ЗЛО – Отказ от сотворчества Богу,
сопротивление творению Божию откуда бы оно ни исходило. Дух зла объединяет всё,
что восстаёт на творческий акт Бога, а значит и на Самого Творца. Поэтому
сатана («противник» по-еврейски) – враг замысла Божия о мире и человеке, этот
противник Христа – Бога в человеке и человека в Боге. Зло – это активный отказ
от крестонесения бытия, разрушение бытия, небытие в бытии мира сего. Зло – результат отказа от свободы,
направлено на угашение свободы. Зло является выпадением какой-либо части
бытия из орбиты Божиего творения, самоабсолютизацией частичности,
противопоставлением себя Богу. Зло само по себе не существует, ибо это только
нетость, отрицание бытия. Но это отрицание запечатлевается в мирских формах.
Зло, не имея собственного бытия, паразитирует на бытии мира, поэтому во зло
могут быть обращены любые, даже самые благие мировые силы, стремления, если они
из материала и орудия творения Божиего превращаются в средства борьбы с
творческим актом Бога, с Самим Творцом. Множество именований злых сил отражает
многообразие источников злого начала. Сатана
– (от ивр.и арам. sāṭānā, – противник,
клеветник, от сев.-зап.-семитск. корня сатан
букв. быть враждебным, обвинение) – князь мира сего – персонифицирует самоволие тварного мира,
противостоящее творящей благодати. Его слуги – «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесные» (Еф. 6.
12).
Это дух зла, интегрирующий силы сопротивления Творцу, откуда бы они не
исходили. Но это и конкретное существо, персонифицирующее центр мирового зла и
выражающее его волю. Сатана – это дух самопревознесения, ослеплённое
себялюбие, разнузданное безграничное хотение, которые противоположны
творческому акт, несут разрушение и смерть. Дьявол (др.-греч. διάβολος клеветник) –
отец лжи
и обмана, притворства и хитрости, представляющих собой основную методу
самоутверждения порока, подстрекатель людей к совершению зла. «Ваш отец
диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от
начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит
свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.
8. 44). Если сатана интегрирует космические и мировые силы и стихии,
сопротивляющееся творческому акту Бога, то дьявол интегрирует и провоцирует
людские страсти и пороки, ложь и хаос в человеческих душах. Самаэль (также Самаил; Самаел; др.-евр. сам + эль: яд и бог)
– ангел смерти, слепой бог, или бог слепых, дитя хаоса, –
персона, олицетворяющая претензию смертоносных хаотических стихий подменить
истоки и токи жизни, ослепить преображающий взор человека. Люцифер – (лат. Lucifer светоносный, от lux – свет +
fero - несу; в том же значении – др.-греч. др.-рус. Денница, Утренница) – в римской
мифологии образ утренней звезды.
Дух астрального света – выражает
стремление сферы астральных энтелехий к самодостаточной, дух магического
рабства, это отражённое призрачное лжебытие, стремящееся вытеснить собственно
бытие. Ослепление люциферическим светом – это подмена всего и вся. Вельзевул (от ивр. Бааль-Зевув, повелитель мух) – князь тьмы и бесов, демонов, повелитель
скверн, олицетворяет духовное отступничество, идолопоклонство – поклонение
материальному истукану как порабощение у предметного мира. Асмодей – сластолюбивый демон искуситель, ангел-истребитель, в христианском предании происходит от блуда
между падшими ангелами и дочерьми человеческими. Особенный недруг
брака как Божиего установления, совратитель к противоестественным связям и
амбивалентности, разрушитель органичных связей между противоположными началами,
в частности – между мужским и женским. Если асмодей олицетворяет уродливые
формы соединения сил первобытийных неба
и стихий земли, то Лилит олицетворяет ту часть пассивного
начала материи, которая стремится предотвратить соединение начал неба и земли,
закоснеть в непреображённости, в извечной хаотичности, либо множить только
хаос. Поэтому
Лилит «овладевает мужчинами против их
воли с целью родить от них детей, вредительница деторождения, не только наводит
порчу на младенцев, но похищает (пьёт
кровь новорожденных и высасывает мозг из костей) и подменяет их; ей также приписывается порча рожениц и бесплодие
женщин» (Мифы народов мира). Демоны (ст.‑слав. де́монъ, от др.-греч. даймон – дух,
божество) –
духи самоабсолютизации и тотальной гордыни. Соблазн демонизма подстерегает
самые утончённые и высоко духовные натуры. Демон – небытийная тень, духовный двойник каждого человека, интегрирующий
его заблуждения и грехи, встречающий соблазнами каждый его шаг. Бесы (лат. мерзкий, греч. обезьяна) – многообразные духи зла,
которые могут вселяться в человека (одержимость
бесами, беснование), в
христианстве существует ритуал изгнания бесов – экзорцизм (лат. exorcism от греч. ἐξορκισμός – запрещение
бесам). В
общем, имя им легион, – на каждом
шагу человека подстерегают либо сложившиеся ложные формы жизни, либо соблазны
лжетворчества – порождение новых духов зла. Маниакальные идеи можно рассматривать как своего рода духов
зла, внедряющихся через сознание в душу человека, соблазняющих и разлагающих
её. «В мире дьявол с Богом
борется, и поле битвы – сердца людей»
– это высказывание Ф.М. Достоевского выражает интенцию его творчества. Персонаж романа Достоевского «Бесы» одержим злыми духами: «Верховенский весь трясётся от бесовской
одержимости, вовлекая всех в исступленное вихревое кружение. Всюду он в центре,
он за всеми и за всех. Он – бес, вселяющийся во всех и овладевающий всеми. Но и
сам он бесноватый. Пётр Верховенский, прежде всего, человек совершенно опустошённый, в нём нет никакого содержания. Бесы окончательно
овладели им и сделали его своим послушным орудием. Он перестал быть образом и
подобием Божиим, в нём потерян уже лик человеческий. Одержимость ложной идеей
сделала Петра Верховенского нравственным идиотом» (Н.А. Бердяев). Существование злых духов и искушающих
бесов давно описано в религиозной аскетической, мистической и богословской
литературе. Но современное прагматическое и позитивистское сознание утратило
способность лицезрения мира духовного, а значит и его антипода – духов зла.
Приходится восстанавливать утерянное, переводя древнее знание на язык
современного опыта. Глубочайшее художественное исследование
бытийной брани или метафизики зла
проведено в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 1. Зло в мире
появляется как результат человеческого ложного выбора и греховного поступка,
которые зарождаются в душе, порвавшей связи с органичным религиозным укладом и
традиционной национальной культурой, почвой,
землёй. Отрыв от целостной жизни
уводит в эвклидову диалектику отвлечённого умствования, а отказ от
напряжения волевого выбора и нравственной ответственности ведёт к выпадению из
реальности в иллюзорную мечтательность.
2. Зло – прежде всего, лжедуховность,
болезнь обезволенного, отвлечённого от истинных жизненных реальностей ума, опрокинутого в душевное
«подполье». Романтическое
беспредметное фантазирование заканчивается орассудочиванием низменных страстей.
Душевная жизнь сосредоточивается вокруг маниакальной идеи, которая и предельно
рационалистична, и бессознательна, аффективна одновременно. Обвал в сознании и
выплеск на поверхность подпольных стихий ввергают в бредовое состояние, когда
аморализм воспринимается как арифметически обоснованный императив. 3.
Содержание идеологизма двухполюсно:
во-первых, это искушение ложно понимаемым благом, во-вторых – непреодолимое
стремление воплотить это «благо» приводит к формированию чувства мессианства – ощущения себя спасителем
человечества, а также ложного миссионерства
– стремления распространить и навязать свои взгляды. В конечном итоге, это
состояние развивается в ту или иную форму мании
величия. Открывшаяся «истина» неудержимо влечёт идеологически одержимого к
насильственному её осуществлению. 4. Порождённые пустой фантазией идеи
превращаются в духов зла,
порабощающих душу, подчиняющих многообразие жизни ложной цели. Они расщепляют
единство души, разрушают облик личности как образ и подобие Божие в человеке,
подменяют его фиктивным маниакальным единством. 5. Испущенные человеком злые
духи могут приобретать собственную волю, способны похитить мировую плоть,
индивидуализироваться и предстать перед человеком как внешние, враждебные ему
существа – бесы. 6. При этом «Образ, который они принимают, также зависит
от их выбора; а так как сама сущность бытия бесов – ложь, образ этот – фальшивая видимость, маска.
По характерной русской пословице, “у нежити
своего облика нет, она ходит в личинах”»
(«Мифы народов мира. Статья “Бесы”»). Свои личины нежить формирует в
зависимости от направленности агрессии злой воли. Но наиболее коварными
возбудителями беснования являются расхожие прельстительные помыслы, подменные
идеалы, духовные соблазны. 7. Злые духи, одарённые
умом и волей, эти трихины, существа
микроскопические, создают идеологическое поле, заражающее и перерождающее духовную атмосферу. «Идеи
летают в воздухе, но непременно по законам, идеи живут и распространяются
по законам слишком трудно для нас уловимым: идеи заразительны, и знаете ли вы,
что в общем настроении жизни иная идея, иная забота или тоска, доступная лишь
высокообразованному и развитому уму, может вдруг передаться почти
малограмотному существу, грубому и ни о чём никогда не заботившемуся, и вдруг
заразит его душу своим влиянием» («Дневник писателя»). Подверженные недугу
духа становятся источником заразы для других: «Как скверная трихина, как атом чумы, заражающей целые
государства, так я заразил собой всю эту счастливую, безгрешную до меня землю»
(«Сон смешного человека»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий