суббота, 10 июля 2021 г.

ДОКЛАД В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ 2015 ГОД

 


КРУГЛЫЙ СТОЛ
"Вопросы сохранения российского культурного

наследия в условиях современных вызовов и угроз"

Государственная Дума

24 апреля 2015 года

Я вспомнил, слушая замечательные выступления всех присутствующих, не очень приятное событие - февраль 1992 года. Я как народный депутат России, ехал в Брюссель на какую-то конференцию. И в вип-зале аэропорта "Шереметьево" ко мне подходит молодой человек и говорит: "Виктор Владимирович, с Вами хочет поговорить министр иностранных дел Белоруси". Подхожу. Тоже молодой человек, и говорит: "Виктор Владимирович, мы знаем, что Вы этнически чистый белорус (я впервые такое услышал о себе). Внимательно следим за Вашей деятельностью. Ваш опыт понадобится, скорее всего, на Вашей родине. Но Вы не только политик, но и философ, скажите, что нас ждет?" Я отвечаю, что русский государствообразующий народ, расчлененный ныне, рано или поздно восстановит свое государственное единство. От нас с Вами, политиков, зависит - только раньше или позже, с большими или с меньшими жертвами. Он оторопело на меня посмотрел, и говорит: "Ну, нас теперь соединишь только танками". Я говорю: "Вас, элиту, может быть, танками, а народ воссоединится сам".

Мы с Валерием Расторгуевым и тогда уже одинаково мыслили и одинаково говорили об этом. Так это сейчас и происходит - значительно более трагически, чем хотелось бы. Но расчлененный русский национально государственный организм жив, и пока он жив, он стремиться к воссоединению своих расчлененных частей. Это закон природы. Духовной, правда, природы.

Так что же произошло с Крымом? Это, можно сказать, взрыв огненной лавы, которая подспудно клокотала все эти десятилетия. Это взрыв русского патриотического и русского национального возрождения, духовного возрождения. Для меня русский - это тот, кто думает по-русски, говорит по-русски и считает себя русским, независимо от этнической и религиозной принадлежности. Конечно, существует этническое ядро: великороссы, малороссы и белорусы. Скажем, на территории, которая называется сейчас "Украина", те, кто называет себя украинцев, это в основном малороссы, а русские живучие там и здесь, в России, это великороссы.

Русский государствообразующий народ таким образом строил государство, что уникально сохранил, - это в истории никогда не повторялось, - все народы России до 1917 года. В таком соборном единстве строил собственную государственность. Поэтому не надо бояться называть: «русская православная цивилизация», - не российская, а русская. Почему? Потому что государство меняло свое название. Была Киевская Русь, Московское княжество, Московское царство, Российская империя, а субъектом исторического действия был русский государствообразующий народ. Дух же и душа его - это православие. Тело могло быть веками расчленено, - как до и время татарского нашествия, - а душа – православие - сохраняла свое единство, поэтому восстанавливалось и единство государственного тела. Эти духовные константы определяют и наш материальный облик. И замечательно, что здесь все практически говорящие, обращаются, прежде всего, к духовной реальности. Ибо для нас понятно, что духовная реальность более реальна, чем материальная.

Вместе с тем хотел бы обратить внимание на некий актуальный сегодняшний аспект. Сегодня я услышал, что крымский «мост» соединяет власть и общество в стране. Вы знаете... в России, в Российской Федерации этот пассионарный взрыв пробудил и власти вслед за обществом, которое работало десятилетиями. Мы – мой друг Александр Панарин и мой друг Валерий Расторгуев десятилетиями писали об этом, как и многие другие. И вот, наконец, до власти это дошло в результате пассонарного взрыва в Крыму. Надо сказать, что Крымская весна изменила всю нашу жизнь. После начала девяностых годов мы все были депреснутыми. Потому что для всех нас это была национальная трагедия - расчленение нашей Родины, нашей страны, нашей цивилизации, нашей культуры. К тому же - постоянное посягание на нас, официальная государственная русофобия девяностых годов, когда слово «патриотизм» объявлялось «прибежищем негодяев», когда слово «русские» было заменено словом «россияне». И вот, наконец, Крым всё это взорвал, - каждое утро встаёшь, и первая мысль: Крым вернулся, и депрессия кончилась.

Но тем не менее вот хотел бы обратить внимание на такой факт, что те общественные движения, которые власть годами считает маргинальными, они затем всё определяют. Это то измерение, которое тоже продемонстрировал Крым. Не было бы этих подспудных процессов русского национального возрождения, которые считались маргинальными, -  русские книги и учебники, которые издавались Чалым, - они оставались бы маргиналами. И вдруг они вышли из подполья и они всё возглавили. То же самое происходит сейчас и в России. Многих у нас считают маргиналами, но они занимаются кропотливым трудом, как муравьи, проделывают нужные духовные ходы, отстраивают фундаменты, которые в какой-то момент власть вынуждена будет признать и легализовать. Этот момент в России и наступает.

Должен сказать, что патриотическое возрождение идёт в основном на уровне гражданского общества, а власть это мало замечает. Я могу приводить множество примеров. Например, недалеко в Подмосковье в посёлке Селятино Александр Буренков - наш общий друг с Валерием Расторгуевым - возглавляет строительный трест. Этот трест когда-то был всесоюзным и строил площадки для испытания атомных бомб, - фактически принимал участие в создании того самого ядерного щита, без которого нас бы сейчас не было. Его, конечно в девяностые годы раздербанили, осталось то, что в Селятине. Руководство этой строительной организации - православные люди, патриоты, они работают, много отстроили. Одновременно построили часовню, прогимназию. Александр Буренков двадцать лет назад создал Институт новомученников российских. Именно в этом институте работает отец Дамаскин в качестве научного руководителя, они наработали материалы, на основании которых проходит канонизация новомученников. Это процессы, идущие снизу. Двадцать лет назад они создали Институт имени Данилевского, - по изучению наследия Данилевского. В Крыму – где жил Данилевский - в конце мая они проводят конференцию о Данилевском, там и я буду докладчиком. Они будут восстанавливать в Крыму запущенную могилу Данилевского. Дальше. Они заложили памятник ветеранам Треста, атомщикам, создателям ядерного щита, назвав его "Ветеранам холодной войны". Памятник большой – на свои деньги. Мы с Буренковым пришли к руководству Народного фронта и говорим: ничего не требуется, деньги есть, памятник заложен, возьмите под своё покровительство, организуйте пиар-компанию в государственном масштабе. Это ведь национальное должно быть событие. Ну там министр обороны пусть приедет, ещё кто-то посетит. Нет, глухо, им вообще, неинтересно. Они говорят: есть ли у вас там какие-нибудь материалы по коррупции, - у нас сейчас кампания идёт "Коррупция"?  То есть, вот, вот чем занято наше чиновничество, даже в этой самой, в общественной, казалось бы, организации.

Дальше. Они пытаются сейчас на землях, которые им принадлежат, построить Университет Данилевского, частный университет. Замечательная идея. Во-первых, в Подмосковье. А многие вузы стараются вывести из Москвы. Во-вторых, в Москве многие государственные вузы закрываются, а это будет частный университет. Пока - глухая стена со стороны власти. Вот бьёмся, как о стену, понимаете, и много таких могу примеров приводить. То есть, вот этот крымский «мост» между властью и обществом, о котором вы говорили, строится пока с одной стороны.

И другой пример. Недавно стало известно, что радикал либеральные средства информации и всякого рода фонды, и всякого рода инициативы, не только поддерживаются извне грантами в десятки миллионов долларов, оказывается они ещё и финансируются из бюджета. Тот же канал "Дождь" - получил миллион долларов государственных средств. А инициативы, примеры которых я привожу - вообще не поддерживаются государством.

Я могу назвать десятки общественных средств массовой информации в Интернете, журналов, газет, которых обходит всяческая помощь со стороны власти. Опять же, команда Буренкова издает газету "Гражданин-созидатель", - теперь уже журнал. Она тиражируется в Крыму, в Новороссии. Хоть какой-то грант они получили? Нет. И это, к сожалению, закономерность. Так что вы к нам обращайтесь со своими проблемами, как там в Крыму, что нужно решать, а мы к вам со своими, а это наши общие проблемы, и соборно будем их решать. Спасибо.

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий