Назначение
человека – низвергнуть адскую вечность и утвердить вечность рая. Рай как
таковой является конечной целью творения Божиего, это вечная преображённая жизнь. Вечный рай вбирает в себя в преображённом
виде весь положительный опыт временности, этим отменяется ад как проживаемое
состояние мучительной ущербности. Мгновение выхода через апокалиптические бури в эсхатологическую вечность – это
«День Господень», когда Христос «упразднит всякое начальство и всякую власть
и силу… Последний же враг истребится – смерть…
Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да
будет Бог все во всем» (1 Кор. 15,
24-28).
Своим
воскресением из мёртвых Христос восторжествовал над последним врагом – смертью (смерть – жало зла), и этим Он низверг
двери ада. В апокалиптической смерти сжигается всё временное, сжигается в
Апокалипсисе и сама смерть. Обновлённый и вновь родившийся мир входит в
вечность. Что же представляет собой воскресший, преображённый мир?
Если
апокалипсис – это переживание окончательной смерти, конца всего в мире сем, то эсхатологическое сознание устремлено за
пределы апокалиптического конца и пытается разглядеть образы Нового Неба и
Новой Земли. Судьба мира и человека неразрешима окончательно до последнего
мгновения. На всём протяжении земной истории тайна тайн – полнота истины
о верховной конечной цели миротворения – скрыта от нас. Неведомо это ни
живущим, ни умершим. Есть грань, перед которой вынуждена остановиться тварная немочь,
и эта граница последняя. Но человек призван совершить свой дерзновенный выбор перед
лицом этой тайны и несмотря на неё. Совершить, полностью доверясь Богу, Его милости
и творческому могуществу. В милосердии Бога залог вхождения в лоно последней
тайны. Но только творческая активность человека подведёт его к милующей и
любящей деснице Творца. Высшее смирение
требует высшего творческого дерзновения. Такого рода смиренным дерзновением являются напряжённые духовные усилия
разглядеть образы конечных судеб и преображённых форм, распознать отражение
грядущего в теперешнем: «…Не видел того
глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог
любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины
Божии» (1 Кор. 2, 9-10).
Воплотившийся и
Воскресший Бог зовёт человека к воскресению во всей полноте преображённой
плоти. Как можно себе представить преображение мировой материи? При земной
смерти человека распадается телесное единство вещества, материальные элементы возвращаются
в землю и вовлекаются в общий круговорот материи. Энтелехию же (образ тела духовного), как сложившийся образ
тела, душа уносит с собой на небо. Вещество само по себе бескачественно и не
связано навечно с индивидуальной субстанцией. Законы материального космоса в
теле индивидуального существа не отменяются, но на них накладывается духовно-персоналистическая форма. Она
становится носителем реальности, которая ведёт к отмене всякой материальной
законосообразности – реальности духа и
свободы.
В земной жизни
элементарные частицы материи не индивидуализированы. Материя «протекает» через
человеческое тело, не вбирая никаких персонифицирующих свойств. Телесный облик
человека строится не материей и её законами, а духом, и существует сам по себе
как нетленная энтелехия. При смерти
энтелехия покидает тело, которое подлежит полному тлению, возвращению
материальных частиц в общеприродный круговорот вещества. Эта-то бескачественная
материальность и преобразится, то есть перестанет быть как таковой. Материя, в
том виде, как она существует в этом мире, сгорает в апокалиптическом конце, но она по-новому организуется в эсхатологическом рождении.
Воскрешенное
тело не собирает старые элементы материи, а формирует преображённую
материальность. Преображённое тело Воскресшего и явившегося людям Спасителя – материально,
но по-иному. Преображённая плоть не скована более необходимостью и не
подвержена случайности, она вне законов пространства и времени, но в ней
наиболее адекватно воплощены высшие достоинства личного существа: дух, свобода,
любовь, милосердие. Вместе с тем, она вырвана из господства общеприродных
законов, является индивидуальной плотью личности, адекватно и во всей полноте
воплощая её неповторимый облик, всецело принадлежа ей и выражая её.
В последнее
мгновение, в момент всеобщего воскресения из мёртвых в умирании старого
рождается новое. Все вечные души оденут преображённую плоть, а смертная и мёртвая
материя перестанет быть. В истории же мира это только приуготовляется. И если
человечество действительно на пути к конечному преображению, то подспудно и во
многом невидимо для земного зрения происходят глубинные превращения. Каждая
душа в творческом взаимодействии с мировой плотью выкристаллизовывает свой
личностный облик, созидает своё духовное
тело. Этот духовный образ вечной души является сущностью человека при
жизни, после же смерти он пребывает в потенциальном состоянии и обнаружит своё зиждительное
действие в день всеобщего воскресения из мёртвых.
Хотя в материи
продолжают действовать законы мира сего, в иных измерениях напряжение бытия перетекает из мира сего в инобытие. Приращение бытия откладывается в вечности,
и когда там всё решится, это преобразит мир сей. В тот момент, когда последняя
человеческая душа восстанет в полноту своего личностного достоинства, мирские
ризы внезапно опадут и под ними обнажится новое преображённое тело мироздания и каждого человека. В
момент воскресения из мёртвых духовное
тело собирает преображённую плоть и воссоздаёт собственное нетленное
преображённое тело: «…При воскресении мертвых:
сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе;
сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное»
(1 Кор. 15, 42-44); «Говорю вам тайну: не
все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе;
ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному
сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в
бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть!
где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 51-55). Воскрешённое тело –
тело духовное – не подверженное требованиям материальной жизни, нетленное – не
подлежит разрушению, бессмертное – вечное.
Прот. Георгий
Флоровский описывает учение св. Григория Нисского о воскресении тела: «В воскресении человеческий состав
восстанавливается не в нынешнем, но в “изначальном” или “древнем” состоянии. О
каждом отдельном человеке было бы точнее даже и не говорить вовсе, что “восстанавливается”. Скорее – впервые только и приводится в состояние в
котором быть ему надлежит, в каком был бы, если бы не стряслось в мире греха и
падения, – но в каком, однако, не
бывал и не был в этой тленной, превратной и преходящей жизни здесь. И всё в
человеческом составе, что связано с этой нестойкостью, с возрастами и сменою, и
дряхление, восстановлению никак не подлежит. Воскресение есть, таким образом,
не только и не столько возврат, сколько исполнение.
Это есть некий новый образ
существования или пребывания
человека, – именно пребывания.
Человек воскресает для вечности, сама форма времени отпадает. Потому и в
воскресающей телесности упраздняется текучесть и изменчивость, и вся полнота её
как-то стягивается или “сокращается”… Отпадает лукавый излишек, – то, что приразилось и наросло от греха.
Полноты личности это отпадение не ущербляет, ибо этот излишек к строю личности
не принадлежит. Восстанавливается в человеческом составе, во всяком случае, не
всё. И материальное тождество тел воскресающих и умирающих означает скорее
только реальность прожитой жизни,
которая стяженно должна быть вобрана и в загробное существование… Основным в воскресении
является тождество облика (или
вида), то есть единство и непрерывность индивидуального существования…
Загробный путь человека есть путь очищения, телесный состав человека очищается и обновляется – в этом круговращении природы, точно в некоем
плавильном горне. И уже поэтому восстанавливается обновленное тело… Св. Григорий
называет смерть “благодетельной” и
это есть общая и постоянная святоотеческая мысль… Смерть есть оброк греха, но
сразу же и врачевание. Бог в смерти
как бы переплавляет сосуд нашего тела. Свободным движением согрешившей воли
человек вступил в общение со злом, и к нашему составу примешалась некая отрава
порока. И вот теперь, подобно некоему скудельному сосуду, человек в смерти
снова распадается, и тело его разлагается, чтобы по очищении от воспринятой
скверны снова быть возведённым в первоначальный состав, через воскресение. Так
самая смерть оказывается органически сопринадлежащей к воскресению, – это есть некий таинственный и пламенный
закал ослабевшего человеческого состава. Через грех эта психо-физическая
двойственность человека оказалась нестойкой и неустойчивой, – это и значит, что человек стал смертен,
омертвел и умер. В смертности, однако, он уже отчасти врачуется от этой
нестойкости. Но только Воскресение Христово вновь оживотворяет человеческую
природу и делает всеобщее воскресение возможным».
Святоотеческое
учение о телесном воскресении развивает Н.О. Лосский: «Тела небожителей, т.е. членов Царства Божия, должны быть глубоко
отличными от наших тел. В самом деле, небожители творят только абсолютные
ценности нравственного добра, истины, красоты и живут только этими неделимыми и
неистребимыми благами. Они не нуждаются в пище, в защите от холода или жара, в
половой жизни. Иными словами, у них нет биологической
жизни, т.е. жизни животной и растительной. Их жизнь – сверхбиологическая… Телесность, имеющая пространственную форму
и содержащая в себе чувственные качества, есть необходимое условие полноты
жизни и такой великой абсолютной ценности, как красота. Поэтому члены Царства
Божия суть духи, воплощённые, выражающие свою духовную жизнь в свете, красках,
пространственных формах, звуках, тепле, аромате и т.п. чувственных качествах,
образующих их тело. При этом их тело свободно от наших несовершенств и
недостатков… Такое тело было у Иисуса Христа после воскресения. Это тело –
преображённое…Это тело, как и материальные тела, протяжённо и, тем не менее,
оно проницаемо и способно проникать сквозь материальные тела… Член Царства
Божия свободен от каких бы то ни было эгоистических стремлений; все его
действия суть следствия любви к Богу, большей, чем к себе, и любви ко всем
тварям, как к себе. Поэтому он прекращает процессы отталкивания кого бы то ни
было и, следовательно, перестаёт иметь непроницаемое материальное тело; вместо
него он творит себе другое протяжённое тело, состоящее из чистых, совершенных
по своей красоте чувственных качеств света, звука, тепла, аромата и т.п. Такое
тело проницаемо и проникает сквозь все материальные преграды. Оно служит
совершенным внешним выражением духовных деятельностей и потому может быть
названо духоносным. Существа,
обладающие преображённым телом, не подвержены смерти… Преображённое тело не
производит противоотталкивания, не оказывает никакого сопротивления, потому
толчок или давление не осуществляются вовсе… Смерть, в смысле утраты деятелем
своих союзников также невозможна в Царстве Божием. Все члены этого Царства,
спаянные друг с другом совершенною любовью и действующие вполне единодушно,
служат взаимно друг другу, как тело друг для друга. Обособить их, вызвать между
ними раздор, ведущий к распаду, т.е. смерти, невозможно, потому что у них нет тех
страстей, гордости, честолюбия, обидчивости, зависти и т.п., которые свойственны
грешным существам и разобщают их между собою».
Комментариев нет:
Отправить комментарий