суббота, 2 ноября 2019 г.

СЛОВАРЬ АВТОРСКИХ ПОНЯТИЙ. Национальное - ничто



НАЦИОНАЛЬНОЕ – Любовь к своему народу (национализм) и к своему отечеству (патриотизм). Человек не способен осознать семья как полноценная личность без чувства принадлежности к своему нарду, к его истории, культуре, судьбе, поэтому патриотическое чувство является фундаментальным фактором личностной экзистенции. В Господе – в конце нашего пути «нет различия между Иудеем и Эллином» (Рим. 10. 12). Но судьба каждого зачинается и складывается в определённой национальной культуре, а не в интернациональном вакууме. Всечеловечность обретается в конкретной национальной почве. Наше рождение именно здесь и теперь момент не может быть бессмысленной случайностью. В национальной принадлежности явлена и рука Божественного Провидения, и самополагание души в вечности. Чувство национального родства является одним из конституирующих свойств личности. Без него человек, даже преисполненный различных достоинство и талантов, оказывается недовоплощённым, ущербным, он склон к радикальным суждениям, крайним поступкам, ибо его душа лишена одной из бытийных опор.
НАЧАЛО – Таинственное первое слово Священного Писания («В начале сотворил Бог небо и землю» – Быт. 1. 1) указывает на лоно Божественных перводействий. Словосочетание «в начале» Владимиром Соловьевым переводилось как «во главе», что может означать главенство этой сферы над всеми прочими, также указывать на область творческих мыслей Божиих, и в то же время на самоую́ плоть этих мыслей. «В начале» может переводиться и как «в основании», что значит основа и начало всего. Другой перевод – «в лучшей своей части» – указывает на то, что область творения выделена в сердцевине бытия Божия. Библейское в начале – это выделенное в самом запредельном, в глубине Собственного бытия Бога лоно творения Божиего. В сокровенной глубине Божества, в домировом эоне (в вечности) проявляются первореальности творения: небо и земля. Это реальности сотворённые, и в Самом Боге никогда не бывшие, являющиеся из небытия. И это раскрывает другой аспект начала как исходного ничто. Божественное ничтопорождающее лоно в Боге, вместе с тем, это ничто и во вне «Я» Бога. Но таковое «вне Бога» нужно понимать не пространственно и временно. Бог объемлет Собою всё, и вне Его ничего нет и быть не может, но в природе Бога может быть нечто вне Его сущности, нечто экзистенциально (по существованию) не входящее в Его «Я». Реальность начала исходит из Самого «Я» Бога, но выделяет в природе Божией лоно создания абсолютно нового бытия. В начале может означать, что и для Бога этим было положено начало не только твари, но и самого творчества, творения, а также иных начал в бытии Божием. В начале Бог становится Богом-Творцом. Творчества не было, как не было противопоставления бытия небытию, и оно начало быть («Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» – Ин. 1. 3). Соответственно, с этого противостояния и начинается творение. Но это начало не есть начало времени, и оно не во времени явлено, а ещё до временного эона. Отсчёт времени начнётся с появлением мира сего – после акта грехопадения.
НЕБО – Библейское понятие – «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1. 1). Сфера первообразов бытия, в противоположность бессмысленному хаосу земли, олицетворяет то, чем всё должно стать по сути, вбирает в себя заданности, смыслы, назначения в их идеальном, то есть невоплощённом состоянии. Мир идей Платона отражает формальный структурный аспект небесной первообразности. Райские сферы христианского предания выражают персоналистическую наполненность первообразного мира. Небо – это сфера чистых духов, праобраз мироздания, который описывался православными богословами. После выделения неба и земли творение продолжается на небе, или в раю, как в сфере чистой духовности. Это довременной эон первотворения, первосуществ, первопредметов, перводействий. В умопостигаемом Божием плане создаются первообразы всего существующего, формируется их сущность, как заданность, назначение. Всё совершённое в вечности, является парадигмой (примером, образом, моделью), архетипом (прообразом, первичной формой) для временного бытия. Таким образом, в метаисторическом измерении происходят события, предшествовавшие началу истории мироздания. На небе создаётся первообраз богоподобного человека – его вечная душа. Небо – это универсум (единая вселенная) мыслей Творца о творении в целом, мыслей Божиих о каждой тварной сущности. Но на небе всё только задано, и поэтому это мир духовных индивидуальных субстанциальных потенций, семенных начал бытия.
НЕБЫТИЕ – Активность отрицания бытия, сопротивление интегральных сил мира сего творческому акту Бога, восстание на Творца. Небытие возникает в бытии мира как самодовлеющая реакция всего мирского. Небытие возможно только как противостояние бытию и потому небытие возникает только в мире сем, внутри бытия. Всё в мире, что сопротивляется бытию, противостоит ему и борется с ним, слагается в сферу небытия, зла. Не быть – означает умирать, выходить из бытия, отказываться от миротворящего усилия. У небытия нет корней ни вне бытия, ни в самом бытии. Небытие имеет своим источником само небытие, небытие – из небытия и в небытие. Небытие – остановка в бытии, умаление бытия, искажение истинного облика бытия.
НИЧТО – в сущем, мировое ничто – это конечный результат торжества небытия в мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий