Зло – отказ от сотворчества Богу,
сопротивление творению Божию откуда бы оно ни исходило. Дух зла объединяет всё,
что восстаёт на творческий акт Бога, а значит и на Самого Творца. Поэтому
сатана («противник» по-еврейски) – враг замысла Божия о мире и человеке, этот
противник Христа – Бога в человеке и человека в Боге. Зло – это активный отказ
от крестонесения бытия, разрушение бытия, небытие в бытии мира сего. Зло – результат отказа от свободы,
направлено на угашение свободы. Зло является выпадением какой-либо части
бытия из орбиты Божиего творения, самоабсолютизацией частичности,
противопоставлением себя Богу. Зло само по себе не существует, ибо это только
нетость, отрицание бытия. Но это отрицание запечатлевается в мирских формах.
Зло, не имея собственного бытия, паразитирует на бытии мира, поэтому во зло
могут быть обращены любые, даже самые благие мировые силы, стремления, если они
из материала и орудия творения Божиего превращаются в средства борьбы с
творческим актом Бога, с Самим Творцом. Множество именований злых сил отражает
многообразие источников злого начала. Сатана
– (от ивр.ןśāṭān, арам. sāṭānā,
– «противник»,
«клеветник», от сев.-зап.-семитск. корня «сатан»
букв. «быть враждебным», «обвинение») – князь мира сего – персонифицирует
самоволие тварного мира, противостоящее творящей благодати. Его слуги – «мироправители
тьмы века сего», «духи злобы
поднебесные» (Еф. 6. 12). Это дух зла,
интегрирующий силы сопротивления Творцу, откуда бы они не исходили. Но это и
конкретное существо, персонифицирующее центр мирового зла и выражающее его
волю. Сатана – это дух самопревознесения, ослеплённое
себялюбие, разнузданное безграничное хотение, которые противоположны
творческому акт, несут разрушение и смерть. Дьявол (др.-греч. διάβολος «клеветник») – отец лжи и обмана,
притворства и хитрости, представляющих собой основную методу самоутверждения
порока, подстрекатель людей к совершению зла. «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять
похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо
нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8.44). Если сатана интегрирует космические и
мировые силы и стихии, сопротивляющееся творческому акту Бога, то дьявол
интегрирует и провоцирует людские страсти и пороки, ложь и хаос в человеческих
душах. Самаэль (также Самаил[1]; Самаел[2]; др.-евр. «сам» + «эль»: яд и бог) – ангел смерти, слепой
бог, или бог слепых, дитя хаоса, – персона, олицетворяющая
претензию смертоносных хаотических стихий подменить истоки и токи жизни,
ослепить преображающий взор человека. Люцифер
– (лат. Lucifer «светоносный», от lux «свет» +
fero «несу»; в том же значении – др.-греч. др.-рус. Денница, Утренница) – в римской
мифологии образ «утренней звезды». Дух астрального света – выражает
стремление сферы астральных энтелехий к самодостаточной, дух магического
рабства, это отражённое призрачное лжебытие, стремящееся вытеснить собственно
бытие. Ослепление люциферическим светом – это подмена всего и вся. Вельзевул (от ивр. Бааль-Зевув,
«повелитель мух») – князь тьмы и бесов, демонов, повелитель
скверн, олицетворяет духовное отступничество, идолопоклонство – поклонение
материальному истукану как порабощение у предметного мира. Асмодей – сластолюбивый демон искуситель, ангел-истребитель, в христианском предании происходит от блуда
между падшими ангелами и дочерьми человеческими. Особенный недруг
брака как Божиего установления, совратитель к противоестественным связям и
амбивалентности, разрушитель органичных связей между противоположными началами,
в частности – между мужским и женским. Если асмодей олицетворяет уродливые
формы соединения сил первобытийных неба
и стихий земли, то Лилит олицетворяет ту часть пассивного
начала материи, которая стремится предотвратить соединение начал неба и земли,
закоснеть в непреображённости, в извечной хаотичности, либо множить только
хаос. Поэтому
Лилит «овладевает мужчинами против их
воли с целью родить от них детей, вредительница деторождения, не только наводит
порчу на младенцев, но похищает (пьёт
кровь новорожденных и высасывает мозг из костей) и подменяет их; ей также приписывается порча рожениц и бесплодие
женщин» (Мифы народов мира). Демоны (ст.‑слав. Де́монъ, от др.-греч. даймон «дух», «божество») –
духи самоабсолютизации и тотальной гордыни. Соблазн демонизма подстерегает
самые утончённые и высоко духовные натуры. Демон – небытийная тень, духовный двойник каждого человека, интегрирующий его
заблуждения и грехи, встречающий соблазнами каждый его шаг. Бесы (лат. «мерзкий», греч. «обезьяна») – многообразные духи зла, которые могут
вселяться в человека (одержимость бесами,
беснование), в христианстве существует
ритуал изгнания бесов – экзорцизм (лат. exorcism от греч. ἐξορκισμός «запрещение бесам»). В общем, имя им легион, – на каждом шагу человека
подстерегают либо сложившиеся ложные формы жизни, либо соблазны лжетворчества –
порождение новых духов зла.
Достоевский в романе «Братья Карамазовы»
описал субъективно-объективную и
реально-ирреальную природу зла – во встрече Ивана Карамазова с чёртом. Иван
чувствует, что чёрт является порождением его фантазии, кошмаром его больного
сознания, и в этом смысле это чистая
субъективность: «Ты воплощение меня
самого». Но это отражение не полноты и цельности его существа, а
частичности, причём порочной части его самого: «Ты – ложь, ты – болезнь моя, ты призрак. Ты воплощение меня
самого, только одной, впрочем, моей стороны... моих мыслей и чувств, только
самых гадких и глупых». Эта односторонность
лжи и самим Иваном воспринимается как лжереальность: «Ни одной минуты не принимаю тебя за реальную правду».
Но ужас положения в том, что собственная
фантазия вдруг предстоит как реальное и диктующее существо. Его можно ощутить: «Нет, нет, это был не сон! Он был, он тут
сидел, вот на том диване». Мало того, этот субъект агрессивно
самоутверждается: надменно судит Ивана, провоцирует на сопротивление, но не
злу, а истине, окончательно подчиняя злой воле. Для этой же цели чёрт сообщает
Ивану неизвестные для него факты. Ивану приходится защищаться перед объективной
злой силой: он пытается избить приживальщика,
надавать ему пинков, швыряет в него стакан.
Генииальный провидец
Ф.М. Достоевский, философствуя в образах, описал в романе «Преступление и
наказание» персонификацию зла. «В мире дьявол с Богом борется, и поле
битвы –
сердца людей» – это высказывание Ф.М.
Достоевского выражает интенцию его
творчества. 1. Зло в мире появляется как результат человеческого ложного
выбора и греховного поступка, которые зарождаются в душе, порвавшей связи с
органичным религиозным укладом и традиционной национальной культурой, почвой, землёй. Отрыв от целостной жизни уводит в эвклидову диалектику отвлечённого
умствования, а отказ от напряжения волевого выбора и нравственной
ответственности ведёт к выпадению из реальности в иллюзорную мечтательность. 2. Зло – прежде всего, лжедуховность, болезнь обезволенного,
отвлечённого от истинных жизненных реальностей ума, опрокинутого в душевное «подполье». Романтическое беспредметное фантазирование заканчивается
орассудочиванием низменных страстей. Душевная жизнь сосредоточивается вокруг
маниакальной идеи, которая и предельно рационалистична, и бессознательна,
аффективна одновременно. Обвал в сознании и выплеск на поверхность подпольных
стихий ввергают в бредовое состояние, когда аморализм воспринимается как
арифметически обоснованный императив. 3. Содержание идеологизма двухполюсно: во-первых, это искушение ложно понимаемым
благом, во-вторых – непреодолимое стремление воплотить это «благо» приводит к
формированию чувства мессианства –
ощущения себя спасителем человечества, а также ложного миссионерства – стремления распространить и навязать свои взгляды.
В конечном итоге, это состояние развивается в ту или иную форму мании величия. Открывшаяся «истина»
неудержимо влечёт идеологически одержимого к насильственному её осуществлению. 4.
Порождённые пустой фантазией идеи превращаются в духов зла, порабощающих душу, подчиняющих многообразие жизни ложной
цели. Они расщепляют единство души, разрушают облик личности как образ и
подобие Божие в человеке, подменяют его фиктивным маниакальным единством. 5.
Испущенные человеком злые духи могут приобретать собственную волю, способны
похитить мировую плоть, индивидуализироваться и предстать перед человеком как
внешние, враждебные ему существа – бесы.
6. При этом «Образ, который они
принимают, также зависит от их выбора; а так как сама сущность бытия бесов – ложь, образ этот – фальшивая
видимость, маска. По характерной русской пословице, “у нежити своего облика нет, она ходит в личинах”» («Мифы народов мира. Статья “Бесы”»). Свои личины
нежить формирует в зависимости от направленности агрессии злой воли. Но наиболее
коварными возбудителями беснования являются расхожие прельстительные помыслы,
подменные идеалы, духовные соблазны. 7. Злые духи, одарённые умом и волей, эти трихины,
существа микроскопические, создают идеологическое поле, заражающее и
перерождающее духовную атмосферу. «Идеи
летают в воздухе, но непременно по законам, идеи живут и распространяются
по законам слишком трудно для нас уловимым: идеи заразительны, и знаете ли вы,
что в общем настроении жизни иная идея, иная забота или тоска, доступная лишь
высокообразованному и развитому уму, может вдруг передаться почти
малограмотному существу, грубому и ни о чём никогда не заботившемуся, и вдруг
заразит его душу своим влиянием» («Дневник писателя»). Подверженные недугу
духа становятся источником заразы для других: «Как скверная трихина, как атом чумы, заражающей целые
государства, так я заразил собой всю эту счастливую, безгрешную до меня землю»
(«Сон смешного человека»).
Очень позновательно
ОтветитьУдалить