Создание неба
и земли не цель и не итог творения.
Это – приуготовление к творению,
выделение в Божественном бытии реальностей, предназначенных к
дальнейшему преобразованию. «Задача
состояла в том, чтобы заполнить эту бездну, осветить эту тьму, оплодотворить
это бесплодное лоно, и наконец, путём совокупного действия обоих миров
вызвать к жизни полуземное и полунебесное существование, способное
объять в своём единстве совокупность творения и связать её с Богом
свободной и живой связью, воплотив в созданном образе вечную Премудрость
Божества» (Вл. Соловьев). Небо должно сойти на землю, земля же должна обрести небо
и этим преобразиться. Земной хаос должен проникнуться гармонией
мира небесного.
Всемогущий Бог может создать нечто и вне Себя.
Но это значит, что Бог выделил место для этого из Себя, ибо Он – всё. И
это означает самоограничение Бога во имя поставленной Им цели. О
самоограничении Всемогущего Творца в акте творения свидетельствует
нам образ Распятого Бога. Творение вне
Бога – не предметно-пространственно, а духовно-экзистенциально.
Таким образом, сфера творения и внутри Божественной природы, поскольку
вне Бога нет ничего, поскольку во всем Божие присутствие и все пронизано
духовным провидением Творца; и вне
Бога Самого по Себе, поскольку она не есть Сам Бог. Из первого следует
ложность деизма (утверждения,
что после сотворения мира движение мира совершается без участия
Творца), из последнего – ложность
пантеизма (учения о том, что всё есть Бог, обожествление вселенной,
природы).
Итак, в Боге творится Новое Бытие, в нём все его
пути и следствия: «Я образую свет и
творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это»
(Ис. 45, 7). Или в другом переводе: «Создающий
свет и творящий тьму, делающий мир и творящий зло: Я Яхве, делающий
это».
В Боге – радость и свет рождения нового, но и
бремя, боль невероятного напряжения
творения, трагедия встречи абсолютно противоположных реальностей
– тоже в Боге. Поэтому с начала творения мира Бог восходит на Голгофу:
«…Агнца, закланного от создания мира»
(Откр. 13, 8). И распятие Бога предвечно: мир создаётся «…драгоценною Кровию Христа, как непорочного
и чистого Агнца, предназначенного ещё прежде создания мира…»
(1 Пет. 1, 19-20).
В рождении мира от века, в наличии сопротивления
рождению в Самом Творце – страдания Бога, страсти Господни, которые Он
Сам преодолевает. Потому миротворение – это боль и мука, и в этой жизни мы
видим Всемогущего Бога, страдающего на Кресте мира.
Все события, описанные в первых трех главах книги
Бытия, происходят в домировом эоне, на небе: «Ещё до самого этого
отвердения материи происходили какие-то глубокие процессы природы,
в которые была внедрена судьба человека и с которыми она тесно связана…
Все существа предвечно и предмирно творятся Божеством; всё живое
пребывает в Божественном плане космоса, до времени и до мира совершается
в идеальном процессе божественной диалектики» (Н.А. Бердяев).
Начало истории мира укоренено в событии, называемом
«грехопадением», в котором произошло нисхождение первых людей на землю.
«И сказал
Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему; и
да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными,
[и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над
всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека
по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину
сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь,
и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами
морскими, [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,]
и над всяким животным, пресмыкающимся
по земле. И сказал Бог, вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая
есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий
семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным,
и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором
душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог
всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт. 1, 26-31).
В первой главе книги Бытия (Быт. 1, 6-31) описывается
творение образов мироздания в их отношении друг к другу. Иерархию первообразов венчает
человек, созданный по образу и подобию Божию: и да владычествуют они, и
обладайте, Я дал вам.
«Так совершены
небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела
Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые
делал… И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице
его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог
рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И
произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее
для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла…
И взял Господь Бог человека, [которого создал], и поселил его в саду Едемском, чтобы
возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря:
от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра
и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью
умрёшь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим
ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли
всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к
человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек
всякую душу живую, так и было имя ей. И нарёк человек имена всем скотам
и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось
помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий
сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к
человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от
плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится
к жене своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена
его, и не стыдились» (Быт. 2, 1-25).
И почил от
всех дел Своих, то есть закончено
время, когда творит только Бог.
Бог «перестал творить и производить
из небытия в бытие» (св. Иоанн Златоуст). Теперь дело человека,
в котором выражается воля мира первообразов, осуществить божественное
предназначение. С этого момента Бог
творит мироздание совместно с человеком, что и совершается в
восьмой день творения – от грехопадения и поныне.
Во второй главе повторяется описание творения
прообразов мироздания в свете их предназначенности
к воплощению. В центре повествования – назначение и судьба человека.
Созданию человека предшествует собор, совет Святой Троицы – Бог советуется
Сам в Себе о главном звене творения. Об этом говорит множественное
число глагола: И сказал Бог: сотворим человека.
Человек есть соединение небесного духовного
первообраза (души) и праха земли:
и создал Господь Бог человека из праха
земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Душа же приобщена к дереву жизни, то есть вечности, она бессмертна.
Человек призван возделывать
и хранить, что значит к творческой роли в мироздании и ответственности
за всё в нём. Он помещен в лоне Божием, на небе (и поселил его в саду
Едемском), чтобы, прежде всего,
сохранить первоначальный смысл творимого
(хранить его), который дан человеку
пока ещё как некая тайна (плоды знания ещё не доступны), и чтобы затем
на пути раскрытия этого смысла совершить собственное плодотворное действие (чтобы возделывать его).
Человек предназначен назвать всю тварь, то есть определить
характер существующего, выявить его природу. Этим ещё раз утверждается
активность человека, его главенство и власть над сущим, ибо наречение
имени на Древнем Востоке означало обретение власти над чем-то или
кем-то. В именовании бытия впервые проявляется творческая миссия человека.
Сам Бог даёт имена дню, ночи, небу, морю, земле, чем создаёт и задаёт
устроение мироздания, существ и вещей. Человек же даёт имена животным
и женщине, что говорит о сугубом сотворчестве Бога и человека в
созидании живых существ.
Описывается изначальная двойственность природы
человека, разделённость её на мужское и женское начала и их неразъединённость:
прилепится к жене своей и будут два
одна плоть. И были оба наги – может
означать, что были бесплотны. И не стыдились, – им ещё не открылась
недостаточность, неполнота и недолжность их обнаженного духа (ибо
всё ещё в духе), бесплотного состояния.
Все эти события происходят до начала мира сего,
в раю (на небе) как средоточии мироздания.
В мире же всё ещё только призвано воплотиться: «Мы существовали уже прежде создания сего мира, потому что
сотворение нас решено было Богом гораздо ранее сотворения нас, и,
следовательно, уже ранее своего сотворения мы существовали в мысли
Божией, мы, впоследствии оказавшиеся разумными созданиями Божественного
Слова; из-за Него-то мы по своему происхождению весьма древни, потому
что “В начале было Слово”» (Климент Александрийский).
Реальность рая – это реальность Мысли Божией,
Божественного Слова о человеке и его грядущей судьбе в мироздании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий