Богу открыты все возможности и человеческие
потенции. Он видит всю цепь актуальностей прошлого и настоящего,
знает сферу человеческой свободы: её пути и заключенные в ней возможности.
Это и есть всеведение Божие. Но этим поступок человека не предопределяется
и свобода его не отменяется. Бог ведает всё и творит, человеку
открыто только частично и он сотворит Богу.
Но то, что ещё не народилось из небытия в бытие, то, что ещё не
сотворено – не ведомо даже Богу, – в этом природа творчества,
установленная Самим Творцом. Бог видит путь человека и его направленность,
но к концу этого пути и человек, и Бог ещё только придут.
Богу, находящемуся вне времени, открыты
непосредственным созерцанием все перспективы времени: прошлое,
настоящее и будущее. Но само будущее двойственно. Поскольку будущее есть,
в нём уже нечто есть, то есть будет нечто, уже определившееся.
Потенциально в будущем уже присутствует то, что актуализировано
в прошлом, настоящем и во вневременном. Это будет и в будущем в своей
будущей форме, а не прошедшей или настоящей. Исторически не раскрытые
формы бытия уже ведомы Богу.
Будущее определённо в той степени, в
которой прошлое и настоящее уже прорвались в будущее. Всё из прошлого
и настоящего уже потенциально присутствует в будущем. Но в
будущем нет того, чего ещё не было, в нём нет будущего.
В будущем явится то, чего ещё нет в принципе и что ещё должно совершиться.
Творческий акт создаёт действительную новизну – то, чего ещё не было
ни в настоящем, ни во вневременном. Это ещё ничто и постольку
оно не входит во всё. Все-ведение Бога охватывает
всё, но не ничто, иначе оно было бы ничто-ведением, то есть
не-ведением. Всеведение знает всё, что есть и может быть как сущее –
любую возможность, но то, чего ещё нет – не относится к всеведению.
По отношению к нереализованному акту свободы сам вопрос о предвидении
абсурден, как можно спросить: что есть то, чего нет?
Итак, всеведение Божие ничем
не ограничивается, но оно же не ограничивает свободу человека и
не предопределяет его творческий акт. Бог творит совместно с человеком,
творческая новизна является и для Бога реальным творчеством и действительной
новизной. Это ничуть не умаляет Божиего достоинства, поскольку, что
бы Бог ни совершил, ничто Его умалить не может. Но совершить Он властен
действительно всё, и то, что не вмещается в категории человеческого
ума. Человеку должно внимать, верить и уповать, а не класть
рационалистические границы Божиему действию. Голгофа тоже алогична,
умонепостигаема (безумие для ума), но это непреложный факт, и
человеку, чтобы вместить его, остаётся только качественно преобразить
свой ум.
Всеведение Божие в том, что Бог во
всех жизненных странствиях всегда с человеком. Богооставленность
– это результат разрыва человека с Богом, но Бог всегда с человеком,
близок к нему, всё о нём знает и обращён с помощью, которая даруется
по первому зову человека. Всеведение Бога – это всеведение близкого
и любящего Личного Бога, а не равнодушного вершителя судеб или
жестокого властителя. Нам в глубине своего существа необходимо
существование предвидения Божия, как Кормчего мира и Промыслителя,
Который может ободрить нас в несчастии и одарить при наших молитвах
чем-то сверх естественной реальности. Но нам также необходима и свобода,
не умаляемая ничем, даже предвидением. Нам необходимо и то и другое
вместе в принципе бытия, но в каждый данный момент мы нуждаемся
реально в чём-то одном, лишь бы другое сохранялось в полном объёме как
потенция.
Когда нам необходимо непосредственно
предвидение, то мы доверчиво возвращаем часть своей свободы в руки
Бога, а когда нужна свобода, то предвидение Божие реализуется в
творческом свободном акте. В то же время мы хотим и чаем, что и свобода
и предвидение не потерпят от этого ущерба, а возрастут. Отношение
предвидения Божия и свободы человека таково, что обеспечивает защиту
нашей свободы, нашей слабости и нашего достоинства. И пред нами в
каждый данный момент предстоит то, чего мы глубинно и праведно хотим.
День добрый! Просмотрев Ваше основательное философское осмысление понятия "Бремя свободы.6.Всеведение Божие и свобода человека." не встретила ни одной ссылки на Священное Писание. Озадачена.
ОтветитьУдалить