Эту тему хотелось бы
предварить актуальными суждениями Георгия Флоровского:
«Наступает, и уже наступило, вpемя открытого
спора и тяжбы о душах человеческих. Наступает вpемя, когда во истину
каждый вопрос знания и жизни должен
иметь и получать христианский ответ, должен быть включён в синтетическую
ткань и полноту исповедания. Наступает вpемя, когда богословие перестаёт
быть личным или “частным делом”, которым каждый волен заниматься или
не заниматься, в зависимости от своей одарённости, влечений, вдохновения.
В нынешний лукавый и судный день богословие
вновь становится каким-то “общим делом”, становится всеобщим и кафолическим
призванием. И всем подобает облечься в некое духовное всеоружие. Наступает
вpемя, и уже наступило, когда богословское молчание, или замешательство,
сбивчивость или нечленораздельность в свидетельстве становится
равнозначным измене и бегству от врага. Молчанием соблазнить можно не
меньше, чем торопливым и нечётким ответом. И ещё больше можно самому
своим молчанием соблазниться и отравиться. Впасть в укрывательство, точно
вера есть “вещь хрупкая и не совсем надежная”… Вновь открывается богословская эпоха… наше вpемя вновь призвано к богословию… “Не плоть, но дух
растлился в наши дни, – и человек отчаянно тоскует”… Именно
потому, что мы уже вовлечены в эту апокалипсическую борьбу, мы и
призываемся к богословию. Прилипчивому и обволакивающему безбожному
и богоборческому воззрению приходится с особенным и напряженным вниманием
противопоставлять твёрдое и ответственное исповедание Христовой истины…
Православие есть не только предание, но
и задача, – нет, не искомое,
но данное, но сразу и заданное, живая закваска, растущее семя, наш долг
и призвание…»
Христианское
предание обобщает опыт истинной жизни,
это – постижение пути спасения, хранилище
духовных ценностей, освещающих
путь к Богу. Сокровищница эта будет расхищена, а богатства её развеяны
духами времени, если не охранять предание. Каждый христианин обязан сохранять
чистоту предания, для некоторых это жизненное призвание. Но охранительная
позиция нередко абсолютизируется, её апологеты впадают в гордыню единственных
обладателей и распорядителей истины. Это превращает живительный источник
в склад мёртвых формул. Но предание не может сводиться к самодовлеющим
косным формам. Задача христианина в том, чтобы не изменить духу
предания, но и не консервировать его, чтобы в свете предания осмыслить и преобразить жизнь. Христианское
предание дано и для того, чтобы через него мы решили проблемы, которые
раньше никогда не возникали, нашли ответы, которые невозможно получить
поисками исторических аналогов. Освещение
светом истины новых областей человеческого познания и существования
и есть жизнь в предании. Только взаимопонимание
открывших душу благовестию Вочеловечившегося Бога даёт возможность
выйти из глобального кризиса современности.
Своим утверждениям я
нахожу свидетельства в Писании и Предании, хотя в исторических формах
они выражались иногда «пунктирно». Христианство – универсальная и вселенская
религия. Многие истины хранятся в нём глубинно и ждут своего
творческого приоткровения. Я ощущаю причастность к традиции, несмотря на то,
что многие темы рассматриваю нетрадиционно. Некоторые богословские
проблемы отсутствуют в работе потому, что принимаю их решение, они являются
незримым контекстом размышлений. В работу из общепринятого входит скорее то,
что используется для реконструкции авторской концепции, или чему я оппонирую.
При этом традиционные термины могут употребляться в новом смысле, что
раскрывается в составе целого. Но я не претендую на общеобязательность
высказываний. В этой книге не излагаются общепринятые церковные положения
или система христианского богословия. Это личный опыт переживания религиозных истин.
В церковном сознании
в России господствует унаследованный из глубины веков консервативный
и охранительный подход к святоотеческому преданию. Эта установка болезненно
усугублена десятилетиями гонений на религию, тотальным запретом на
богословскую мысль. Но приходит вpемя, когда богословское и философское
решение наших проблем становится жизненно необходимым. И это вновь
ставит вопрос о творческом отношении
к святоотеческому преданию. Чтобы критически переосмыслить сегодняшнюю
позицию, необходимо выявить её корни.
С крещением Русь
заимствовала от Византии огромный массив христианского предания, но и буквалистско-догматический
подход к наследию Святых Отцов и Учителей Цеpкви. Об этом пишет А.Д. Шмеман:
«В истории Византии наступил момент,
когда и государство и Церковь учли опыт прошлого, когда это прошлое – из вчерашнего своего превратилось в
древность, освятилось этой древностью, психологически выросло в некий
вечный идеал, который уже не столько вдохновляет на будущее творчество,
сколько требует постоянного возвращения к себе, подчинения сегодняшнего
себе. С молчаливого согласия Цеpкви и государства поставлена была некая
психологическая точка, подведён итог. И всякое новое касание богословских
тем, всякую постановку новых вопросов нужно теперь уже свести к этому
прошлому. Святоотеческое предание, подтверждённость, хотя бы внешняя,
авторитетом Св. Отцов, в виде ссылок и цитат, иногда даже вырванных из их
общей связи, становится как бы гарантией благонадежности». Так
от Византии к Руси и перешло господствующее умонастроение, «что всё разрешено и заключено в прошлом
и что ссылка на это прошлое одна даёт гарантию православия» (А.Д. Шмеман).
Реальная история
патристики складывалась в острейших духовных борениях. Отцы и Учители Церкви, как все люди, нередко
ошибались, возвращались к истине и вновь отпадали от неё. Св. Иустин
Мученик был платоником и стоиком. Минуций Феликс только в конце жизни
перешёл в православие. Некоторые, уже став христианами, одними
своими работами закладывали основы христианского богословия, другими
же – оставались вне Церкви. Тертуллиан во многом предвосхитил богословские
формулы последующего времени, в Западной Церкви он считается величайшим
из Отцов, но к христианству он пришёл в зрелом возрасте, после чего
стал монтанистом и выступал против Церкви. Ориген – основатель церковной
науки, догматики и раннехристианского богословия. Многие церкви
до Никейского собора исповедовали символы веры, содержащие формулы
Оригена. Но, вместе с тем, Ориген был осуждён на Пятом Вселенском соборе.
Линия разделения на истину и ложь проходила не между людьми, а по
сердцам человеческим. Нередко «еретики» проницательно вносили в
предание истины, общепризнанные впоследствии. Некоторые же православные
временами неистово еретикийствовали.
«Различны оказались их исторические судьбы:
одни прославляются, как учители Церкви, другие анафемствуются,
как еретики. Историку известно, в какой мере к существенному
здесь присоединялось случайное, а потому иногда и спорное, в этих квалификациях.
Но одно остаётся вне всякого спора, это именно то, что все они – без различия
их церковных судеб – творили одно
общее дело, создавая богословие эпохи, и при этом влияли до такой степени
один на другого, что невозможно понять ни богословских учений, ни соборных
определений вне этого единства и взаимной связи» (прот. Сергий
Булгаков).
Различна и богословская
миссия у Западных и Восточных церквей. В период Вселенских Соборов
догматическое богословие сосредоточилось в Восточной церкви. Римская
Церковь была далека от христологической проблематики. Но богословские
споры II-III веков разрешались в Риме. Созидание предания – это и умственные
странствования, хождения за опытом, духовная утончённость, диалектическая
изощрённость на Востоке, но это и трезвость, простота видения, твёрдость Запада. «Отвлечённые богословские созерцания Востоку
более по душе, чем строительство земной жизни и созидание культуры.
Догматическому отвлечённому мышлению и богословским спорам Восток отдал больше
сил, чем организационной работе в области церковного управления. Последнее
предоставлено было скорее Западу. Рим с присущим ему юридизмом и этатизмом
больше был занят устройством христианской земной власти папства в то время, как
на Востоке бушевали догматические распри и велись утончённейшие богословские
споры» (арх. Киприан). Всё говорит о том, что христианское предание слагается соборно. Истина не вмещается
в привычные осудительные либо апологетические формулы, но мучительно
нарождается и входит в мир в недрах соборного тела Церкви.
