1. Христианская
онтология Креста
Ныне верующий христианин почти механически осеняет себя крестным знамением, забывая, что при этом происходит в бытии. Между
тем, назначение человека – крестонесение. Жизнь – непрекращающееся распятие. Крест и
Голгофа – начало и конец сущего.
Мировая история – кровоточение
ран Распинаемого Бога.
Бог явился в мир не властелином, но в облике смиренном и уничиженном,
и Бог, как провинившийся раб, распят в мире. В этом не случайность, не
прихоть и чья-то ошибка. Это вселенское событие и в нём – величайший
смысл.
Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.
Искупление – освобождение от греховности, от рабства мира
сего, от смерти – происходит не юридически. Распятие Христа – не
долг, который платится Богом за тех, кто уже не может сам вырваться из
сетей дьявола (как думали Ириней Лионский и Ориген). Это и не «Божественная хитрость», посредством
которой «человеческая природа Христа
служила приманкой дьяволу на крючке Его Божества» (как утверждал
св. Григорий Нисский). Распятие не может быть приманкой, через которую
«дьявол, покусившись на Существо, над
Которым он не имел власти, лишился всяческой власти» (св. Григорий
Нисский). И Христос не только Посредник, Крестом соединяющий человека
с Богом. Все эти представления приоткрывают тайну Богораспятия, но
к ним не может сводиться смысл Боговоплощения. Суть происходящего
на Голгофе гораздо глубже и укоренена в вечной богочеловеческой связи.
Общепринятое утверждение, что Бог вслед за падением человека (хотя и во имя его спасения) уничижился
до воплощения и умалился до крестных мук, – мало соответствует христианскому
Откровению. В этом толковании под покровом смирения скрывается гордыня:
признание, что человек пал, но уверенность в том, что Бог уничижается
вслед за человеком и в результате его греховного проступка. Боговоплощение
не может полностью зависеть от воли людей. Воплощение Бога не вызвано
только греховностью человека, и распят Бог не вследствие наших житейских
заблуждений.
Мир создан предвечно «драгоценною
Кровию Христа как непорочного и чистого Агнца, предназначенного ещё прежде создания мира…» (1 Пет.
1, 19-20). Слово – это «Агнец, закланный
от создания мира» (Откр. 13, 8).
Крест Христов воздвигнут не на земле, а на небе. Онтология Креста укоренена
в добытийных глубинах Божественной природы.
Распятие Бога произошло в недрах Его ещё до творения мира: «Крест Христов вписан в творение уже при
самом его возникновении, и уже в его начальном акте мир призван к принятию
в недра свои Божества» (прот. Сергий Булгаков). Бог прежде Распятия во времени самораспинается в вечности,
на Голгофе это предвечное событие вошло в историю.
Таким образом, уничижение, умаление Бога, Его крестные муки
предваряют мировую историю и, вместе с тем, полагают ей начало. Бог фактом творения мира идёт на Голгофу,
земной Крест есть отражение Креста небесного. Человек же волен
принять Распятие, либо отвергнуть его, сораспяться Богу, либо отказаться
от бремени крестонесения. Человек
соучаствует в крестной мистерии
– таинстве Голгофы, но прежде на небе, чем на земле, в глубине своей
и космической судьбы, а затем в эмпирической жизни.
Что же есть высшее откровение
Божества – Самораспятие Бога,
в чём предвечный смысл Богораспятия?
Бог, становясь Творцом, в Себе выделил лоно творения. Эта сфера целиком в Боге, поскольку вне Бога
нет ничего, но она не есть Сам Бог. Самобытие Бога не разрушается и не ограничивается
вновь выделяемой сферой. Бог, оставаясь Богом Абсолютным, допускает
в Себе некий конечный процесс – рождение Нового Бытия. Не всё в этом
лоне рождения приличествует Божественной сущности, что-то будет
сопротивляться творческому акту Бога, но всё оно, тем не менее, внутри
Божественного бытия. Оттого драма
миротворения непосредственно переживается Богом. Во имя творения
Нового Бытия Бог идёт на Распятие.
Первым актом творения (в начале)
Господь создал в лоне рождения
небо и землю. Наш мир есть соединение неба и земли, история
мироздания начинается с момента соединения предельных полярностей.
Поэтому история миротворения изначально болезненна и трагична.
Всё в этом мире пронизано Божиим присутствием, поскольку находится
в Его лоне, но, тем не менее, ничто в этом мире, что от мира сего, не соприродно
Богу. Бог-Творец, содержа творимый космос в Себе, Сам по Себе трансцендентен
– иноположен миру. Таковые отношения Творца и творения раскрывает
боговочеловечение – нисхождение
Бога на землю.
Крамской Иван Николаевич. Христос в пустыне, 1872г.
Жизнь Бога есть вечная жизнь, в которой ничто не изменяется и
не прибавляется, но в которой в ином измерении всё бесконечно меняется,
либо способно измениться. Бог, оставаясь тождественным Себе, переживает
бесконечное разнообразие состояний. Это абсолютная жизнь, динамика которой видится глазами мира сего
как абсолютный покой. Вся полнота времён – от отсутствия времени
до бесконечного и наискорейшего движения времени – содержится в
Божественной жизни. Отсюда и полное наличие всего, и, в то же время,
возможность возникновения нового. Только это и значит, что всё присуще
Божеству, ничто из мыслимого не может быть отнято у Него. Действительно,
всё – это значит покой и изменение, вечность и время, полнота и недостаточность,
абсолютность и умаляемость.
Таковым открывается нам Бог Распятый. Полнота, исключающая неполноту, неполна. Не-бог не может
быть вне Бога, ибо Бог – это всё.
Но не-бог находится внутри Самого Бога. Бог включает и Самого Себя, и Собственное отрицание – то,
что восстаёт на Бога. Оттого жизнь Богочеловека трагична, и от этого
боль Богочеловека – таковым мы и видим Его на Кресте.
2. Бог и человек
распяты в вечности
Бог существует в Себе и из Самого Себя. Человек, как существо
тварное и конечное, может существовать только от Бога и в Боге. Человеческое
бытие в каждое мгновение возможно только при поддержке Божьего могущества.
Но Творец создал человека подобным Себе. Человек – венец творения,
наделённый божественной свободой. В творении богоподобного существа
проявляется наибольшее могущество и неограниченная свобода Бога.
Уподобив человека Себе Творец тем самым вручил ему ключи от Царства
Небесного, отдал на человеческую волю судьбы всего мироздания. В
этом беспредельная благость и любовь Божия, риск Бога и безмерная ответственность
человека. И через это Бог восходит на Голгофу.
Бог – Первоначало, но с человеком Бог созидает такое начало,
без которого Он уже не хочет и потому не может творить. С созданием человека Бог стал человечен,
приобрёл новую предикативность, но не отождествился с самим предикатом,
не утерял собственной субъективности. Творец вверил человеку судьбу
всего творения и некоторым образом судьбу Самого Творца, но, тем не менее,
не перестал быть Самим Собой.
Бог отдаёт Себя распятию по Своей воле, а не потому, что это
стало необходимым для Него после падения человека. Распятый Бог
призывает и человека принять свой Крест: вслед за Богом уничижиться,
низринуться в глубины предвечного хаоса и пройти крестный путь спасения и преображения.
Бог в начале творения мира
идёт на распятие потому, что созидание
невиданного доселе есть страдание и мука рождения. В вечности
человек сопричастен Божественному творению. В глубинах Божественной
природы народилось со-действие человека и Бога. Человеческая
судьба укоренена в Боге, а Божественный замысел о творении призван
воплотить человек. Если человек берет на себя крест мира, то этим Бог предаёт Себя Кресту. Бог восходит на
Голгофу потому, что человек распинается в мире. И поэтому «Бог стал человеком для того, чтобы человек
мог стать Богом» (Афанасий Великий).
Еще до мира, на небе, душа человека ответила на Божественный
призыв к творению и приняла муку Нового Рождения. Поэтому Бог воплотился
в мире сем в образе человека, а не в камне и не в ангеле, на Кресте
распинается и Бог, и человек. Предмирно Богочеловек принёс Себя в
жертву, и потому в мире Христос распят. В крестных муках Спасителя богочеловеческое соучастие врывается
в мир и становится судьбой Богочеловека. Судьба же Богочеловека
в мире становится смыслом истории – как пути Бога к человеку и человека
к Богу. Поэтому «Тайна искупления, тайна
Голгофы есть внутренняя мистерия духа, она совершается в сокровенной глубине
бытия. Голгофа есть внутренний момент духовной жизни, духовного пути, – прохождение всякой жизни через распятие,
через жертву» (Н.А. Бердяев).
Итак, через творение мира Бог взошёл на Голгофу. В сотворчестве
Богу человек всходит на Крест. На Голгофе Христос исполнил волю Отца.
Принятием Креста человек принимает волю Триипостасного Бога.
Замысел Божий о мире изначально
включал Христово Распятие. Но
этим крестный подвиг не становится предопределённым звеном в миротворении.
От Бога к человеку исходит призыв, но человек не детерминирован
этим, а свободно принимает призвание.
Крестные муки Бога и сораспятость человека этим мукам являются свободным
актом соучастия. Христос по любви
искупляет человеческие грехи и несёт Божественное бремя творения. Человек любя обращается
к Распятому Богу с мольбой о прощении и принимает Крест сотворчества.
3. Человек
и Бог распяты в мире
Нисхождение Бога в мир есть реализация
предвечного Божественного замысла и является серединным актом
творения. Христос пришёл разделить с человеком земное бремя, совместно
принятое в вечности. И человек, и мир нуждаются в пришествии Божием
по слабости и греховности своего естества. Никакого чисто мирского
и чисто человеческого могущества и величия не хватило бы, чтобы
на мгновение удержать мир в бытии. Бог присутствует в мире изначально,
и потому Христос является в середине
истории и в сердцевине мироздания – на Голгофе.
Чтобы родился Сын Человеческий, человечество должно было
преодолеть тяжкий путь. Путь этот был и путём Бога в человеке, венцом которого
является рождение Богочеловека. Венцом и началом нового пути.
Поэтому Христос – сердцевина истории: «Без понятия страдающего человеческим страданием Бога –
понятия, общего всем мистериям и
духовным религиям древности, – вся
история остаётся непонятной» (Ф. Шеллинг).
Достигшему меонических бездн, подавленному хаосом, забывшемуся
и теряющему свой небесный облик человечеству является Христос и
протягивает руку помощи с любовью и милосердием, состраданием
и прощением. В Христе смысл, Логос мироздания непосредственно входит
в мир. «Предвечный Бог делается становящимся
Богом, приемлет в Себя и для Себя, в Свою собственную жизнь становление
мира и, прежде всего, вводит сроки. Логос становится Иисусом, рождающимся,
живущим и умирающим в определённом месте и времени» (прот. Сергий
Булгаков).
Родился Иисус Христос потому и для того, чтобы каждый человек
мог обрести в себе Бога и возродиться в Боге: «Как войдёт человек в Бога, если Бог не войдёт в человека?»
(Ириней Лионский). Явление Бога во плоти указывает на богочеловеческую совместность в
творении мира, призывает человека принять бремя соучастия во вселенском
творчестве.
Христос пришёл в мир, в котором и человек пришелец. В страданиях,
муке и греховности своего пути человек забывает Бога, но Бог в человеке,
и Бог человека не забудет и не оставит. Христос протягивает руку
грешникам – и последние становятся первыми, что значит – все падшие
могут подняться. Во Христе – залог спасения всей твари. Крестный путь
есть единственный путь преображения бытия. Поэтому Крест – Животворящий,
а страдание Христа искупительно.
Христос дал заповедь крестонесения:
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен
путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в
жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14). Грех искупляется, потому
что возможен он только при вхождении в тесные врата и узкий путь миротворения и в принятии невероятного
его бремени. Зло не может иметь оправдания, в искуплении открывается
источник Божественной силы изживания зла.
Милосердный Бог показывает распятием, что мировые страдания
не бессмысленны. Зосима у Ф.М. Достоевского кланяется Мите Карамазову,
и это есть поклонение человеческому страданию, в котором выражено
признание его невероятного бремени. «Через Крест все условия греха становятся условиями спасения»
(В.H. Лосский).
Виктор АКСЮЧИЦ
В работе "Крест и Голгофа Бога и человека" автор Виктор Аксючиц рассматривает и объясняет пожалуй один из самых трудных для понимания вопросов богословия - тайну Богораспятия. Голгофа - это не просто искупление грехов человеческих.Бог, порождая в лице человека свой образ, принимая самораспятие, показал человеку ту неминуемую муку, которую само рождение предопределяет судьбу человеческую в виде как бы Нового Рождения. Вхождение Бога в мир человека явилось реализацией Божественного замысла акта творения человека. Как сказано в молитве: "смертию смерть поправ". Поэтому так уместны слова А.С.Пушкина: "Животворящая Святыня! Без Вас Земля была б мертва"...
ОтветитьУдалитьАвтор разъясняет, что "во Христе - залог спасения человека, и Крестный путь через Голгофу - единственный путь преобразования бытия". Отсутствие в наше время богословского образования в учебных заведениях, школах определяет уровень понимания столь глубоко и всесторонне описанного автором жизненно важного для каждого человека вопроса.