воскресенье, 11 августа 2019 г.

СЛОВАРЬ АВТОРСКИХ ПОНЯТИЙ 3



ГЕНИЙ – Личность, принявшая наибольшеее бремя бытия, бремя воплощения и воодуховления. Поэтому он имеет специфические и глубокие отношения с духовными планами бытия, выносит из них новый творческий опыт, открывает новое царство ценностей и новые нормы истины, добра, формы красоты. Гениальный человек – наиболее целостный, углублённый, многогранный, остро ощущающий своё творческое призвание. Творчество для гения является формой самосозидания, поэтому он не может жить не творя. Душа гения наиболее монадична, цельна, её проявления в наибольшей степени подчинены экзистенциальному центру личности. Вместе с тем, над гением висит дамоклов меч небытия. Жизнь творческого гения представляет собой необыкновенно интенсивное преображение мирового хаоса и бессмыслицы, это духовный подъём, но одновременно и принятие потока космической плоти. Поэтому взору гения открыты и небеса, и преисподняя. Душа его вмещает противоположные стихии, который разрывают её. Для сохранения единства «Я» необходимо непрерывное творческое усилие, соединяющее новым смыслом изначально разъединённое. Такая поляризация увеличивает напряжение душевной жизни, так как центробежные стихии разрывают душу. Гений попадает в «безысходную» ситуацию: чем больше он творит, тем больше он должен творить во имя самосохранения, – постоянно творчески самоутверждаться. Жизнь гения становится всё более внутренне трагичной, и в этом крест гениальности. Сверхнапряжение бытия принуждает некоторых гениев к неосознанному суициду, что можно заметить в судьбе Пушкина и Лермонтова.
ГОЛГОФА – В таинстве Голгофы новизна христианства, его сущность: Бог фактом творения мира идёт на Голгофу, мировая история – кровоточение ран Распинаемого Бога, Крест и Голгофа – начало и конец сущего, высший пик бытия, утверждение бытия как такового. Земной Крест есть отражение Креста небесного. Бог прежде Распятия во времени самораспинается в вечности, на Голгофе это предвечное событие вошло в историю. Кpест Хpистов по­ло­жен в ос­но­ва­ние миpа, Гол­го­фой Хpистос дал но­вое измеpение че­ло­ве­ку. Распятие – источник всяческого добра, добро в мир вносится сораспятием Богу. Назначение человека – крестонесение, жизнь – непрекращающееся распятие. Крест и Голгофа человеческой судьбы в том, чтобы принять бытие и нести плоть, сохранить и утвердить духовную прообразность, понести и утвердить цельность души, исполнить своё неповторимо личностное назначение, выполнять долг неразрывной связи с истиной и, в то же время, открытости всему сущему, быть свободным, как Бог, и непрерывно сотворить Богу.
ГРЕХОПАДЕНИЕ – Акт вкушения плодов древа познания добра и зла и свободного принятия вселенского назначения. Человек принимает бремя мировой истории, но не как результат греха, а как творческую задачу и долг исполнения замысла Божия. Начинается космическая история, процесс преображения бытия и становления Нового Неба и Новой Земли, история борьбы добра и зла. Путь к высшему, полному бытию лежит через отпадение в низшее, через болезненное отпадение от Бога. Называется грехопадением и потому, что библейское сказание вместе с вестью о свободном творческом низвержении человеческого духа с неба на землю содержит также и воспоминание о том, насколько это назначение исполнилось и в чём оно изначально исказилось. Какая-то часть вечных душ отказалась отказалось принять Божественное Предустановление к миротворению, тем самым положила формирование сонма противников Творца – духов зла. Но и для всех душ, исполнивших Божественное назначение, в самом уходе из предвечного рая и удалении от Бога в мировой хаос впервые является возможность греха. В акте вхождения в плоть грех присутствует потенциально, ибо только в мире сем возможен грех как своевольное прекословие Богу. Этим объясняется название акта, открывающего возможность греха и зла, – грехопадением.
ДОБРО – Участие в Божием творении, сотворчество Богу, исполнение Божественного назначения личности. Всё, что способствует творению Божию – есть добро. Это утверждение бытия, само бытие. Добро не может созидаться насильственно, без свободного действия человека. Бытие-добро проистекает из свободы. Как средоточия и источника, акт свободы порождает только благобытие. Источник добра – в Творце бытия, добро меряется отношением к творческому акту Бога. Бог в миротворении всходит на Голгофу и, творя, предаёт Себя Кресту, ибо рождение истинно нового бытия есть мука, страдание и смерть старого. Голгофа – высший пик добра, Распятие – источник всяческого добра. Добро в мир вносится сораспятием Богу. Добро, истина, красота созидаются человекоа в том случае, когда он реализует вселенское назначение и принимает бремя Креста Христова. Добро нуждается в постоянном творческом утверждении. Без свободной творческой активности добро в мире оскудевает. Поэтому человек, занимающий индифферентную позицию, отказывающийся от творческой преобразовательной роли, спобствует ослаблению добра и приумножению зла, по сути служит злу.
ЗЕМЛЯ «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1. 1). С одной стороны – небо, свет, то, что есть хорошо. С другой – земля, которая была «безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Быт. 1. 1). Это – неустроенная и незавершённая сфера, находящаяся в хаотическом состоянии, в ней ещё нет и материи. Сама по себе земля – хаос, но, как противостоящая творческому началу неба, она первоматерия. Это предвечное иное, непрерывное само в себе исчезновение и бескачественное изменение. Если можно было бы характеризовать какими-то свойствами самою бескачественность, то это были бы сплошь негативные, отрицательные определения. Хаос земли – это то, в чём ещё нет ничего, но что, тем не менее, уже в целом есть нечто как таковое. Сама по себе праматерия – ни добро, низ зло, хотя в ней потенции и того и другого. В ней и мятежный хаос – источник меонического (не-сущего) произвола твари. Но ей же изначала присуще влечение к новому рождению или «сила, мощь, потенция бытия» (Вл.С. Соловьев). Небо – духовно, земля – материальна; небо – устроено, упорядочено, земля же – бессмысленный хаос; небо наполнено духовными существами, земля пока – само небытие и ничто. Мир сей есть результат соединения неба и земли, и в каждой его частице борются силы небесные и земные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий