Воплощённость
В русском языке слово
«плоть» имеет два смысла. В словаре Даля плотью называется тело животного и
человека, всё вещество, из коего состоит животное тело. Плоть сама по себе не
является злым началом. Плоть сотворена Богом, была воспринята Сыном Божиим, –
Бог воплотился в человеке, плоть преображается Духом Божиим. И потому апостол
Павел призывал, чтобы «никто никогда не имел ненависти к своей плоти,
но питает и греет её, как и Господь Церковь» (Еф. 5,29). «Природа
умная и бессмертная сокрыта в тленном теле нашем для того, чтобы в нём и через
него обнаруживать свои действия» (преп. Антоний Великий). Вечный личный
дух созданием своим призван к воплощению – принятию и несению плоти.
Богоуподобление – принятие плоти, поэтому вне плоти нет личности. И отсюда
человек более бытиен, нежели бесплотный и безгрешный ангел.
Но плоть – и источник
греха. «Плотью» также называются все животные страсти и влечения человека,
вожделения и похоти пяти чувств, телесные услады: «дела плоти известны;
они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение,
волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны)
ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное… Плод же
духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
кротость, воздержание» (Гал. 5,19-22). Только дух – безгрешен и не
может породить зло. Но разрыв с плотью ради ухода в чистую духовность признан
Церковью как манихейская ересь. Это измена собственно человеческому назначению,
а значит и великий грех против плоти и духа.
Каждая душа призвана к
погружению в мировую плоть, открытость к материи и принятие плоти являются
необходимым условием исполнения человеческого назначения. Притяжение плоти само
по себе не является ни добром, ни злом. Оно служит добру, когда вливается в
преобразовательный импульс. Души призваны не погрязнуть в материальности, а
войти в неё для создания риз плоти, одухотворения и преображения материи.
Человек обязан нести плоть и преображать плоть, выделить из хаоса свою плоть и
запечатлеть в ней свой образ. Тленное тело – храм вечной
души. Поэтому человек должен любить, охранять и беречь свою плоть,
как земной дом души. Когда же душа в плену плоти забывает о творческом
призвании – плоть превращается в орудие зла.
Свобода
«Господь есть Дух, а
где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3,17), и первое именование
личности – это свобода. Личность неотделима от свободы, но не тождественна
ей, личность есть субъект свободы, источник свободы, свобода является
в мир через личность. Личность соединяет в себе своеобразие замысла
Бога о конкретном человеке и его назначении и вместе с тем ответ вечной
души, помысел человека о самом себе. Творец восхотел, чтобы человек
свободно создал сам себя и свободно пришёл к единению с Богом. Человек
и будет таковым, каким он себя создаёт. Личность – начало самоопределяющееся,
самосозидающее. Она сама в себе несёт источник всех своих действий.
В этом её образ и подобие Творца. Личность – заданность, не статическое
бытие, а динамическое непрерывное самополагание. Чтобы быть личностью,
необходимо ею становиться. Свобода – онтологическое основание,
метафизический центр личности. У отцов и учителей Церкви личность
есть свобода по отношению к природе. Свойство, принадлежащее природе,
может быть присуще личности, но не определяет её.
Личностное «Я» вызывает
само себя к бытию и не определяется ничем иным, кроме самого себя.
Субстанциальна в этом мире только личность, ибо только личность
самополагаема. Фихте настолько был зачарован открывшейся истиной о
том, что мироздание является продуктом деятельности «Я», что проглядел
субстанциальность этого «Я», которая только в личности. Мировое «Я»
и есть «Я» личности – Личности Божественной и личности человеческой.
Вне личности вообще нет и не может быть «Я», ибо «Я» и есть самоназывание
личности, – «Я» о себе может сказать только личность. Основы мироздания
не монистичны и не плюралистичны, мир созидается персоналистическим
началом.
Таким образом, только
личность свободна как Бог и отвечает за всё в бытии, как сотворец Богу
и соратник в мировом творении. В мире только личность способна к
творчеству – созданию из небытия в бытие. Она создана для творчества
и призвана к творчеству. Творчество есть адекватное
состояние личности.
Сознание и совесть
Человека отличает
от всех других существ сознание как осознание самого себя – индивидуально
и общечеловечно, как осмысление своей вселенской творческой миссии,
свободы и ответственности, своей историчности, смертности в мире
сем и перспектив вечности. Фрагментарное и смутное земное сознание укоренено
в транссознательном, – в осознании вечной душой перед
престолом Господним своего назначения. Высшая форма сознания, в
наибольшей степени связанная с транссознательным и вместе с тем ориентированная
на преображение, просветление плоти, – это ум как созерцание первообразов,
семенных логосов бытия.
