что мир сей
обречён быть самодостаточно-безблагодатным.
5.
Человек ущербен по своему происхождению
в мире и предельно ограничен в своём призвании.
По сути, человек лишён богоподобного достоинства и творческой миссии в
мироздании, ибо всё божественное он
утерял в грехопадении. Его судьба полностью в руках «божественного фатума»
что порождает чувство фаталистической обречённости и пассивность или
необузданной агрессии на «не справедливого» создателя. Либо судьба человека
определяется его своеволием, безответственным распоряжением жизнью, историей,
мирозданием.
Такой образ бытия возникает из традиционной концепции творения и грехопадения. Но разве не таковым видят человека и мир все современные идеологии?! Материализм, рационализм, позитивизм, прагматизм, утилитаризм, атеизм, социализм, коммунизм, фашизм, либерал-коммунизм, постмодернизм, сциентизм, технологическая и потребительская идеологиио, ЛГБТ, black life mathers (чёрня жизнь имеет значение)... – различные системы, по существу, исходят из одного корня, разыгрывая вариации темы безблагодатности и самодостаточности мира, богооставленности, фаталистической заданности или безответственного своеволия человека.
Все
господствующие в современности идеологии
сформировались в результате радикальных выводов из ложной метаконцепции бытия,
согласно которой человек выброшен в низший мир, где ему неведомо небесное
достоинство и творческое назначение, вселенские права и ответственность.
Идеологии сталкиваются с христианским Благовестием о Богочеловечестве в споре о
мире и человеке. Но восстание на призвание христианства порождено внутри
христианства. Мир, в котором мы мучаемся и погибаем сейчас, во многом выстроили
народы, воспитанные христианством. Он запрограммирован
ложной установкой, которая глубоко поразила христианскую цивилизацию и
которая впервые оформилась в концепции грехопадения.
Рецидивы
ветхозаветного законничества в христианской культуре сдерживали воспитание
основополагающих качеств человека: творческую
свободу и вселенскую ответственность. Божественный дар творческой
ответственности нередко подавлялся обскурантистским – враждебным к просвещению
религиозным воспитанием. Неуничтожимый духовный
инстинкт свободы прорывался в жизнь искажённым: человек не хочет понимать и
отвечать за что-либо по существу, он упоён чувством безответственного
обладания. Вырывающийся из-под косной религиозной опеки человек легко
превращается в демоническое существо.
Веками
христианские иерархи пытались сковать в человеке то, что считалось причиной его
грехопадения – стихии плоти, пола, половой любви, с другой стороны – жажду
познания. И неудержимая сила пробивалась в искажённых формах. Современная
ненасытная погоня за благами цивилизации и сексуальная революция – это
болезненная реакция на многовековой тотальный запрет. Христианство учит, что не
дóлжно бесконтрольно раскрепощать в человеке природные стихии. Но нередко
забывалось, что христианство призвано не к отвержению, а к благодатному
преображению плоти.
Духовная
ориентация христианских народов нередко искажалась из-за отсутствия целостного учения о божественной миссии
человека. Это вело к тому, что церковное всё более спиритуализировалось
(отрывало от плоти), а мирское – секуляризировалось, обмирщалось, отрывалось от
духовных основ. Крайний спиритуализм мышления вырождается в абстрактный
идеализм, который становится предтечей диалектического
материализма. Аскетическое смирение без осознания творческой
ответственности вырождается в лжесмирение, прикрывающее лукавую гордыню и
религиозное своеволие. Распространяется тип ложного благочестия: смиренно
потупленный взор и непрестанные ссылки на собственную уничиженность,
сопровождаемые радикальными оценками и осуждением всех и всего вокруг. Другая
ветвь этого направления – гордыня монашеского аскетизма, доводящая до презрения
к миру и людям.
Христианская
культура веками воспитывала личностное начало в человеке. Но в это воспитание
изначально были вплетены чуждые тенденции, и потому сковывался духовный рост
личности. Вечная человеческая душа не вмещалась в тот ограниченный и ущербный
мир, в котором человек пытался себя определить в христианские века. Слепой бунт
против Церкви во многом порождён отталкиванием от этой ложной опеки. Но на свободу
душа вырывается, будучи поражённой двоемыслием и цинизмом, и потому
новоевропейский человек, стремясь к необузданному овладению миром, несёт стихии
разрушения.
В
основе однобокого развития европейского мышления, секуляризации познания и
жизни лежит изначальная ложная установка, пронизавшая христианское
мировоззрение. Культура, называющая себя христианской, ещё не обрела в себе
подлинно христианской направленности. Многие её сферы не были пронизаны
христианскими смыслами. Новозаветное откровение, возвращающее к исходным
началам, обнажает многие ветхие слои в том, что принято считать христианством.
Христианская цивилизация слагалась в результате столкновения христианского
Благовестия о новой твари с богоборчеством. Внутри христианского мировоззрения
содержались нехристианские представления, развитие которых и породило
атеистические и античеловеческие идеологии.
Почему
и как произошло это глобальное мировоззренческое искажение? Оно не могло быть
только результатом всеобщего ослепления на протяжении тысячелетий. Его причины
коренятся в природе человеческого познания, которое фрагментарно по своей
природе.
На
традиционном толковании творения и грехопадения запечатлелся дух предшествующих
эпох. Чтобы разглядеть за ветхими одеждами вечные смыслы, придётся различить онтологические уровни проблемы. Прежде
всего, необходимо выделить само метасобытие
– изначальный факт теоантропогенеза (происхождения
богочеловеческого начала), «то-как-это-было». Естественно, метафизический акт миротворения непосредственно не явлен нам. Он
трансцендентен по отношению к нашему сознанию и чувству, ибо мы в мире сем, а
событие это – предмирно, неотмирно.
Но
вечные человеческие души несут через земную плоть воспоминания о начальных
актах в вечности. Древние мифы и являются фиксированием этих отрывочных
воспоминаний, ибо в древности человечество ещё очень близко к началу бытия, в
его сознании ещё не стерты остатки образов
вечности. Но выразиться эти образы могли в той форме и в той степени,
которая была доступна конкретной эпохе. Богооткровенный текст Библии наиболее
полно и адекватно выражает то, что из небесной предыстории мог вместить
человеческий дух, это «дыхание» вечности, воплощённое в земных образах.
Теоантропогонические акты
могут быть высвечены библейским сказанием фрагментарно и замутнённо, ибо
неизреченная глубина событий в вечности не вполне доступна человеческому
разумению. Но богооткровенный смысл библейских сказаний в том, что они способны
говорить больше того, что написано буквой. Это не только письменное сообщение,
а воплощённое свидетельство, в
котором присутствует Дух Божий.
Религия
нацеливает человека на встречу с Богом, с самим собой в вечности, встречу,
которая здесь на земле может произойти только через Священное Писание. Потому
чтение Священного Писания и становится центром богослужения, что в этом душа
человека восходит к своим корням в вечности, к Божиему престолу. В молитвенном
обращении к Божественному Писанию человек входит в такое состояние, когда
работают не только разум и чувство, но целостный дух его. Жизнь собирается к
собственному метацентру, мы начинаем вспоминать исходный смысл в себе,
экстатически входить в смысл когда-то свершившегося (экстаз – восхищение, выход
за пределы себя). Священный текст пробуждает в нас дух бытия, но открывается он только по мере нашей открытости
Истинному Богу.
[1] Манихейство – учение перса Мани
о дуализме бытия, вековечной борьбе равносильных начал – света и тьмы,
добра и зла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий