суббота, 11 мая 2019 г.

БРЕМЯ СВОБОДЫ 1. От­кро­ве­ние сво­бо­ды



 В Еван­ге­ли­ях Сло­во Бо­жие пре­лом­ле­но че­ло­ве­че­ским соз­на­нием. Об­раз Бо­жий ви­ден че­рез туск­лое стек­ло («Те­перь мы ви­дим, как бы сквозь туск­лое стек­ло, га­да­тель­но…» – 1 Кор. 13, 12). Ина­че на зем­ле и быть не мог­ло. В Священном Писании за­фик­си­ро­ва­на не пол­но­та Сло­ва Божьего, ко­то­рое не мо­жет вме­стить мир сей, а до­ля вос­при­ня­то­го че­ло­ве­ком. Про­мыс­ли­тель­но, что Пре­да­ние ото­бра­ло тек­сты че­ты­рех Еван­ге­лий. Еван­ге­ли­сты со свои­ми дос­то­ин­ст­ва­ми и сла­бо­стя­ми по-сво­ему опи­сы­ва­ют Бо­го­во­пло­ще­ние. Ка­ж­дый глу­бо­ко ин­ди­ви­дуа­лен, но, вме­сте с тем, вы­ра­жа­ет оп­ре­де­лён­ный ти­пи­че­ский ха­рак­тер, че­рез ко­то­рый пре­лом­ле­ны фак­ты От­кро­ве­ния. У но­во­за­вет­ных ав­то­ров го­раз­до боль­ше, чем у ста­ро­за­вет­ных, проявляется свое­об­ра­зие лич­но­сти. Их ус­та­ми не гла­го­лет не­по­сред­ст­вен­но го­лос Бо­жий, как то бы­ло у про­ро­ков Из­раи­ля. Они из­ла­га­ют свой лич­ный опыт об­ще­ния с Сы­ном Че­ло­ве­че­ским, своё ин­ди­ви­ду­аль­ное виде­ние со­бы­тий. Их па­мять и вни­ма­ние из­би­ра­тель­ны. Они, пре­ж­де все­го, жи­вые сви­де­те­ли чу­да.

Фак­ты эк­зи­стен­ци­аль­но­го опы­та че­ло­ве­ка ука­зы­ва­ют на воз­мож­ность сво­бод­но­го че­ло­ве­че­ско­го твор­че­ст­ва на пу­ти бо­го­по­сти­же­ния. Ес­ли бы Бла­го­вес­тие бы­ло из­ре­че­но Са­мим Бо­гом, то это бы­ла бы ис­ти­на, даль­ше ко­то­рой ид­ти не­ку­да и не сле­ду­ет. Она бы спол­на и жёстко пред­пи­сы­ва­ла че­ло­ве­ку об­раз мыс­ли и дей­ст­вия в той фор­ме, ко­то­рую че­ло­ве­че­ст­во спо­соб­но вме­стить. Та­ков Ста­ро­за­вет­ный За­кон.

В Но­вом За­ве­те че­ло­век на­де­ля­ет­ся ис­ти­ной, ко­то­рая при­зы­ва­ет его к твор­че­ской ак­тив­но­сти и от­вет­ст­вен­но­сти сво­бод­но­го су­ще­ст­ва. Та­ким об­ра­зом, от­кро­ве­ние сво­бо­ды, кро­ме тек­стов, не­по­сред­ст­вен­но ка­саю­щих­ся этой те­мы, со­дер­жит­ся и в са­мом фак­те бо­го­че­ло­веч­но­сти Но­во­за­вет­но­го Бла­го­вес­тия, и в пер­со­на­ли­сти­че­ской фор­ме его передачи. Фор­ма Еван­ге­лий дек­ла­ри­ру­ет сво­бод­ный диа­лог че­ло­ве­ка с Бо­гом. Вме­сте с тем Еван­ге­лия об­ра­зу­ют по­ли­фо­нию – мно­го­го­ло­сие, от­кры­ваю­щее сво­бод­ный путь к ис­ти­не. Уни­каль­ная фор­ма Но­во­го За­ве­та са­ма по се­бе ука­зы­ва­ет на не­кое но­вое со­дер­жа­ние – от­кро­ве­ние сво­бо­ды че­ло­ве­ка в Бо­ге.

В Евангелиях ряд текстов непосредственно указывает на первобытийность свободы человека: «…итак, сыны свободны» (Мф. 17, 26); «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24); «…и познаете истину и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32); «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36); «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15); «Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак. 1, 25); «…как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Пет. 2, 16); «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6, 14); «Вы куплены дорогой ценою, не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23); «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8, 9); «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17); «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4, 7); «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5, 13).

Комментариев нет:

Отправить комментарий