Божественное
Предустановление
В первом союзе-завете Бога с человеком (Быт. 2,
16-18) впервые приоткрывается тайна
грядущей предназначенности человека. Адам – вблизи Бога (в
раю), в единении с Творцом. Вкусив от Дерева Познания добра и зла, человек
оторвётся от Бога, из эона вечности низринется в смерть: ибо в день, в который ты вкусишь от него,
смертью умрёшь. Это не столько запрет, сколько сообщение о грядущем
и предостережение о последствиях (и
заповедал Господь Бог человеку).
Адам – первообраз человека, выразитель и хозяин
иерархии первообразов мира. В нём сливается и воля Божественная
(Божие дыхание жизни), и воля
тварная (прах земной). Поэтому
в его лице мир первообразов призван совершить выбор: согласиться или
не согласиться на низвержение в хаос земли.
Отпадение в хаотическую стихию –
необходимое условие преображения
её в гармоничное бытие. Ибо путь к высшему бытию лежит через отпадение
в низшее:
«…море расположено
в пространном месте, чтобы быть глубоким и безмерным; но вход в него находится в тесном месте,
так что подобен рекам. Кто пожелал бы войти в море и видеть его, или
господствовать над ним, тот, если не
пройдет тесноты, как может дойти до широты? Или иное подобие: город
построен и расположен на равнине, и наполнен всеми благами; но вход в него тесен и расположен
на крутизне так, что по правую сторону огонь, а по левую глубокая вода.
Между ними, то есть между огнём и водою, лежит лишь одна стезя, на которой
может поместиться не более, как только ступень человека. Если город этот будет дан в наследство
человеку, то как он получит своё наследство, если никогда не перейдёт
лежащей на пути опасности?» (3 Езд.
7, 3-9).
Человеческому духу, чтобы войти в море бессмертия,
предстоит пройти тесную и тернистую земную стезю.
Райский мир сотворён не самодостаточным. Совечен
ему мир иной, низший, лежащий во тьме и стенающий к свету. Райское бытие
человека неполно. Мир первообразов
призван к воплощению для преображения хаоса земли, – в этом Божественное Предустановление.
Путь к высшему, полному бытию лежит через отпадение в низшее, через
болезненное отпадение от Бога. И поэтому это «грехопадение».
Образ змея
«Змей был хитрее
всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене:
подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена
змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди
рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который
вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие
добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно
для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и
ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих,
и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания»
(Быт. 3, 1-7).
Сложный образ змея невозможно свести к злому началу,
искушающему невинных Перволюдей, так как в мире небесных первообразов
нет разделения на добро и зло.
В древности образ змея олицетворял производящую силу земли, поэтому
он был атрибутом культа плодородия, либо фаллическим символом. Образ
змея так или иначе связывался с хтоническими
(происходящими от земли) божествами.
Во многих традициях хтонические функции змея отражаются в его названии,
образованном (как и в славянских языках) от названия земли: в эфиопском
– зверь земли, в египетском – сын земли, жизнь земли.
В большинстве древних мифологий образ змея выражал
и обозначал, прежде всего, мощь и
потенции земных стихий. Причём стихии эти не проявляли себя однозначно
ко злу. В славянских мифологиях образ змея тесно связан с миром предков
и часто является древнейшим предком. Змей нередко бессмертен, что
значит, в этом образе проявляются начала,
лежащие в основаниях, истоках
истории. Змей обладает сверхъестественными способностями,
управляет природными стихиями и защищает покровительствуемых им
людей от стихийных бедствий. У многих народов змей был символом мудрости,
в частности, змея была одним из атрибутов греческой богини мудрости
Афины.
«В архаических
космогонических мифах Евразии и Америки Змей осуществляет разъединение
и соединение неба и земли… В
Древнем Египте изображение змеи прикреплялось ко лбу фараона как
знак его царствования на небе и на
земле… Древнеиндийский мировой Змей… представлялся как держащий
на себе землю. Сходная космическая
функция мирового Змея известна в скандинавской (Змей, живущий
в океане и опоясывающий всю землю)
и египетской (Змей, Окружающий Землю)
мифологиях… С хтонической природой
Змея связано и представление о богатствах
или сокровищах, которые он оберегает в земле или под землей и может принести в дом (в Африке, Индии, у славян и др.). Хтонические черты земли-целительницы отчётливо прослеживаются в образе
греческого бога врачевания Асклепия, который представлялся в виде
змеи (змея была также и атрибутом
Асклепия)… Если в архаических мифологиях роль Змея, соединяющего небо и землю, чаще всего двойственна
(он одновременно и благодетелен, и опасен), то в развитых мифологических системах (где Змей часто носит черты дракона,
внешне отличающегося от обычной змеи) нередко обнаруживается, прежде всего, его отрицательная роль
как воплощения нижнего (водного,
подземного или потустороннего) мира;
связь Змея с женским началом тогда чаще всего осмысляется в духе мотива
принесения женщины (девушки)
в дань Змею» («Мифы народов мира»).
Всё это говорит о том, что змей не олицетворял
злое начало само по себе, но скорее выражал хаотические стихии, частию упорядочивающиеся сами в себе
и имеющие в силу этого начатки добрых
стремлений. Многие черты этого образа говорят о том, что он является
воплощением низших сущностей, тянущихся
к высшим сферам и к высшим собственным состояниям: огненная природа
змея, особая благосклонность и тяга змея к красивым женщинам, появление
перед ними в образе красавца. Последнее оказывается наиболее архаическим
образом низшей софийности, как
глубинной тяги безобразного и
безобразного к прекрасному и
гармоничному. Хаотическое тяготение это может проявляться и в агрессивных
формах.
Таким образом, в древности, в том числе и в Библии,
змей не являлся только образом зла, но скорее начала амбивалентного – двойственного, способного в
различных обстоятельствах как к добру, так и к злу, несущего в себе
как созидательные стремления, так и разрушительные стихии. Трактовка
образа змея как олицетворения зла, в том числе и в русских сказках, возникла
позже, во многом в связи и под влиянием традиции толкования библейского
сказания о грехопадении.
В книге Бытия змей воплощает, скорее всего, собственную волю первозданной земли. Оставленная самой себе мощь
земли не способна на созидание
и даже на самосохранение, так как нуждается в оплодотворяющем
творческом начале. Женственная стихия земли жаждет преобразовательного воздействия. Змей и
оказывается образом тех земных начал,
которые влекомы к небу, хтонических
стихий, тянущихся к преображению.
Это подтверждается и тем, что во многих архаических мифологиях змей
играл роль символа, связывающего небо и землю.
Итак, в змее явилась активность бездонного хаоса, взывающего к преображению,
и та мудрость («…будьте мудры, как
змии…» – Мф. 10, 16) творения Божьего, в которой проявляется тяга
к выполнению Божественного Предустановления.
Дерево Познания
Божественное начало у Перволюдей вызывает у них
неудовлетворенность невоплощённым (райским)
состоянием. Они чувствуют незаконченность
своего небесного положения, ощущают призвание к некоему
ответственному свершению, потребность распространить духовность на низшие
сферы. Их богоподобная свобода наделяет чувством ответственности за судьбы мироздания. Но всё
это ещё проявляется как неосознанное томление существующим и тяготение к
совершенному.
Первобытийный импульс свободы ориентирует их за пределы
благополучного, но незаконченного состояния. Но куда и как – неизвестно,
и потому вектор всех неосознанных
влечений направляется на Дерево Познания. Внутренняя неудовлетворенность
и ощущение собственной незаконченности вызывают стремление понять
и познать себя: в каком качестве и для чего человек создан таковым?
«И увидела
жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно,
потому что даёт знание…» (Быт. 3, 6). Это влечение проявляется в женской
половине человечности, ибо женственность выражает потенции человеческой
природы. Зов земных стихий, явившийся
в образе змея, отозвался в женском лоне человечества.
«И сказал
змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3, 1). В этом заключено вопрошание: что доподлинно сказал этим Бог, что истинного
в этих словах, что вам ещё не открыто. Было сказано: «…не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3, 3). В этих словах интонация
запрета не доминирует, а более содержится предостережение о грядущей смерти, как результате определённого
шага. Господь не налагает прямого
и полного запрета, что выражалось
бы жёстко повелительным глаголом «запрещаю», «повелеваю», но сообщается
об этом более мягко и обязательно с предостережением о последствиях:
не ешьте, чтобы вам не умереть. Господь открывает Первочеловеку последствия
того или иного его поступка.
Сказано, что, познав добро и зло, человек становится
смертным, к вечному бытию прибавится смертное. Но его райская сущность
бессмертна, душа человека вечна, о чём и напоминает змей: нет, не умрёте.
Всё происходит в реальностях неба, где нет разделения на добро и
зло, на истину и ложь. И поэтому всё, что совершается и говорится, –
истинно и благо.
«И сказал
змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите
их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 4-5). Этим сообщается о том, что Бог знает,
а человеку ещё не приоткрыто, но со вкушением плода познания прояснится
духовный взор человека, и он, как истинно богоподобное существо,
узрит глубину бытия и суть вещей.
В результате внутреннего
экзистенциального диалога разнополярных начал в природе человека
(духа неба и воли земли) ему приоткрывается глубинный
смысл происходящего: и увидела жена,
что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно.
Так как все происходит в сфере духовной, то речь
идёт не о плотской пище и не о низменном вожделении. Духовным глазом
увидено, испытано духовное влечение к духовной пище. И действительно,
а не иллюзорно всё в этом мире, в том числе и само дерево, и его плоды,
– хорошо, то есть благо и ко благу. Сам Господь сказал обо всём, что Им
создано: «хорошо весьма…» (Быт. 1,
31). Для человека же дерево хорошо, «потому
что даёт знание…» (Быт. 3, 6).
Ева совершает первый шаг, который определяет
дальнейшую судьбу человека. В мужчине человек – активный деятель, творец,
но в женщине он соединён с материей
творчества и через неё получает направленность и импульс к творчеству:
«…и взяла плодов и ела; и дала также
мужу своему, и он ел” (Быт. 3, 6). И мужчина обоснованно может сказать
впоследствии Богу: «…жена, которую
Ты мне дал, она дала мне от дерева,
и я ел» (Быт. 3, 12). Бог дал Адаму жену, чем наделил человеческую
природу женственной природой, призванной услышать голос земли и донести его до мужского, которое
предназначено действовать, повелевать, творить.
Когда Первочеловек вкусил от Дерева Познания
добра и зла, то этим он ещё не совершил непосредственно злого поступка.
Если бы было так, то это означало бы, строго говоря, что Ева сорвала
плод дерева зла, а не «дерева познания добра и зла…» (Быт. 2, 17). К тому же, как пишет
свящ. Александр Мень, «характерное ветхозаветное
слово “добро и зло” (“тов вэ-ра”) не имело прямого нравственного смысла. Буквально “тов” означает
не абстрактное “добро”, а “полезное”,
“доброе”, “доброкачественное”, и,
соответственно, слово “ра” означает “худое”, “вредное”, “опасное”. А вместе они представляли собой идиоматическое выражение,
означавшее “все на свете”, “все важное для человека”, “все стороны жизни”… Таким
образом, библейское Древо можно назвать просто Древом Познания».
Первые люди отведали в раю не плод греха, а плод познания, который сам по себе
полезен и добр. То, что традиционно трактовалось как безусловный запрет
Бога, можно понимать как предупреждение
о последствиях. Господь предостерегал Адама и Еву о необратимости катастрофических
для их невинного состояния последствиях вкушения плодов познания.
Открывшееся знание выводит человека из младенчества и ставит перед
неотвратимостью собственного выбора
и действия. Акт познания возводит человека в состояние взрослого
ответственного существа.
Отныне нет обратного пути, познав всё на свете, уже невозможно вернуть
себе инфантильную невинность и беззаботность. С этого мгновения человек
обязан соответствовать достоинству
свободного и ответственного существа. Запрет Бога распространяется
только на возможную неуверенность и нерешительность, либо легкомыслие
и праздное любопытство, при которых греховно было бы совершать самый
главный поступок в бытии. Бог запрещает прикасаться к плодам Дерева
Познания робкой рукой. В то же
время Господь предупреждает о безмерной
ответственности, которая накладывается на людей этим поступком.
Но Бог оставляет за человеком свободу решения и выбора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий