В Евангелиях Слово Божие преломлено человеческим
сознанием. Образ Божий виден через тусклое стекло («Теперь мы видим,
как бы сквозь тусклое стекло, гадательно…» – 1 Кор. 13, 12). Иначе
на земле и быть не могло. В Священном Писании зафиксирована не полнота
Слова Божьего, которое не может вместить мир сей, а доля воспринятого
человеком. Промыслительно, что Предание отобрало тексты четырех
Евангелий. Евангелисты со своими достоинствами и слабостями
по-своему описывают Боговоплощение. Каждый глубоко индивидуален,
но, вместе с тем, выражает определённый типический характер, через
который преломлены факты Откровения. У новозаветных авторов гораздо
больше, чем у старозаветных, проявляется своеобразие личности. Их устами
не глаголет непосредственно голос Божий, как то было у пророков Израиля.
Они излагают свой личный опыт общения с Сыном Человеческим,
своё индивидуальное видение событий. Их память и внимание избирательны.
Они, прежде всего, живые свидетели чуда.
Факты экзистенциального опыта человека указывают
на возможность свободного человеческого творчества на пути богопостижения.
Если бы Благовестие было изречено Самим Богом, то это была бы истина,
дальше которой идти некуда и не следует. Она бы сполна и жёстко предписывала
человеку образ мысли и действия в той форме, которую человечество
способно вместить. Таков Старозаветный Закон.
В Новом Завете человек наделяется истиной,
которая призывает его к творческой активности и ответственности
свободного существа. Таким образом, откровение свободы,
кроме текстов, непосредственно касающихся этой темы, содержится
и в самом факте богочеловечности Новозаветного Благовестия,
и в персоналистической форме его передачи. Форма Евангелий декларирует
свободный диалог человека с Богом. Вместе с тем Евангелия образуют полифонию
– многоголосие, открывающее свободный путь к истине. Уникальная
форма Нового Завета сама по себе указывает на некое новое содержание
– откровение свободы человека в Боге.
В Евангелиях ряд текстов непосредственно указывает
на первобытийность свободы человека: «…итак, сыны
свободны» (Мф. 17, 26); «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему
должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24); «…и познаете
истину и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32); «Итак, если
Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36); «Я
уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я
назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.
15, 15); «Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет
в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет
в своем действии» (Иак. 1, 25); «…как свободные, не как
употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Пет. 2,
16); «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но
под благодатью» (Рим. 6, 14); «Вы куплены дорогой ценою, не
делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23); «Берегитесь однако же,
чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8,
9); «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3,
17); «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий
через Иисуса Христа» (Гал. 4, 7); «К свободе призваны вы,
братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью
служите друг другу» (Гал. 5, 13).
Комментариев нет:
Отправить комментарий