В работах Святых Отцов
непревзойдённым остаётся опыт богопознания, в особенности христология
и учение о Святой Троице. Но описания натурального космоса в свете
современного знания оказываются архаичными. Приходится признать
очевидное: эмпирический опыт Святых Отцов был ограничен современной им
эпохой. В Новое и Новейшее время люди столкнулись с невиданными формами
зла, неведомыми в святоотеческие времена. Человечество прошло через
опыт предапокалипсических катастроф, в грозных всполохах которых высвечиваются
новые проблемы, ранее не осязаемые.
«В нравственной жизни человечества появилось
три новых фактора или направления духа, которые приобретают небывалую до
сих пор силу… Человек полюбил свободу
больше, чем он любил её прежде, и требует свободы с необычайной настойчивостью.
И ничего уже не хочет и не может принимать иначе, как через свободу, как
свободно. Человек стал более сострадателен, чем был прежде,
он не выносит уже жестокости былых времен, он по-новому жалостлив ко
всякой твари, не только к людям, к самому последнему из людей, но и к
животным, и ко всему живущему. Стало нестерпимо нравственное сознание,
отрицающее это новое сострадание и жалость. И человек жаждет творить более чем прежде, он хочет
религиозно оправдать и осмыслить своё творчество. Он не выносит уже внешнего
и внутреннего насилия над своим творческим инстинктом. Наряду с этим действуют
в современном человеке и другие инстинкты, инстинкты рабства и жестокости,
и обнаруживается творческое бессилие, переходящее в отрицание творчества и насилие
над ним. Но новым и вечным является стремление к свободе, состраданию и
творчеству» (Н.А. Беpдяев).
Современный человек
столкнулся с невиданными доселе реальностями. Исторические формы добра и
зла предельно обнажились. Этот новый опыт требует нового христианского осмысления:
«Такова тема о творческом дерзании человека,
о совершенно новых формах зла, не поддающихся разрешению старой нормативной
моралью, о притяжении бездны небытия, о небывалой свободе, которой не
знали прежние века, о переходе свободы в рабство, о тайне личности и её разрушении,
о совершенном обществе на земле и его соблазнах и многие другие формы человеческого
самоутверждения и гордыни стали иными и более жуткими, чем в прошлом»
(Н.А. Беpдяев).
На краю самоуничтожения
перед человечеством по-особому встают вопросы о смысле и конечной цели
земного бытия. Чистоту веры, религиозную твёрдость и аскетическую мудрость
мы можем обрести только в святоотеческой традиции. Но понимание смысла истории и природы
мирового зла мы должны предложить сами, в
свете предания истолковывая уникальный опыт современности.
Сама по себе ссылка
на авторитеты прошлого и попытка найти в нём готовые ответы на наши
вопросы не есть единственный и достаточный признак православности. «Антикварный»
(стремящийся сохранить древние формы)
и археологический (стремящийся изучить древние формы) интерес к святоотеческому наследию не должен
вытеснять творческого подхода.
Мы призваны учиться у Святых Отцов их творческому горению, их умению откликаться
христианским ответом на злободневный вопрос. Для них богословие было
не отвлечённой наукой, а делом жизни и творческим решением насущных
проблем. Их труды были направлены на разоблачение современных им ересей. Следуя
их примеру, мы обязаны обнажить и
разоблачить ереси сегодняшние.
