НАЦИОНАЛЬНОЕ – Любовь к
своему народу (национализм) и к своему отечеству (патриотизм). Человек не
способен осознать семья как полноценная личность без чувства принадлежности к
своему нарду, к его истории, культуре, судьбе, поэтому патриотическое чувство
является фундаментальным фактором личностной экзистенции. В Господе – в конце
нашего пути «нет различия между Иудеем и Эллином» (Рим. 10. 12). Но
судьба каждого зачинается и складывается в определённой национальной культуре,
а не в интернациональном вакууме. Всечеловечность обретается в конкретной
национальной почве. Наше рождение именно здесь и теперь момент не
может быть бессмысленной случайностью. В национальной принадлежности явлена и
рука Божественного Провидения, и самополагание души в вечности. Чувство
национального родства является одним из конституирующих свойств личности. Без
него человек, даже преисполненный различных достоинство и талантов, оказывается
недовоплощённым, ущербным, он склон к радикальным суждениям, крайним поступкам,
ибо его душа лишена одной из бытийных опор.
НАЧАЛО – Таинственное первое слово Священного Писания («В
начале сотворил Бог небо и землю» – Быт. 1. 1) указывает на лоно
Божественных перводействий. Словосочетание «в начале» Владимиром
Соловьевым переводилось как «во главе», что может означать главенство
этой сферы над всеми прочими, также указывать на область творческих мыслей
Божиих, и в то же время на самоую́ плоть этих мыслей. «В начале» может переводиться
и как «в основании», что значит основа и начало всего. Другой перевод – «в
лучшей своей части» – указывает на то, что область творения выделена в
сердцевине бытия Божия. Библейское в начале – это выделенное в самом запредельном,
в глубине Собственного бытия Бога лоно творения Божиего. В
сокровенной глубине Божества, в домировом эоне (в вечности) проявляются
первореальности творения: небо и земля. Это реальности
сотворённые, и в Самом Боге никогда не бывшие, являющиеся из небытия. И это
раскрывает другой аспект начала как исходного ничто. Божественное
ничто – порождающее лоно в Боге, вместе
с тем, это ничто и во вне «Я» Бога. Но таковое «вне Бога» нужно понимать
не пространственно и временно. Бог объемлет Собою всё, и вне Его ничего нет и
быть не может, но в природе Бога может быть нечто вне Его
сущности, нечто экзистенциально (по существованию) не
входящее в Его «Я». Реальность начала исходит из Самого «Я»
Бога, но выделяет в природе Божией лоно создания абсолютно
нового бытия. В начале может означать, что и для Бога этим было положено
начало не только твари, но и самого творчества, творения, а также иных начал в
бытии Божием. В начале Бог становится Богом-Творцом. Творчества не было,
как не было противопоставления бытия небытию, и оно начало быть («Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не
начало быть, что начало быть» – Ин. 1. 3).
Соответственно, с этого противостояния
и начинается творение. Но это начало не есть начало времени, и оно не во
времени явлено, а ещё до временного эона. Отсчёт времени начнётся с появлением
мира сего – после акта грехопадения.
НЕБО – Библейское понятие – «В начале сотворил Бог
небо и землю» (Быт. 1. 1). Сфера первообразов бытия, в противоположность
бессмысленному хаосу земли, олицетворяет то, чем всё должно стать по сути, вбирает в себя
заданности, смыслы, назначения в их идеальном, то есть невоплощённом состоянии.
Мир идей Платона отражает формальный структурный аспект небесной
первообразности. Райские сферы христианского предания выражают
персоналистическую наполненность первообразного мира. Небо – это сфера
чистых духов, праобраз мироздания, который описывался православными
богословами. После выделения неба и земли творение продолжается
на небе, или в раю, как в сфере чистой духовности. Это довременной
эон первотворения, первосуществ,
первопредметов, перводействий. В умопостигаемом Божием плане создаются
первообразы всего существующего, формируется их сущность, как заданность, назначение. Всё
совершённое в вечности, является парадигмой (примером, образом, моделью),
архетипом (прообразом, первичной формой) для временного бытия. Таким образом, в метаисторическом
измерении происходят события, предшествовавшие началу истории мироздания. На небе
создаётся первообраз богоподобного человека – его вечная душа. Небо –
это универсум (единая
вселенная) мыслей Творца о творении в целом,
мыслей Божиих о каждой тварной сущности. Но на небе всё только задано, и
поэтому это мир духовных индивидуальных
субстанциальных потенций, семенных начал бытия.
НЕБЫТИЕ – Активность
отрицания бытия, сопротивление интегральных сил мира сего творческому акту
Бога, восстание на Творца. Небытие возникает в бытии мира как самодовлеющая
реакция всего мирского. Небытие возможно только как противостояние бытию и
потому небытие возникает только в мире сем, внутри бытия. Всё в мире, что
сопротивляется бытию, противостоит ему и борется с ним, слагается в сферу
небытия, зла. Не быть – означает умирать, выходить из бытия, отказываться от
миротворящего усилия. У небытия нет корней ни вне бытия, ни в самом бытии.
Небытие имеет своим источником само небытие, небытие – из небытия и в небытие.
Небытие – остановка в бытии, умаление бытия, искажение истинного облика бытия.
НИЧТО – в сущем,
мировое ничто – это конечный результат торжества небытия в мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий