В связи с темой промысла Божия необходимо осмыслить
известное евангельское выражение: «Всякая душа да будет покорна
высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от
Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию
установлению» (Рим. 13, 1-2). Это нередко понимается буквально,
как указание христианину подчиняться всякой мирской власти, вне зависимости
от её отношения к религии, к Богу.
Прежде всего, нужно уяснить, на каком уровне и
с каким смыслом в данном случае сказано: власти от Бога установлены.
Если бы всякая светская власть непосредственно исходила из рук Божиих,
то такая власть была бы не мирской, а божественной. Естественно, что
божественная власть несла бы только добро и во всех отношениях – и
духовном, и материальном – была бы только ко благу человека. Но мирская
власть не является таковой ни фактически, ни по существу. Вместе с
тем, мы знаем, что сатана – князь мира сего, в мире действует
и злая воля, которая может реализоваться и через формы мирской власти,
становящейся в таком случае властью зла. Государство, как человеческое
устроение, может проявлять и добрую и злую волю, ибо власть не даётся
непосредственно Богом и не является безусловным божественным установлением,
которому всецело обязан подчиняться христианин.
Это означает, что выражение власть от Бога можно
понимать только в смысле Божиего попущения и как важнейшего орудия
Божия промысла. И зло, и власть зла, и злая власть являются в этом мире
с Божиего попущения. Но порождается зло греховным или ложным действием
человека. Со злом должно бороться, хотя оно и является Божиим попущением.
Собственно, зло потому и попущено Богом, чтобы мы с ним боролись,
оно потому и не устраняется непосредственно Создателем, чтобы
его преодолел сам человек.
В таком случае христианин призван не подчиняться
власти, если она несёт зло, а бороться со злой волей власти. Христианин
обязан бороться с властью зла так же, как и со злом во всех его проявлениях,
несмотря на то, что мы осознаем зло как Божие попущение, или бич
Божий. Итак, в той степени, в какой власть отпадает во зло, христианин,
противостоя злу, вынужден не подчиняться власти, противостоять
злым действиям власти, если даже она не целиком во зле.
Но всякая земная власть, как бы ни была она искажена
злой волей властителей, содержит функцию мироустроительную, упорядочивающую,
сдерживающую, ограничивающую хаос и социальные стихии. Власть может
паразитировать на положительной миссии, но она не может полностью
её игнорировать или разрушить, ибо без неё она окончательно теряет харизму
власти и становится преступной – переступившей все законы нравственные
и юридические, и злодейской – зло делающей и зло несущей.
Только этот нерастворимый осадок института
власти и значит, что существующие власти от Бога установлены,
ибо Богом установлено назначение власти в определении границ дозволенного
и недозволенного, в ограждении и сковывании агрессивных инстинктов.
В этом смысле даже диктатура лучше, чем анархия и хаос, которые наиболее
истребительны и разрушительны для общества. Поэтому, с другой стороны,
христианин обязан подчиняться и злой власти, но только в той степени,
в какой она осуществляет нейтральные по отношению к добру и злу
функции управления или сковывает стихии зла.
Отсюда сложнейший вопрос о мере и формах сопротивления
злу, исходящему от власти. Христианин не может подчиняться власти в том
случае, если она посягает на его духовный суверенитет, религиозную
совесть, если она требует отторгнуть Бога и продать свою вечную душу.
При этом необходимо помнить, что наш немощный земной разум не может
быть полным судьей природы конкретной власти. Ясен только редкий случай,
когда власть становится открыто богоборческой и явно видны её антидуховные
и безнравственные деяния.
В остальном же можно полагаться только на свою
религиозную совесть, подсказывающую конкретное решение в каждой
уникальной ситуации. Для одних посильным будет только сохранение
внутренней независимости, для других же возможна борьба с открытым
забралом. Но для всякого христианина положены допустимые границы,
очерчивающие арену его борьбы с властью зла. Эти духовные границы диктуются
религиозной совестью: с властью зла, как и со злом в любых его формах,
можно бороться только теми средствами, которые не нарушают христианских
норм и не ведут к умножению зла в мире.
Итак, власть, как и всё в человеческом обществе,
не является непосредственным созданием Творца, но есть дело рук
человеческих. Никакая власть сама по себе не сакрализована и потому
не может являться абсолютным авторитетом, которому обязан подчиняться
человек. Если власть подчиняется высшим религиозным и нравственным
нормам, то она служит добру и тем возвеличивает свою духовную роль и
полномочия, в этом случае для христианина возможна симфония с властью
и тесное с нею сотрудничество. В той степени, в какой власть попирает
высший божественный авторитет, она превращается во власть зла, с которой
христианин призван бороться. Другими словами, власть имеет полномочия
над человеком в той мере, в какой сама не возвышает себя над Богом и
не пытается заменить человеку Божественный авторитет.
Виктор АКСЮЧИЦ
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий