ОТКРОВЕНИЕ – Обнаружение, раскрытие Божественной
Истины, самовыявление Божественного Духа, Самооткрытие Бога. Разум способен
воспринять Откровение и выразить Откровение. Сам по себе разум не
самодостаточен, Откровение расширяет, преображает и направляет разум. Голос
Откровения в человеке – религиозная
совесть – не только является критерием нравственности, но и задаёт
установку познания, целеполагание разума.
Вместе с тем, Откровение – это реальность, пронизывающая наш мир.
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ – Первый грех перволюдей, породивший все
грехи мира. Первородный грех вплетён в то деяние, которое называется
грехопадением, но является только одной его стороной. Это первичные отклонения
в первом выборе перволюдей, вне зависимости от того, каким содержанием они
наполнены.
ПЛОТЬ – В результате творческого
упорядочивания хаоса материя обретает формы живой плоти. Плоть – это
материя, приявшая духовное начало. Дух запечатлевается в материи, и она
становится плотью «Иррациональное и
случайное в формировании существ, особенно органических, связанное с
необходимым, доказывает, что в этой области действовала не одна лишь
геометрическая необходимость, что здесь играли роль и свобода, дух»
(Шеллинг). Душа человека подымает на
себе весь строй космоса. Природный порядок и гармония – следы человеческого
воплощения, ступени творческого обуздания меонических
стихий. Первочеловек, нисходящий с небес в мир, потенциально содержал в себе
иерархию первообразов существ и предметов. Душа
мира есть дух человечества, а космос – плоть его, и потому человеческая
душа – средоточие будущего космического порядка. Мир в целом есть арена и материя человеческого воплощения, и
космическая эволюция представляет собой этапы созидания духовным первообразом
человека собственного телесного облика.
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ – Завет Бога и человека в запредельном
диалоге, то, к чему предопределила себя каждая вечная душа в предстоянии перед
Творцом. Благодать, промысл и предопределение являются в этом мире через
человеческую свободу. Если благодать Божия – это условие
и творческая мощь свободы, промысл – голос Божий в недрах
личности, напоминающий о желаемом и угодном Богу, то предопределение – глубинный
отзвук того небесного завета, на котором наша свобода совершила первые акты
самополагания. Это голос Божий внутри нас, напоминающий о том, к чему каждый из
нас предназначил себя на соборном небесном совете. Благодать,
промысл и предопределение являются в этом мире через человеческую свободу.
Полнота свободы личности достижима только при осуществлении ею своего
промыслительного назначения.
ПРОИЗВОЛ – Диктат внешнего или внутреннего хаоса и косности
материи. В произволе воля человека полностью зависит от безличного – внешнего
или внутреннего, обезличивание человека. В своеволии человека господствует
произвол, эгоистически целенаправленный. Произвол хаотически бессмыслен –
произволен. Исторический произвол и своеволие есть прорыв в историю
стихийного либо эгоистического «человеческого фактора»: произвол власти,
хаотические восстания масс, своеволие «великих людей». В них выражаются
инфернальные – адские силы. Зло в мир входит через произвол и своеволие людей.
Проявляется это и через человеческое безволие, и безответственное бездействие в
решающие моменты, разнузданность корыстных влечений, необузданную гордыню.
Своеволие и произвол – это отказ от истинного самоопределения и предательство
свободы, злой выбор человека и народа. Историческое бездействие человека и
народа ставит их под удар слепых исторических и космических стихий. Греховный
же выбор усиливает действие хаоса. Поэтому своеволие индивида и произвол
властей или масс являются действием злого начала, вхождением в мир зла, которое
затем отражается, растёт и злонамеренно использует все безличные стихии.
ПРОМЫСЛ БОЖИЙ – «Божественная
деятельность в мировой жизни, сохраняющая мир и направляющая его к
предназначенной ему цели бытия; непрестанное действие всемогущества,
премудрости и благости Божией, которым Господь сохраняет бытие и силы тварей,
направляет их к благим целям, вспомоществует всякому добру» (Православный
богословский энциклопедический словарь). Это то, что хочет Бог от человека,
бремя бытия, принятие которого Господь ждёт от каждого. Божий промысл в том,
чтобы человек, как зрелое и ответственное существо, совершил решающий поступок
свободно, без гарантий, что Бог исправит и дополнит. Промысл не может являться
в мире в форме агрессивных стихий, либо жестокой судьбы. Свобода человека
заключается в том, чтобы осуществить промысл Божий. Но свобода является не
только условием промыслительного воздействия, промысл Божий входит в
мир как голос человеческой свободы. Промысл Божий направлен не вопреки, а в
поддержку человеческой свободы. Мировые события промыслительны, угодны Богу в
том смысле, что в истинно свободном выборе человека реализуется выбор
Бога. Промыслительное действие Бога в мировой истории является в любви и
сострадании, в подаче помощи падшему, в поддержке в решительный момент. Божие
присутствие в мире выражается не через силы и властвование, а дуновением любви
и милосердия. Промысл является в мир, как живое Божие участие, не подавляющее
нас, а духовно согревающее и взращивающее наше небесное достоинство –
свободу. Духовное Присутствие свободы и есть сила промысла
Божия и благодати Его. Всё определяется волей Божией, но в силу сораспятости
Бога и человека Божия воля является в мир через человеческую свободу.
РАЙ –
Окончательное спасение вечной души. Но душа может переживать состояния спасения
в большей или меньшей степени и в разных планах бытия. Это не конечная цель, не
место передышки заслуженных и избранных, а благодатный этап в мировых
странствиях вечной души, состояние напряжённой борьбы за сохранение и
преображение итогового смысла жизни в мире сем. Райское состояние вбирает все
заслуги и совершенства этой жизни, благо, выстроенное человеком в земном пути,
суммируется в вечности. Чем богаче эта копилка вечности, тем преображённее, тем
более райским оказывается облик души. Двери в рай не где-то во вселенной или на
небе, а в глубине души. Рай по окончании времён – это вхождение в Бога,
уподобление Богу, познание Бога во всей полноте Его природы: «Когда откроется, будем подобны Ему, потому
что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3. 2). В раю открывается замысел Бога о
творении и всё свершившиеся на пути исполнения этого замысла. В преображённом
мире каждая личность будет обладать
полнотой бытия, и в этом все личности будут едины неслиянно. Каждая будет
отлична от других спецификой личного бытия, но все будут в единстве соборной
любви. В преображённом состоянии личность уподобляется Ипостасям Божиим,
Которые неповторимо личностны, неслиянны и нераздельны одновременно. Рай есть
вечность, победа жизни над смертью, потому рай невозможен наряду со
смертоносной временностью, со смертью – с адом. Рай – это такое бытие, которое
не может быть, если за его пределами находится хотя бы одна человеческая душа.
Или все вечные души будут в раю, или рая не будет вовсе.
РОК – Проявление в настоящем стихий и сил,
которые разбужены и приведены в действие человеком или народом в их прошлом. Рок
– историческое возмездие за грехи и ошибки прошлого. Различные поколения и
народы связаны внутри себя и друг с другом единством исторической судьбы,
а значит и общей исторической ответственностью. Поскольку есть
общечеловеческая судьба, то существует и общечеловеческий рок, который,
как всякое глобальное явление, труднопознаваем. Рок порождён первородным
грехом. Роковая карма (в индийских религиях и философии вселенский
причинно-следственный закон, по которому праведные или греховные действия
человека определяют его судьбу) есть связь людей в несвободе, магическое
рабство человечества. Карма противостоит соборной – личной и свободной духовной
взаимосвязи в человечестве. В подвластности року сказывается выпадение в магический
план сущего. Исторический рок – это действие стихий человеческого
общества, разбуженных и сформированных самим человеком. Космический рок
– это реакция природы на безответственное воздействие человека, отражение
человеческих поступков, разрушающих природу, или потеря контроля над
разбуженными природными стихиями. Космическое и историческое возмездие падает,
как правило, на последующие поколения. Но роковые силы слепы только фактически,
по сути же они целенаправленны: это разрушающий импульс, посланный из
прошлого в настоящее и посылаемый из настоящего в будущее. Рок, как диктат
прошлого над будущим, ощущается в настоящем как вина. Это следствие и
последствия неправедного выбора, поступка или ошибки человека. Всё совершённое
душой, запечатлевается в мировой материи, в различных планах космоса –
природно-материальном, энтелехийно-магическом, оккультном. Всё содеянное
запускает определённые механизмы, воздействие которых может отозваться через
века, неожиданно и по видимости не обусловлено. Рок гипнотизирует человека,
сковывает душу ужасом и порабощает. Только сводному состоянию открывается, что
существует возможность выйти из рокового: покаяние и искупление разрывают оковы
рока, и освобождённой душе предоставляется возможность начать новую линию
жизни, преобразить судьбу. Если фаталистические «законы» отражают более
натурально-природную законосообразность, то роковые стихии имеют магическую
природу и взаимосвязи. Носителем рока является энтелехийный космос. Носитель
фатума – космическая и природная материя. В фатуме велика роль слепой
случайности, в роке – причинно-следственной обусловленности. В предельном
измерении, в предстоянии перед вечностью многие фатальные события
оказываются роковыми. Ибо космос и природа, как плоть мироустрояющих духов,
выстраивается и приводится в движение человеческими душами. Поэтому вечные души
людей, в конечном итоге, несут ответственность за всё совершающееся в космосе,
а значит, и за некоторые фатальные события.
Комментариев нет:
Отправить комментарий