Драматическая
пропедевтика
Что необходимо,
чтобы человек мог добиться задуманного?
– Сила воли.
– Здоровые
моральные качества.
– Развитый
интеллект.
Которые
позволят:
– усвоить
знания основ, теории;
– понять
действительность вокруг себя, сложившуюся ситуацию;
– выработать
навыки, умение применять знания на практике.
Зачастую
ненормальные отклонения от провозглашённых принципов мы склонны объяснять
«чудачеством», конкретным извращением конкретной личности или привыкаем к этому
и со временем вообще не замечаем ненормальностей. Более того, даже видя их,
выдумываем несуществующие, но поверхностно-убедительные оправдания, а то и
просто лицемерим, самообманываясь и обманывая других. А они, может быть,
являются симптомами болезни всего общественного организма.
30.06.73
В литературе
ненормально много конъюнктурно-деляческого, спекулятивно-псевдонародного.
Критика? Больше поверхностное скакание. У основной массы пишущих больше не
истинного патриотизма, а бездумного ура-патриотического пафоса.
30.06.73
Историческое
развитие в борьбе противоположностей добра и зла, нового и старого… Но кроме
уяснения себе неизбежности и объективности процесса, кроме его беспристрастного
изучения необходимо чувство причастности. Необходимо понять, что объективный
ход событий в конечном счёте является творением людей. Необходимо найти и своё
место в этом процессе. Необходимо с мудрым видением хода истории чётко
определить своё место в ней: носителем каких идей, какой из тех
противоположностей в конечном счёте окажешься ты.
14.09.73
Прекратить действовать. Наука, наука и ещё раз наука. Только здесь я имею шанс найти себя. Зачем лезть туда, где можно добиться конкретных результатов и нельзя добиться результатов в итоге. Каждая победа потребует колоссально много энергии, времени, а результат окажется промелькнувшим явлением. Я не согласен с официальным мнением, т. К. где начинается это согласие (соглашательство), кончается наука. Вооружиться знаниями, разобраться в действительности, и только затем попытка решения стоящих задач на совершенно ином уровне. Но практика и теория неразделимы. Одно из другого, одно дополняет другое. Нужно стремиться не скатываться к голому практицизму. Но это не значит, что из-за боязни крайностей нужно отречься вовсе от практической деятельности. Главное — подчинить каждодневную деятельность высшему обобщению, познанию, научению.
Радости
обретения и боли самосознания
Во второй половине 70-х годов в Калуге сложился неформальный кружок людей, обсуждавших философские, религиозные, исторические, культурные и политические проблемы, запрещённую тогда литературу — «самиздат», читавших друг другу свои собственные писания. Входили туда писатели, поэты, философы, богословы, историки (многие ещё были тогда студентами) из Москвы, Калуги, Обнинска, Екатеринбурга.
Ни политикой в прямом смысле этого слова, ни диссидентством — правозащитным движением — эти люди вовсе не занимались. Целью их было осмысление жизни, окружающей действительности, творчества. По-иному на это смотрело КГБ. Калужские блюстители госбезопасности решили раскрыть крупный антисоветский заговор, во главе которого стоял морской офицер (один из членов кружка — Дмитрий Марков — действительно когда-то служил на флоте). В 1982 году был арестован и осуждён на два года за распространение антисоветской литературы Анатолий Верховский. По его делу начались повальные обыски.
Огромные органы безопасности огромной страны занимались тем, что выслеживали и гоняли совершенно безопасных талантливых молодых людей, в результате профукали страну…
К третьему курсу, я считал себя
православным христианином, но меня выбрали секретарём партийной организации
курса. Размножал и распространял религиозную литературу, не очень таясь, давал
читать «Архипелаг ГУЛАГ», не скрывал свои взгляды. Непонятно, как это мне сошло
с рук, — Господь хранил! Несуразное сочетание функционера-диссидента и
безнаказанности вызывало недоумение и на курсе. Как-то один из сокурсников
высказался в том духе, что нужные люди внимательно наблюдают за мной, а на
курсе же половина считает, что я из КГБ, а другая половина — что я из ЦРУ.
Душа утончалась, а официальная жизнь вокруг становилась всё более чуждой. Росла мучительная пропасть между внутренней жизнью и внешней. Из-за такого раздвоения временами я был на грани нервного срыва. Стало болеть сердце. Майя Захаровна со своими друзьями-врачами установила, что это невроз от нервного и психического перенапряжения, прописали курс успокоительных средств, и я привёл себя в порядок. Мучительно искал возможности привести свою жизнь в соответствие с внутренним настроем. Мне становилось тоскливо от бессмысленной учёбы. Я начал искать иной, настоящей мысли, философии.
Первые
самостоянья
Обретение веры безмерно расширило
горизонты. «Открытие», что в мировой философии нет ни одного крупного
философа-атеиста, убедило в том, что подлинной может быть только философия
религиозная. Я с упоением приобщился к великой традиции мудрости.
Первоисточниками моих собственных философских исканий были Платон и
Библия — Афины и Иерусалим. Я
должен был осознать себя в бытии и в истории, сложились параллельные линии
интересов: метафизика и историософия. На кафедре истории зарубежной философии
изучал европейских мыслителей. Тема курсовой работы — «Монадология
Лейбница». Как ни странно, этот рационалистический текст открыл мне многое
нерационалистическое — может быть, своей логичностью и эстетичностью.
Следующая курсовая была по протестантскому теологу Паулю Тиллиху, тема диплома:
«Проблема отношения философии и теологии в неопротестантизме Пауля Тиллиха». Но
основным интересом была русская философия, не существовавшая для философского
факультета МГУ. В учебном плане кафедры истории философии народов СССР не
присутствовало ни одного русского
философа, изучались «философские» взгляды учёных-натуралистов, медиков. Я же
сознавал, что русские философы совершили грандиозный прорыв, по сравнению с
которым европейские осуществляли обработку
тылов — систематизировали, классифицировали те смыслы, которые выводила из небытия в бытие русская
мысль.
Написание диплома было для меня
своеобразной школой отстаивания собственных творческих принципов. Оппонент
диплома — профессор Юрий Константинович Мельвиль, руководитель кафедры
истории зарубежной философии, один из факультетских интеллектуалов, спросил у
меня, почему в дипломе слово «Бог» пишется с большой буквы. Мне свои убеждения
пришлось объяснять сциентистскими приёмами, ибо профессора этой кафедры считали
себя подлинными учёными, в отличие от марксистских кафедр факультета. Я завёл
речь о том, что понятие «Бог» употребляется в двух языковых традициях. В
атеистической традиции это понятие обозначает несуществующий предмет, поэтому и
пишется с маленькой буквы. В теистической традиции это понятие обозначает
Личное Существо, более того — Абсолютное, то есть единственное в своём
роде, поэтому — с заглавной буквы. Так как тема моего диплома описывает теистическую
традицию, то в её рамках писать слово «Бог» с маленькой буквы было бы
неграмотно. Безграмотный подход седовласый профессор принять не мог, поэтому
вынужден был оставить меня на этот счёт в покое. Следующая идеологическая
претензия касалась классиков марксизма-ленинизма. В ту пору любые труды должны
были включать цитаты из триптиха Маркса — Энгельса — Ленина. Понятно,
что приходилось долго обосновывать вездесущность классиков и притягивать за уши
их тексты. Я пошёл другим путём: вляпал в конце каждой главы диплома цитату
классиков марлена на религиозную
тему. На это мне оппонент указал, что приведённые цитаты не имеют отношения к
тексту диплома. Я с радостью их убрал вовсе, а учёный муж молча проглотил
это — очевидно, времена и идеологические нравы уже смягчались. Высокую
оценку моего диплома отстояла научный руководитель доктор философии Тамара Андреевна Кузьмина. К ней я
обратился потому, что она читала замечательный спецкурс по философам ХХ века, в
том числе русских религиозных философов. Познакомившись с моей курсовой, она
сказала, что понимает и уважает мой
настрой, будет помогать, хотя с такими взглядами мне дальше будет трудно.
После окончания университета мы стали близкими друзьями и много вместе
пережили, и переосмыслили.
В конце обучения в МГУ меня вызвали
в университетский партийный комитет для
беседы с очень солидным человеком. Внешностью он напоминал разведчика
Абеля. Сказал, что его ведомство набирает
выпускников для продолжения трехгодичной учебы в Подмосковье и дальнейшей
важной государственной работы за границей, при полном обеспечении семьи. И
что он просит меня как секретаря студенческого партбюро дать характеристики
кандидатам. Я говорил обо всех только положительное, употребляя
профессиональную психологическую терминологию, которую усвоил у талантливейшего
психолога Майи Захаровны Дукаревич. Некоторые мои однокурсники стали
разведчиками. В конце длительной беседы «Абель» спросил: а как, Виктор Владимирович, вы относитесь к тому, чтобы самому пойти
учиться на ответственного государственного работника? Я сказал, что
подумаю. Как я понял, это какая-то из спецслужб вербовала кадры для внешней
разведки. Сразу же позвонил Майечке и попросил описать мне какой-нибудь легкий
психиатрический диагноз, чтобы, с одной стороны, не мобилизовали в разведку, с
другой же — не загребли в психушку.
Затем позвонил «Абелю» и сказал, что начинаю курс лечения какого-то устойчивого
невроза. Он вежливо попрощался, и больше с этими предложениями не докучали.
Меня приняли в аспирантуру кафедры
зарубежной философии с темой кандидатской диссертации: «Проблема человека в
неопротестантизме Пауля Тиллиха и экзистенциализме Николая Бердяева». Но через
несколько месяцев мне сказали доверительно, что был крутой звонок из КГБ, после
чего по-тихому вычеркнули из списка аспирантов с негласным запретом работать по
профессии.
Среди множества допросов в КГБ
запомнились встречи с «добрым» следователем майором Гусевым, который вёл
интеллектуальные беседы, конечно же, в интересах своего ведомства. Однажды он
выразил «удивление»: как я, судя по всему, умный и талантливый человек, могу
верить в Бога. Ответил, что в истории мировой философии нет ни одного атеиста,
все крупные философы так или иначе были людьми с религиозным мировоззрением. Он
назвал ряд имен, которые в советских энциклопедиях относили к философам —
атеистам-материалистам. На что пришлось указать, что те, кого у нас считают
атеистическими философами, сами не сознавали себя философами, и современники не
считали их таковыми; это были естествоиспытатели, медики, экономисты, в лучшем
случае публицисты или политические мыслители, фиксирующие свои размышления в
письмах, дневниках или статьях. Гусев: а
Энгельс и Маркс? Я: ни они не
считали, ни их не относили. Гусев: а
кто же они в таком случае? Я: Энгельс —
талантливый публицист, Маркс — в лучшем случае талантливый экономист. Гусев:
а Ленин? Пришлось рассказать, что «Материализм и эмпириокритицизм»
Ленина представляет собой сплошную ругань по поводу цитат из работ
второстепенных философов Маха и Авенариуса, а «Философские тетради» — это
конспект некоторых работ некоторых философов, по большей части не первого ряда,
с которыми сорокачетырёхлетний Ленин впервые познакомился. Собственно
ленинское — это множество подчеркиваний, различных значков на полях типа «нота
бене», но более всего — разнообразных бранных слов. Так что Ленин (по
логике имел в гимназии четвёрку) не подавал признаков философского мышления, а
был гениальным политиком. То соображение, что это — гениально
беспринципный политик-людоед, я оставил при себе… Однажды следователь
Гусев огорошил меня: мы же с вами —
православные. На моё недоумение он пояснил: ну, они там — католики и протестанты, а мы, русские —
православные; только вы верующий православный, а мы православные атеисты… В
посткоммунистическую эпоху раскрылся другой смысл этого определения…
К середине семидесятых оформились
мои творческие интересы. Осенью семьдесят пятого я попал в больницу и до
окончательного диагноза ситуация казалась удручающей. Поневоле приходили мысли
о скоротечности всего земного, о встрече с вечностью, о жизни, которая проходит
в суете, в ожидании самого главного, чего можно так и не дождаться. Жена Ляля
Андреева была беременна, и как-то утешало, что нечто от меня здесь останется
после меня.
Только касание пограничной ситуации
спрессовало время и энергию. В многолюдной больничной палате днём было
невыносимо от гама, мужики с нетерпением ждали ночи, чтобы пить и играть в
карты. Из-за непрерывных приставаний с назойливыми «разговорами» и
предложениями выпить было невозможно сосредоточиться ни на минуту. Отказ
разделить общую «трапезу» вызывал агрессию. Спасительная мысль: я выхлопотал у
заведующей отделением для написания
курсовой одиночную палату, которую держали для душевнобольных, иногда
привозимых на лечение в терапевтическое отделение. От меня сразу же все
отстали — что взять с чокнутого.
Через окно пятого этажа на бинтах я поднимал книги, которые мне приносила Ляля.
Обложил себя книгами, как лекарствами, читал по двадцать часов в сутки. Больше
всего захватили первые главы Библии — о сотворении мира, «Тимей» Платона и
«О свободе» Шеллинга. Глубочайшие смыслы соединились на какой-то неисповедимой
глубине и вызвали сильнейший творческий катарсис. Спал часа по два-три, в
голове всё время крутились метафизические жернова. Думал: вот наконец достиг
подлинного творческого прояснения, которое и будет всегда. Но ни жизненные
обстоятельства, ни я сам (рефлекторно опасался не выдержать и свихнуться) не
позволили больше достигнуть подобного сверхнапряжения. Метафизическая установка
сформировалась навсегда, а зачерпнутых тогда смыслов и образов хватило для
разработки на всю жизнь.
Концепция «Творения — грехопадения» явилась в одночасье, а также и основные замыслы книги «Под
сенью Креста», которую удалось закончить и издать через двадцать лет. Явленное
зафиксировал на одной странице. Метафизические проблемы никогда не были для
меня предметом только теоретического интереса. Важно было знать, как сотворены
мир и человек, что есть Крест и Голгофа Бога и человека, в чём свобода, откуда
и почему в мире зло, в чём смысл последних времен — апокалипсиса и
эсхатологии, чтобы понять, как мне жить и как быть. Богословские и философские
смыслы — это ключи, которыми можно открывать мировые тайны. С увлечением
использовал эти ключи для прояснения проблем в других областях: в обществе,
истории, науке, искусстве, литературе. С годами осознал, что продолжаю некую
незримую эстафету русской философской мысли, хотя и не ставил перед собой такой
задачи. Нередко сталкивался с тем, что начинал самостоятельную разработку
интересующих проблем именно с той стадии, на которой её закончили Владимир
Соловьев, Николай Бердяев или Сергий Булгаков. Собор русских философов в вечности
повелительно отзывался в нашем разорванном времени.
После того как в 1978 году я вышел
из КПСС, меня КГБ изгнало из аспирантуры философского факультета МГУ и негласно
наложило запрет на профессию: о работе преподавателем философии или научной
деятельности не могло быть и речи. Чтобы кормить детей, я, используя опыт
командира студенческих стройотрядов, организовал несколько строительных бригад
сезонных рабочих — шабашников.
Конечно, шабашка была тяжёлой платой за свободу. Я чувствовал себя, как
пианист, который каждый день обязан играть на фортепиано, но каждый день
вынужден колоть дрова. На шабашке я
существовал в непрерывной депрессии, особенно от вынужденного общения с
номенклатурными работниками. Но спасали книги (читать можно было только ночью
или в дороге) и дневник самосознания,
с которым не расставался и куда вписывал философские грёзы, приходящие в самых
неподходящих ситуациях. Тяжким для меня трудом я приобретал шесть-семь месяцев
свободы, творчества и жизни с семьей. Приобретал, конечно, и здоровье, налитую
бронзовую мускулатуру — от тасканий вёдер с бетоном.
Впечатления, полученные в
бесконечных поездках, становились предметом размышлений. Прогнивший режим
держался по инерции и как-то отдельно от людей, которые всё больше жили своей
жизнью, по необходимости лишь произнося идеологические пароли. Уже в конце
семидесятых годов я был уверен в недолговечности коммунистического строя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий