суббота, 16 ноября 2019 г.

СЛОВАРЬ АВТОРСКИХ ПОНЯТИЙ. Откровение - Рок.



ОТКРОВЕНИЕ – Обнаружение, раскрытие Божественной Истины, самовыявление Божественного Духа, Самооткрытие Бога. Разум способен воспринять Откровение и выразить Откровение. Сам по себе разум не самодостаточен, Откровение расширяет, преображает и направляет разум. Голос Откровения в человеке – религиозная совесть – не только является критерием нравственности, но и задаёт установку познания, целеполагание разума. Вместе с тем, Откровение – это реальность, пронизывающая наш мир.
ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ – Первый грех перволюдей, породивший все грехи мира. Первородный грех вплетён в то деяние, которое называется грехопадением, но является только одной его стороной. Это первичные отклонения в первом выборе перволюдей, вне зависимости от того, каким содержанием они наполнены.
ПЛОТЬ – В результате творческого упорядочивания хаоса материя обретает формы живой плоти. Плоть – это материя, приявшая духовное начало. Дух запечатлевается в материи, и она становится плотью «Иррациональное и случайное в формировании существ, особенно органических, связанное с необходимым, доказывает, что в этой области действовала не одна лишь геометрическая необходимость, что здесь играли роль и свобода, дух» (Шеллинг). Душа человека подымает на себе весь строй космоса. Природный порядок и гармония – следы человеческого воплощения, ступени творческого обуздания меонических стихий. Первочеловек, нисходящий с небес в мир, потенциально содержал в себе иерархию первообразов существ и предметов. Душа мира есть дух человечества, а космос – плоть его, и потому человеческая душа – средоточие будущего космического порядка. Мир в целом есть арена и материя человеческого воплощения, и космическая эволюция представляет собой этапы созидания духовным первообразом человека собственного телесного облика.
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ – Завет Бога и человека в запредельном диалоге, то, к чему предопределила себя каждая вечная душа в предстоянии перед Творцом. Благодать, промысл и предопределение являются в этом мире через человеческую свободу. Если благодать Божия – это условие и творческая мощь свободы, промысл – голос Божий в недрах личности, напоминающий о желаемом и угодном Богу, то предопределение – глубинный отзвук того небесного завета, на котором наша свобода совершила первые акты самополагания. Это голос Божий внутри нас, напоминающий о том, к чему каждый из нас предназначил себя на соборном небесном совете. Благодать, промысл и предопределение являются в этом мире через человеческую свободу. Полнота свободы личности достижима только при осуществлении ею своего промыслительного назначения.
ПРОИЗВОЛ – Диктат внешнего или внутреннего хаоса и косности материи. В произволе воля человека полностью зависит от безличного – внешнего или внутреннего, обезличивание человека. В своеволии человека господствует произвол, эгоистически целенаправленный. Произвол хаотически бессмыслен – произволен. Исторический произвол и своеволие есть прорыв в историю стихийного либо эгоистического «человеческого фактора»: произвол власти, хаотические восстания масс, своеволие «великих людей». В них выражаются инфернальные – адские силы. Зло в мир входит через произвол и своеволие людей. Проявляется это и через человеческое безволие, и безответственное бездействие в решающие моменты, разнузданность корыстных влечений, необузданную гордыню. Своеволие и произвол – это отказ от истинного самоопределения и предательство свободы, злой выбор человека и народа. Историческое бездействие человека и народа ставит их под удар слепых исторических и космических стихий. Греховный же выбор усиливает действие хаоса. Поэтому своеволие индивида и произвол властей или масс являются действием злого начала, вхождением в мир зла, которое затем отражается, растёт и злонамеренно использует все безличные стихии.
ПРОМЫСЛ БОЖИЙ«Божественная деятельность в мировой жизни, сохраняющая мир и направляющая его к предназначенной ему цели бытия; непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Господь сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, вспомоществует всякому добру» (Православный богословский энциклопедический словарь). Это то, что хочет Бог от человека, бремя бытия, принятие которого Господь ждёт от каждого. Божий промысл в том, чтобы человек, как зрелое и ответственное существо, совершил решающий поступок свободно, без гарантий, что Бог исправит и дополнит. Промысл не может являться в мире в форме агрессивных стихий, либо жестокой судьбы. Свобода человека заключается в том, чтобы осуществить промысл Божий. Но свобода является не только условием промыслительного воздействия, промысл Божий входит в мир как голос человеческой свободы. Промысл Божий направлен не вопреки, а в поддержку человеческой свободы. Мировые события промыслительны, угодны Богу в том смысле, что в истинно свободном выборе человека реализуется выбор Бога. Промыслительное действие Бога в мировой истории является в любви и сострадании, в подаче помощи падшему, в поддержке в решительный момент. Божие присутствие в мире выражается не через силы и властвование, а дуновением любви и милосердия. Промысл является в мир, как живое Божие участие, не подавляющее нас, а духовно согревающее и взращивающее наше небесное достоинство – свободу. Духовное Присутствие свободы и есть сила промысла Божия и благодати Его. Всё определяется волей Божией, но в силу сораспятости Бога и человека Божия воля является в мир через человеческую свободу.
РАЙ – Окончательное спасение вечной души. Но душа может переживать состояния спасения в большей или меньшей степени и в разных планах бытия. Это не конечная цель, не место передышки заслуженных и избранных, а благодатный этап в мировых странствиях вечной души, состояние напряжённой борьбы за сохранение и преображение итогового смысла жизни в мире сем. Райское состояние вбирает все заслуги и совершенства этой жизни, благо, выстроенное человеком в земном пути, суммируется в вечности. Чем богаче эта копилка вечности, тем преображённее, тем более райским оказывается облик души. Двери в рай не где-то во вселенной или на небе, а в глубине души. Рай по окончании времён – это вхождение в Бога, уподобление Богу, познание Бога во всей полноте Его природы: «Когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3. 2). В раю открывается замысел Бога о творении и всё свершившиеся на пути исполнения этого замысла. В преображённом мире каждая личность будет обладать полнотой бытия, и в этом все личности будут едины неслиянно. Каждая будет отлична от других спецификой личного бытия, но все будут в единстве соборной любви. В преображённом состоянии личность уподобляется Ипостасям Божиим, Которые неповторимо личностны, неслиянны и нераздельны одновременно. Рай есть вечность, победа жизни над смертью, потому рай невозможен наряду со смертоносной временностью, со смертью – с адом. Рай – это такое бытие, которое не может быть, если за его пределами находится хотя бы одна человеческая душа. Или все вечные души будут в раю, или рая не будет вовсе.
РОК – Проявление в настоящем стихий и сил, которые разбужены и приведены в действие человеком или народом в их прошлом. Рок – историческое возмездие за грехи и ошибки прошлого. Различные поколения и народы связаны внутри себя и друг с другом единством исторической судьбы, а значит и общей исторической ответственностью. Поскольку есть общечеловеческая судьба, то существует и общечеловеческий рок, который, как всякое глобальное явление, труднопознаваем. Рок порождён первородным грехом. Роковая карма (в индийских религиях и философии вселенский причинно-следственный закон, по которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу) есть связь людей в несвободе, магическое рабство человечества. Карма противостоит соборной – личной и свободной духовной взаимосвязи в человечестве. В подвластности року сказывается выпадение в магический план сущего. Исторический рок – это действие стихий человеческого общества, разбуженных и сформированных самим человеком. Космический рок – это реакция природы на безответственное воздействие человека, отражение человеческих поступков, разрушающих природу, или потеря контроля над разбуженными природными стихиями. Космическое и историческое возмездие падает, как правило, на последующие поколения. Но роковые силы слепы только фактически, по сути же они целенаправленны: это разрушающий импульс, посланный из прошлого в настоящее и посылаемый из настоящего в будущее. Рок, как диктат прошлого над будущим, ощущается в настоящем как вина. Это следствие и последствия неправедного выбора, поступка или ошибки человека. Всё совершённое душой, запечатлевается в мировой материи, в различных планах космоса – природно-материальном, энтелехийно-магическом, оккультном. Всё содеянное запускает определённые механизмы, воздействие которых может отозваться через века, неожиданно и по видимости не обусловлено. Рок гипнотизирует человека, сковывает душу ужасом и порабощает. Только сводному состоянию открывается, что существует возможность выйти из рокового: покаяние и искупление разрывают оковы рока, и освобождённой душе предоставляется возможность начать новую линию жизни, преобразить судьбу. Если фаталистические «законы» отражают более натурально-природную законосообразность, то роковые стихии имеют магическую природу и взаимосвязи. Носителем рока является энтелехийный космос. Носитель фатума – космическая и природная материя. В фатуме велика роль слепой случайности, в роке – причинно-следственной обусловленности. В предельном измерении, в предстоянии перед вечностью многие фатальные события оказываются роковыми. Ибо космос и природа, как плоть мироустрояющих духов, выстраивается и приводится в движение человеческими душами. Поэтому вечные души людей, в конечном итоге, несут ответственность за всё совершающееся в космосе, а значит, и за некоторые фатальные события.

Комментариев нет:

Отправить комментарий