Отсюда традиция умной
молитвы, умного делания в исихазме: «Исихия есть
обращение и собирание ума в себе… обращение к уму всех душевных сил и действие
их по уму и по Богу… И когда ум, истребив всякую живущую в нём страсть,
доставит душе бесчувственность, и не только сам себя, но и другие душевные силы
целиком обратит к себе, и всё чужое, что до того отпечатлелось в нём дурного, он
отстранит прочь. Сам же он, возвысившись до духовных и умопостигаемых видений,
благочестиво и благоговейно отстраняется от всего, и предстоит перед Богом
немым и безгласным. Тогда в нём откроется логос, смысл вещественного начала, и
в нём образовывается небесный образ, выше всякого бесстрашия, не нарушаемый
никакой со вне приходящей страстью, и по благодати целиком обращённый к
лучшему. Наделённый этими дарами, ум передаёт знаки божественной красоты и
соединённому с ним телу» (св. Григорий Палама).
Сознание, оторвавшееся
от духовных корней – секулярный, самозацикленный рассудок, рацио – это
разложенное сознание, умственная развращённость, шизофреническая расколотость
сознания, маниакальность отдельных его сфер, истерическая прилипчивость к
частностям, сон разума.
Отличает личность и
нравственная вменяемость – способность различать ценностное
от целесообразного, полезного, приятного. Но этическая ценность
личности состоит прежде всего в сохранении верности своему небесному
назначению, самой себе в богоуподоблении. Добродетель и есть осуществление
этого целеполагания – творческого самоосуществления в Боге.
Совесть – это голос Божий в душе человека, со-весть – весть Творца человеку –
малому творцу о праведности творения Божия.
Любовь
«Любовь есть не имя, но Божественная сущность,
сообщимая и непостижимая и совершенно Божеская» (Преп. Симеон Новый Богослов). Подобно тому,
как «Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8), и личность есть любовь.
Прообразом мировой любви является отношение ипостасей Божиих в
Святой Троице. Непосредственным источником любви, как высшего Божественного
отношения и соединения, является Ипостась Духа Святого. Сила духа
есть сила любви, проистекающая от личности. «Любовь от Бога» (1
Ин. 4,7), и в мир любовь приходит через божественное в личности. Только
личность способна любить – ценить кого-то более себя. Вершина любви
в мире, любовь сама по себе есть высшее духовное тяготение личности
к личности, есть высшая связь личностей: Личности Бога и личности человека,
личностей человеческих между собой. Если свободный дух – субстанция
личности, то любовь является первейшим и важнейшим модусом этой субстанции.
Любовь есть свободное
соединение свободных личностей, создающих по образу Святой Троицы новое
единство, но не теряющих при этом собственной сущности, своей ипостасности,
персональности. Соединяя, любовь возвышает каждую личность в собственном
достоинстве. Личность, как субъект любви, одаряет любовью всё сущее.
Личность призвана преобразить бытие в примирении всего в любви. Онтологический
статус любви личности раскрывает апостол Павел в известном «Гимне
любви»: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а
любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны,
и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И
если я раздам все имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет
мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не
завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет
своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется
истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь
никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и
знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же
настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был
младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески
рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как
бы сквозь тусклое стекло,
гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю,
подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь;
но любовь из них больше» (1 Кор. 13). Апостол говорит не о безличной и слепой
силе любви, а о любви личной, персоналистической, поэтому он повествует
о любви от первого лица.
Соборность
Личность универсальна,
это микрокосм, и через укоренённость в Боге она выходит к другим «Я».
Личность задумана Создателем соборной. Свободная связь личности с
Богом и соборная с другими личностями – это Богочеловечество.
Богочеловечность – основа для обретения и углубления личностного
достоинства человека.
Христианство открывает,
что персоналистическое бытие есть одновременно бытие соборное. Соборность –
это единство многообразия, гармония множественности в единстве.
Но объединение бескачественного многообразия не является соборностью.
Подлинная соборность есть свободное, братское, любовное соединение
абсолютных личностей. Прообразом соборности является собор
Ипостасей Святой Троицы. Идеал православия – соборная любовь на земле
по образу небесной любви Ипостасей Божиих: «Дабы воззрением
на Святую Троицу уничижался страх розни мира сего» (преп. Сергий
Радонежский). Соборность есть вершина личности, когда личность открывается
всем и всему не умаляя, а наполняя себя. «Соборность – внутренний,
конкретный универсализм личности, а не отчуждение совести в какой-либо
внешний коллектив… Соборность есть мое качествование,
расширение моего опыта до сверхличностного, всеобщего
опыта… Соборность мне более всего близка в чувстве общей вины, ответственности
за всех» (Н.А. Бердяев).
Каждая Ипостась
Святой Троицы есть Божественная Личность, Которая, не умаляясь в
своём личном бытии, соборно воссоединена с другими в единстве Триипостасного
Личного Бога. Только личность может соединяться, не умаляя, а возвышая
себя. Соборность достигается прорастанием личностного начала –
индивидуальной свободы и независимости в сочетании с обращённостью
и тяготением к другим. По образу Божественных Ипостасей Святой
Троицы личность есть абсолютная индивидуальность, стремящаяся к воссоединению
с другими индивидуальностями. Чем больше человек становится личностью,
тем ближе он в любовном обращении к Богу и к другим личностям: «Положите,
что круг есть мир, самая середина круга Бог, а прямые линии (радиусы)... суть
пути жизни людей… Когда удаляются от Бога… в той же мере удаляются
друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и
от Бога. Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим
Бога, настолько каждый удалён и от ближнего. Если же возлюбим Бога,
то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся
любовью и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся
и с Богом» (св. Авва Дорофей).
Соборность есть идеал
царства свободных личностей, соединённых узами свободной любви.
Царство не от мира сего, в котором любовь соединяет личности по образу
Святой Троицы: навечно, нераздельно и неслиянно, когда все будут
для всех и «Да будет Бог
всяческая во всех» ( 1 Кор. 15, 28). Душа, взыскующая царство будущего
века, стремится и к личностному средоточению, и к личностным связям.
Чем более человек является личностью, тем более он индивидуален,
неповторим, но одновременно и раскрыт к другим. Небесный идеал соборности
отражается на земле: каждый импульс соборного единения преобразователен: «Истинно
также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о
всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.
18, 19-20).
«Принцип христианской
соборности может быть лишь персоналистическим. Соборность как духовная общность
находится в субъекте, не в объекте, означает качество субъекта. Раскрытие в нём
универсальности» (Н.А. Бердяев). Полноценная личность достигает полной индивидуальной
свободы и неповторимости в свободной обращённости и любви ко всем
личностям. Личностное является как самодостаточность единичности
при свободном слиянии со всеми и неповторимо с каждым. Соборность – это
свободное единение свободных личностей, свободное множество в любовном
единстве. Идеал соборности – в соединении человечества вечных
душ в любви. Соборность без любви немыслима и невозможна.
Любовь – сила
сцепления соборно-персоналистических начал – проявляет
активно-деятельную роль в истории. Любовь как подвигающий принцип
истории, – в этом
цель земного назначения. Оттого для человека так противоестественны
всякие насильственные объединения. Положение о том, что человек –
существо общественное, является социальной проекцией истины о
соборности личности. Прочность и человечность различных коллективов
зависит от того, из какого начала они произведены: начала персоналистического
и соборного либо начала безличного. Безличный коллектив – это механизм
или конгломерат, перемалывающий личность и не имеющий перспектив
вечности. Личность соборностью своей противоположна нивелирующему
коллективизму, а персоналистичностью противоположна эгоистическому
индивидуализму. «Внутренний экзистенциальный универсализм личности
нужно противополагать внешнему объективированному универсализму, создававшему
все новые и новые формы рабства. Всё не личное, всё отчуждённое в сферу общего
есть прельщение и рабство человека» (Н.А. Бердяев). Цель бытия не безличный
коллективизм, не самость и своеволие индивидуализма, а преображенный
мир свободно обращённых друг к другу личностей, царство любви и свободы
каждой личности в единении с Богом и друг с другом.
Соборность – это собрание
свободных личностей, каждая из которых достигла такого уровня персонификации,
когда в ней раскрывается универсум, когда индивидуально раскрывается
истина о сораспятии всего сущего и совместном крестонесении бытия.
Соборность – это общая сораспятость Богу. В мирской жизни идеал соборности
является одной из мощнейших преобразующих исторических сил. Подлинное созидание
возможно при осознании зависимости и ответственности всех друг перед другом. Мы
не имели бы бытия, если бы наши предки своим противостоянием небытию не
сохранили возможность жизни для нас. Если мы не выполним своё предназначение,
оборвётся то, ради чего жили отцы. Если потомки не завершат, обессмыслится и
наша жизнь. Все сознательно или нет участвуют в свершении общего соборного
дела.
Спаси Господь !
ОтветитьУдалить