Миротворение по существу
является не процессом, а актом, не эволюцией, а революцией. Называть
миросозидание эволюцией в дарвиновском смысле можно только ретроспективно,
имея ввиду не заданность его, а наличную сложившуюся данность. Реально
эволюция движима творческим приуготовлением воплощения человека
и воплощения Бога. Богочеловеческое
единение является сердцевиной бытия, богочеловеческое воплощение является источником и доминантой
– господствующей идеей и силой космического преображения.
Но в этом есть и собственный
путь человека. Первый шаг Первочеловека (Адама и Евы) кладёт начало
крестному пути человечества. Странствия душ в мировой материи
можно назвать поиском человеческим духом своего плотского облика,
и вся космическая эволюция оказывается
результатом созидания вечными душами собственной телесности.
Погрузившийся в хаос
человеческий дух ослепляется тьмой и оглушается грохотанием меонических
бурь. Чем глубже вхождение в хаос, тем более душа свёртывается до потенции,
становится семенем жизни, светящимся во мраке. Человеческая душа
как монада[1] стремится войти вглубь
хаоса, принять на себя его стихии и вернуться к свету в преображенной
материи. Душа ушла вглубь земли
(«В начале сотворил Бог небо и землю» -
Быт. 1.1), умерла для райского состояния, ей вновь предстоит возродиться,
пройдя толщу материи, обуздывая земные стихии.
Жизнь и есть
одухотворение хаотической мощи, оформление кипящего, клокочущего,
бушующего хаоса. Колыхание бездны, тёмное шевеление низин земли, – все виды меонической энергии
преобразовательно используются духом. Но жизненная задача требует,
чтобы хаотические потенции, вливаясь в космическое многообразие
существ и вещей, не нивелировались в возникающем единстве, а творчески
оформлялись. Меонический вулкан должен не застыть в мертвенной лаве,
не рассыпаться в пепле, но каждый взрыв его должен быть обращён творческим
дуновением в живой цветок космического соцветья. Цель преображения – не мертвенное
разделение, но животворящая новизна
бытия.
Итак, ушедшая в хаос
человеческая душа:
- обращает хаотическую
мощь в основу творения;
- обнажает в хаосе
потенциальное единство;
- наделяет неотмирным
единством;
- сама пробуждается
к высшей жизни;
- возвышается и подымает
с собой к Божественному единству всё созидаемое в материи.
В семенном состоянии
души всё это пробивается как неосознанное влечение природной энтелехии (природной
души) к Богу. В личности это влечение реализуется свободно и разумно.
Таким образом, каждая
возникшая в природе сущность содержит два начала. Это частица земли, скованная и преобразованная
хаотическая мощь. В одеянии земной плоти светится искорка неба – личный дух, освещающий путь персонификации мирового сущего.
Первое проявляет слепую волю,
вожделение или влечение, второе – свободу.
Господство первого утверждает своеволие
и произвол твари, верховодство второго – свободное творчество духа. Воля не отменяется свободой, а
преобразуется и используется как орудие космического строительства.
Человек, как поднявшийся со дна хаоса венец
творения, содержит в себе и мощь меона,
и благость сотворца и соратника Божьего, поэтому в воплотившемся человеке
сосредоточены «и крайняя глубь бездны
и высший предел неба» (Ф. Шеллинг).
Вошедшие в хаос первообразы инициируют смыслообразовательные
процессы, движителем всего созидающегося в хаосе являются субстанциальные
деятели – человеческие
души. Метафизический центр личности
частию погружается в материю и готовит её к будущему рождению
в мир человека в собственном облике. Духовные монады созидают из материи собственное вместилище
– человеческое тело. Душа человека
изначально представлена в мире как волна разлитой в космосе психической энергии, самоконцентрирующейся
и собирающей плоть вокруг входящей в мироздание души. Индивидуальные субстанции являются
душами зачинающихся космических процессов, в результате их преобразовательного
воздействия бессмысленные хаотические стихии постепенно приобретают
начала порядка и гармонии. Все космические образования: первичные
туманности, галактики, созвездия, светила и планеты – являются
формами странствия человеческих душ в мировой материи. Эволюция
жизни на земле оказывается проложенным в материи путём духовных
монад к собственному плотскому облику. Космогенез является процессом созидания человеческой плоти,
а зоогенез путём обретения человеческим духом собственного тела.
О том, что душа человека
присутствует в космосе до появления на земле в собственном облике,
сохраняют память мифы, в которых речь идёт не о сотворении людей, а
о способе, дающем возможность людям, задолго до того существующим,
выйти на землю, войти в мир. В мифе североамериканских индейцев люди
выходят на землю из подземного мира. В шумерском мифе рассказывается
о том, что люди первоначально росли под землей как трава, один из богов
проделывал мотыгой в земле дыру, откуда и выходили люди. В мифах
народов Африки первые люди выходят из скалы, земли, ямы. В такого
рода представлениях отражаются определённые стороны антропогенеза – самосозидания
личного духа, подготавливающего явление человека на планете Земля.
Мифы повествуют о
том, что человеческое существо сложилось задолго до появления его
в собственном облике, что формировалось оно в недрах земли – в глубине мировой материи,
и что рождение человека вызывается, с одной стороны, собственно человеческим усилием,
с другой же, является результатом некоего активного, резкого и мощного действия высшего творческого
начала (богов либо героев). В представлениях последнего рода
отражается факт совместной творческой
активности Бога и человека. Более чётко внимание на этом акцентируется
в мифах, которые описывают наряду с физическими началами, участвующими
в создании человека и его составных частей, участие высших духовных
сил (в некоторых мифах человек создаётся словом либо мыслью богов).
Комментариев нет:
Отправить комментарий