«Верность свв. отцам не есть рабство и пленение мысли…
При запрещении мыслить, возбуждать проблемы, искать ответа на них и ставить
новые вопросы, – богословствование невозможно. Сама святоотеческая мысль развивалась в
течение веков, дерзала мыслить… Святые отцы не боялись мыслить и дерзать, хотя
мысль и не была единственным и первейшим источником познания у них… Торжество
Православия не есть печать молчания на богословских устах. Хранить чистоту веры
не означает бездействовать в области богословия. Сокровищница церковного
предания не есть музей и архив отживших древностей. Церковь живёт и продолжает
мыслить в своём предании. Церковное сознание работает над открытием доселе в
этой ризнице сокровенного богатства» (арх. Киприан). Поэтому призыв назад к отцам является призывом к
творческому восстановлению традиции святоотеческого богословствования
и философствования. Далее я вновь привожу суждения протоиерея Георгия
Флоровского, ибо воспринимаю их как обращение к современникам в России, ко
мне лично:
«Православный богослов в наши дни только в святоотеческом
предании может найти для себя верное мерило и живой источник созидательного
вдохновения. Умственный отрыв от патристики и византинизма был, я
уверен, главной причиной всех перебоев и духовных неудач в русском развитии…
И все подлинные достижения русского богословия всегда были связаны
с творческим возвращением к святоотеческим истокам. В исторической перспективе
с особенной очевидностью открывается, что этот узкий путь отеческого
богословия есть единственный верный путь. Но этот возврат к отцам должен
быть не только учёным, не только историческим, но духовным и молитвенным
возвратом, живым и творческим восстановлением самого себя в полноте
церковности, в полноте священного предания… Нам дано жить в эпоху богословского
пробуждения, сказывающегося уже повсюду в разделённом христианском мире.
С тем большим вниманием приходится теперь пересматривать и припоминать все
уроки и заветы прошлого, иногда жестокие, иногда вдохновительные. Но
подлинное пробуждение начинается только тогда, когда и в прошлом, и в
настоящем слышатся не только ответы, но и вопросы. И неистощимая сила
отеческого предания в богословии всего более определяется тем, что для
святых отцов богословие было делом жизни, духовным подвигом, исповеданием
веры, творческим разрешением жизненных задач. Этим творческим духом навсегда
оживлены те древние книги. И только через возвращение к отцам может восстановиться
в нашем церковном обществе та здоровая богословская чуткость, без которой
не наступит искомое православное возрождение. Среди церковных служений в наше
вpемя богословское исповедничество приобретает особенную важность,
как воцерковление мысли и воли, как живое вхождение в разум истины… В
отеческом истолковании Православие вновь открывается, как побеждающая
сила, как сила, перерождающая и утверждающая жизнь, и не только как тихая
пристань для усталых и разочарованных душ, – не только, как конец, но как
начало, начало подвига и творчества, “новая тварь”».
Мы призваны сочетать охранительное и творческое отношение
к преданию Отцов: все понять и осмыслить, использовать завещанную
нам мудрость прошлого для решения задач
настоящего. Богословие по существу – это познание Бога и осмысление
своего богоподобия, что и есть подлинное самоосознание. В этом смысле характерен
следующий исторический пример. Считается, что традиционное русское название
«Книги Бытия» не совсем верно передаёт греческое, что значило бы буквально
«Книга Рождения» или «Книга Происхождения». Но изменения названий и
толкований могут нести и провиденциальный
смысл.
Перевод священных
текстов совершался более или менее соборно. Он вбирал религиозные достижения
эпохи и влиял на обширный исторический период. Поэтому отступления в
переводе обусловливались не только незнанием, но могли исходить из нового видения традиционных символов.
Перевод не только переносил буквальный смысл с одного языка на другой, но и
углублялся в изначальный смысл,
в чём сказывалась историческая жизнь боговдохновенных текстов. Каждый
народ в своем языке выражает индивидуальное мироощущение и определённый
уровень познания. В языке отражается и духовная
физиономия культуры. Народы вносят в копилку единой истины свои достижения, которые находятся не
во взаимной вражде мира сего, а в соборном единении истинного и полного
бытия.
Преображенное бытие отбрасывает свет в настоящее, в его сиянии мы можем различить намечающиеся
контуры творческого образа, который не нивелирует различия, а примиряет их в
гармонии целого. Поэтому священную ценность имеют и еврейский, и
греческий, и церковно-славянский, и русский варианты Библии. Не какой-то отдельный
авторский перевод (который может иметь частную научную, историческую и
культурную ценность), а сама плоть Священного Слова. Духовный смысл его
– вещь в себе, которая открывается
при индивидуальном творческом усилии, опирающемся на соборный опыт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий