Доминирование психологии беспочвенности и отщепенства
в элитах было общеевропейским явлением. Христианский мир с эпохи Возрождения
переживал кризис дехристианизации,
который в разных странах проявлялся в самобытных формах, но имел общие причины.
И.Р. Шафаревич в книге «Русофобия» описывает концепцию Малого народа Великой французской революции Огюста Кошена. Силы
русской революции 1917 года схожи с революционными силами во Франции, что
говорит об общем недуге христианских народов. Орден русской интеллигенции – это
Малый народ, или антинарод, который
соединил русскую смуту и европейскую идеологию небытия. Западные
и русские духи разложения обрели в «ордене» свою плоть.
«“Малый
народ” – это антинарод среди народа,
так как мировоззрение первого строилось по принципу обращения мировоззрения второго. Именно здесь вырабатывался
необходимый для переворота тип человека, которому было враждебно и
отвратительно то, что составляло корни нации, её духовный костяк… Общества,
объединяющие представителей “Малого народа”, создавали для своих членов как бы
искусственный мир, в котором полностью протекала их жизнь. Если в обычном мире
всё проверяется опытом (например, историческим), то здесь решает общее мнение.
Реально то, что считают другие, истинно то, что они говорят, хорошо то, что они
одобряют. Обычный порядок обращается: доктрина становится причиной, а не
следствием жизни. Механизм образования “Малого народа” – это то, что тогда
называли “освобождением от мёртвого груза”, от людей, слишком подчинённых
законам “старого мира”, людей чести, дела, веры. Для этого в обществах
непрерывно производят “очищения”. В результате создаётся всё более чистый
“Малый народ”, движущийся к “свободе” в смысле всё большего освобождения от
представлений “Большого народа”: от таких предрассудков, как религиозные или
монархические чувства, которые можно понять только опытом духовного общения с
ним» (И.Р. Шафаревич).
Культурная атмосфера Малого народа воспитывает «парадоксальное
существо, для которого средой его
обитания является пустота, так же как для других – реальный мир. Он видит
всё и не понимает ничего, и именно по глубине непонимания и измерялись
способности среди [них]… Представителя “Малого народа”, если он прошёл весь
путь воспитания, ожидает поистине чудесное существование: все трудности,
противоречия реальной жизни для него исчезают, он как бы освобождается от цепей
жизни, всё представляется ему простым и понятным. Но это имеет свою обратную
сторону: он уже не может жить вне “Малого народа”, и в мире “Большого народа”
он задыхается, как рыба, вытащенная из воды. Так “Большой народ” становится
угрозой существования “Малого народа”, и начинается их борьба: лилипуты
пытаются связать Гулливера… Только себя
“Малый народ” называл народом, только свои права формулировал в “Декларациях”.
Этим объясняется парадоксальная ситуация, когда “победивший народ” оказался в
меньшинстве, а “враги народа” – в большинстве» (И.Р. Шафаревич).
На Руси в период междоусобиц ослабевало
чувство общей родной земли, но было сильно чувство православного единства. В
соборном единогласии воспитывало русский народ Православие. Христианское
благовестие в восприятии русской православной традиции обращено ко всем людям,
в том числе и к грешникам. Христианские праведники, остро ощущая собственную
греховность, в молитве и аскезе боролись не только со своими грехами, но
принимали на себя бремя борьбы с грехами своего народа. Православие воспитывало
милостивое отношение к заблудшим и падшим. Православная святость преисполнена
кроткой любви и прощения. Православие соборно соединяло различные слои
населения в единстве веры, взаимной любви и общего пути спасения. Дух национального раскола и психология
избранничества были внедрены в русскую душу иосифлянством, что положило
начало формирования Малого народа –
социально-духовного слоя, противопоставляющего себя как носителя истины Большому народу.
Иосифлянство раскололо православный народ
на враждебные лагеря: на праведников
и грешников, на верных и неверных.
Утверждалась предопределённость разделения, что соответствует не русским
православным традициям, а средневековым европейским ересям и кальвинизму.
Раскаяние грешника не признается, а покаявшийся еретик не может быть прощен,
что привносит чуждый русскому благочестию дух западноевропейской инквизиции.
Круг избранных во Христе ограничен
стенами иосифлянских монастырей. Из монашества формируется дисциплинированное воинство Христово для религиозной битвы,
завоевания; оно воспитывается в атмосфере жёсткого уставного благочестия,
мелочной регламентации поведения, полного повиновения, слежки, доносов и
строгих наказаний. Мир за пределами монастыря как бы не христианский, его
предстоит завоевать и христианизировать. Методы «христианизации» достаточно
агрессивны: неверные отлучаются,
раскаявшиеся еретики не прощаются и подлежат сожжению живыми в железных
клетках, а укрощенное «стадо» ограждается жёсткой уставной дисциплиной,
увенчанной обрядовой пышностью. Внедрение бездумного законопослушания не
способствовало нравственному и религиозному воспитанию, внутреннему
преображению человека, а значит, не выполняло основной задачи Церкви.
Подобные новации вносили чуждую струю в
русское православное благочестие, формировали психологию раскола, отщепенства, избранничества. Отныне носители и
выразители религиозной истины ощущали себя выделенными из православного народа,
поставленными над ним, призванными судить его и переделывать по своему образу и
подобию.
Установки, выработанные в иосифлянской
традиции, во многом предопределили опричнину Грозного. Чувства избранничества и отщепенства были внушены Грозному с детства в иосифлянском идеале святого царя, подчиняющегося
непосредственно голосу Божиему. В болезненной душе эти чувства претворились
затем в фобию тирана – навязчивое
состояние страха и ненависти, побуждающее во имя самосохранения к кровавым
репрессиям. Орден опричников,
созданный для борьбы с враждебным окружением, – это оформившийся Малый народ, пытающийся подчинить Большой народ – земство.
Духи
национального разброда господствовали
на Русской земле в Смутное время.
Смута в народной душе была инспирирована аристократическими кругами, которые
прониклись идеями отщепенства от народа и государства. Спасло Русь и
Православие религиозно-национальное чувство, сохранявшееся в низовых сословиях
и провинции.
Иосифлянская муштра русской души привела
к расколу православной религиозности. В раскол
в XVII веке ушла та нетерпимая часть народа, которая ощущала
себя избранной и религиозно верной. В её глазах жизнь вне староверия
– это царство антихриста. Не имея сил перевоспитать Большой народ и бороться с ним, раскольники совершают исход из
своего народа. Если бы победило фанатичное старообрядчество, это было бы
торжество Малого народа над Большим. Прерогативы же Большого народа церковная и светская
власть, которая перешла к невиданно жестоким и массовым на Русской земле
репрессиям против староверов. «Раскол был
серьёзным доказательством неспособности московского общества к мирному
перерождению. В атмосфере поднятой им гражданско-религиозной войны (“стрелецких
бунтов”) воспитывался великий Отступник, сорвавший Россию с её круговой орбиты,
чтобы кометой швырнуть в пространство» (Г.П. Федотов).
Потерпев неудачу воплощения в церковных
формах, дух Малого народа побеждает в
революции Петра I. Его
реформы реализовывали те установки на религиозный и национальный раскол,
которые сформировались в иосифлянстве, закрепились и развились в последующих
катастрофах. После Петра I в России
формируется тип человека, который через иллюзию «русского Запада» сориентирован
на восприятие развитой в Европе идеологии Малого
народа.
Так характер интеллигенции, усвоившей к XIX веку психологию Малого
народа, наследовал многие тёмные и разрушительные струи русской истории,
сгустил раскольные стихии в русской душе. Иосифлянское
отщепенство отзывается в ордене русской интеллигенции кастовой замкнутостью
и «избранничеством», догматизмом, ложно понятым социальным служением,
непримиримостью и жестокостью к инакомыслящим, гордыней и самодовольством
лжесмирения. Трудно признать факт исторической
эстафеты от иосифлянства к большевизму, но можно видеть близость типа
ортодоксального большевика и ортодоксального иосифлянина, а также проследить,
как заражающие идеи иосифлянства, преломляясь и отражаясь в различных
исторических материях, оказались одной из причин Русскйо кататстрофы начала ХХ
века. Со времён Грозного радикальная интеллигенция унаследовала психологию ордена опричников: жестокость,
разделение на своих и чужих, уверенность в праве распоряжаться
национальным достоянием, равнодушие к высшим ценностям, к достоинству личности
и к человеческой жизни. Интеллигенция смогла породить сталинских соколов – современных опричников – потому, что всегда
несла в себе заряд опричнины. Дух Смуты сказался в мутности и
неустойчивости душевного склада интеллигенции, в её антигосударственных и
антиобщественных инстинктах. Радикальная русская интеллигенция – это вечная
вольница, шляхетство, казачество, не прекратившаяся смута в русской душе. Стихия старообрядчества унаследована
интеллигенцией в фанатизме и ограниченности, в религиозном отщепенстве от
государства и народа, в искажённых эсхатологических чаяниях, в слепых поисках града Китежа – земного Царства Божьего. От петровских революций интеллигентский авангард несёт презрение к
национальной культуре и к другим сословиям, религиозный индифферентизм, цинизм,
слепое преклонение перед всем западным и стремление переделать русскую жизнь по
европейским образцам. Так «орден» русской интеллигенции унаследовал стихии
исторического рока, произвола и своеволия, отдавался исторической косности и
фатуму и не смог возвыситься до творческой свободы и ответственности.
Русская дворянско-интеллигентская
культура до конца прошла путь, навязанный историческим роком. Ведущие сословия
не смогли и не захотели прервать дурной
детерминизм истории – в творческом акте, свободном выборе, в нравственном и
духовном искуплении. Судьба русской интеллигенции не была роковым образом
предопределена, не исключала возможности искупления – освобождения от
пленённости злым роком. Тяжкое наследие
происхождения – не необратимый рок, а долг
искупления грехов, задача духовного самоопределения, преображения
исторической косности. Став «умом» нации, интеллигенция была призвана к осознанию
миссии России, к поискам выхода из исторических тупиков (которые виделись
русским творческим гениям). На интеллигенцию легла ответственность за судьбу
народа, обязывающая к служению русской идее. Отчасти грехи образованных
сословий искуплены явлением русской творческой гениальности, великой русской
литературы и культуры.
Но в целом со своей исторической миссией
русская интеллигенция не справилась. «Задача
интеллигенции состоит именно в том, чтобы вести
свой народ за национальной идеей и к
государственной цели; и образованный
слой, неспособный к этому, всегда будет исторически приговорен и свергнут…
Русская интеллигенция не справилась со своей задачей и довела дело до революции
потому, что она была беспочвенна и
лишена государственного смысла и воли… русская интеллигенция в своей
основной массе была религиозно мертва, национально-патриотически холодна и
государственно безыдейна» (И.А. Ильин).
Можно утверждать, что «коммунистическая революция в России
является логическим результатом оторванности интеллигенции от народа, неумения
интеллигенции найти с ним общий язык и общие интересы, нежелания интеллигенции рассматривать самое себя как
слой, подчинённый основным линиям
развития русской истории, а не как кооператив изобретателей, наперебой
предлагающих русскому народу украденные у нерусской философии патенты полного
переустройства и перевоспитания тысячелетней государственности» (И.Л.
Солоневич).
Виктор АКСЮЧИЦ
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий