Сейчас уже очевидно, что при общей
катастрофической ситуации в стране наиболее взрывоопасными становятся
национальные конфликты. И основная причина этого не в столкновении реальных
жизненных интересов народов, а в распространении националистических фобий,
искажающих восприятие истории и ориентацию в современности, заглушающих
нравственное чувство, возжигающих ненависть, страх и агрессию. Может быть, в
этом есть определённая закономерность: при освобождении от догм
интернационалистической коммунистической идеологии нас подстерегает другая
форма идеологического помутнения - националистическая. Как известно,
коммунистический режим основывается на двух столпах: насилии и лжи. Система
насилия разлагается на глазах, но механизм лжи действует ещё очень эффективно.
Монополия режима на информацию привела к тому, что и сейчас наше общество
лишено исторической памяти и органичного самосознания. Доступны ли читающей
публике, да и современным властителям умов величайшие достижения российской
истории и культуры, отечественной мысли: труды гениальных русских философов,
историков, публицистов, политологов, экономистов?! Идеологическим насилием
искорёжены не только просторы огромной страны, но и пространства наших душ.
Дух зла во имя прельщения и
паразитирования на человеческих чаяниях коварно меняет свою личину. Для полного
отрезвления необходимо разоблачить носителей духовной болезни - идеологические
фикции и иллюзии, эти идейные трихины
(по Достоевскому) или вирусы (по
Солженицыну), поражающие сознание людей и вызывающие идеологическое
помешательство. И противопоставить им понятия здорового сознания, укоренённого
в традиционном для христианского человечества жизнечувствии и укладе жизни, в
том, что сегодня называется "общечеловеческими ценностями".
К такого рода идеологическим мифам
относится утверждение об исконно имперском, экспансионистском характере
русского народа, о том, что СССР является продолжением и правопреемником
Российской империи. Русский народ при этом объявляется поработителем и
угнетателем. Отсюда формулируется первоочередная задача демократии: борьба с
"русским империализмом". Многие демократы Российской Федерации
единодушны с националистами республик в требованиях покаяния русских перед
остальными, угнетёнными ими народами, изгнания "русских оккупантов".
Из всего этого делается вывод о необходимости расчленения "империи
зла" на пятьдесят-шестьдесят государств: каждой компактно проживающей
языковой общности - свой государственный суверенитет.
Как выглядят подобные представления в
свете реальной истории? Все великие народы переживали периоды империи, законы
создания которых универсальны. Но в истории образования Российской империи есть
некое своеобразие. Уникальное расширение границ России в основном шло за счёт
мирной колонизации русских крестьян и купцов, а также свободного присоединения
различных национальных и государственных образований. Насильственные военные
средства применялись гораздо реже, чем народами Западной Европы. Это
красноречиво свидетельствуется сравнением результатов колониальной политики
России и Запада.
Западноевропейские цивилизованные народы
превратили в рабов население огромной Африки, поголовно уничтожили коренное
население Северо- и Южно-Американского, Австралийского материков. Повсюду
оставшихся в живых аборигенов крестили огнём и мечом, жестоко притесняли. При
завоевании Сибири, например, было всякое, но нигде в России не было феномена
скальпов, то есть государственной политики истребления коренного населения. При
колонизации на шестой части суши не уничтожена ни одна культура или
национальность, как это было с империей инков и ацтеками. Из этого правила в
истории России могут быть исключения, но они не идут ни в какое сравнение с
западноевропейскими масштабами, а тем более со сталинским геноцидом.
Во всех национальных империях метрополии
богатели за счёт колоний. В Российской империи центральные русские губернии
были в целом беднее национальных окраин. На присоединённых территориях не
насаждалось крепостное право и их население нередко было более свободным, чем в
"метрополии". Финляндия и Польша, например, имели одни из самых
демократических конституций в Европе.
Всякая война в Европе закономерно
заканчивалась присоединением захваченной территории к победителю. Но России
свойственна противоположная закономерность. Войска Александра I, освободив от
Наполеона всю Европу и дойдя до Парижа, затем оставили все территории.
Невозможно представить, чтобы русские разоряли Париж, но для образцовых по
цивилизованности французов также естественно было взрывать московский Кремль.
Русско-турецкая война при Александре II закончилась освобождением балканских
славян без каких-либо новых территориальных приобретений России.
Трудно предположить, чтобы представители
колониальных народов занимали равное положение в обществе европейских
государств. В России же далеко не исключительны такие факты, как грузинский (армянский)
князь Лорис-Меликов на посту премьер-министра.
Таким образом, Российская империя в
отношении к завоеванным и присоединённым народам, а также соседям отличалась
большей терпимостью. Именно в этом прежде всего сказался характер русского
народа, обвинения которого в извечном экспансионизме, агрессивности, стремлении
к порабощению других народов никак не подтверждаются историей.
Не соответствуют реальным фактам и
утверждения, что Союз Советских Социалистических Республик является
продолжением Российской империи, а русский народ - носителем имперской
экспансии (имперской идеи и силы). Российская империя была уничтожена в 1917
году. Все известные в истории империи создавались тем или иным народом. СССР же
это - совершенно новое историческое явление - идеологическая интернациональная
империя. Властителем и поработителем в ней является интернациональный
люмпен: денационализированный, асоциальный элемент различных народов,
спаянный идеологией ненависти и разрушения, догматизмом сознания и шкурными
интересами правящей номенклатуры. Этим коммунистическим интернационалом и
является КПСС с её "приводными ремнями". Россия - первый плацдарм
мировых коммунистических сил, её народы и ресурсы предназначены для превращения
в ударную силу всемирной экспансии коммунизма. Все народы нашей огромной страны
порабощены не русскими, а интернациональным коммунистическим режимом. Иначе
необъяснимо, кто является оккупантом на русских территориях, где все признаки
порабощения и геноцида налицо. Коммунизм античеловечен безотносительно
национальной принадлежности. Идеологическая экспансия осуществлялась на русском
языке только потому, что русских в этой стране абсолютное большинство. Без
приставки "коммунистическая" понятие "империи" по отношению
к СССР теряет смысл. Если же определять империю как всякое большое
многонациональное государство, тогда и США, и Китай, и Канада - тоже
"империи".
Паразитирование интернационального режима
на российской культуре и государственности, помимо геноцида русского народа,
коварно подменяет образ поработителя. Общая ненависть угнетённых отводится от
коммунистического (от коммунизма) "авангарда" на русский народ. В
результате чего в национальных республиках и в среде либеральной интеллигенции
столиц распространены антирусские настроения. Нередко демократы в Российской
Федерации обращаются к русскому народу с заявлениями, подлинный смысл которых
можно выразить словами: "Вы -
извечные рабы, империалисты, оккупанты, - кайтесь перед всеми, но голосуйте за
нас". Понятно, что такая позиция в стране, где абсолютное большинство
населения русские - контрпродуктивна. Более того, безумно и безнравственно
внушать народу, подвергшемуся невиданному геноциду, что он сам агрессор, и
после этого ожидать от него поддержки демократии. Великий народ, его
трагическая история достойны того, чтобы к нему обращались не с унижающими, а
возвышающими, мобилизующими к добру призывами. Нагнетание русофобии, основанной
на исторических фикциях и несправедливости, помимо всего прочего, создаёт
благоприятные возможности для апелляции реакционных сил (прокоммунистических
сил) к русским патриотическим чувствам. И интернациональный коммунизм, и
имперский национал-этатизм Жириновского (КПСС сейчас) коварно и умело
разыгрывают карту подлинных защитников интересов русских, в том числе единственного
защитника интересов огромных масс русского населения в национальных республиках.
Какова же реальность? Плохо или хорошо,
но Россия до 1917 года была целостным государственным организмом. Этот
исторический организм заболел идеологическим помешательством. На всех народах
страны, в той или иной степени, лежит тяжесть вины за "семидесятилетие
пленения" и одержимости. Интернационалистическую по духу и составу
большевистскую партию не раз спасали и белочехи, и латышские стрелки, и
многонациональные части особого назначения (ЧОН, ЧК), и комиссары - рекруты
"мировой революции". Коммунистический режим отстраивали не только
русские, но и поляки: Дзержинский, Менжинский, и евреи: Троцкий, Каменев,
Зиновьев, и грузины: Джугашвили-Сталин, Берия, и украинцы: Дыбенко, Крыленко...
Таким образом, интерлюмпен - ударную силу коммунизма - восполняли все
народы страны. И грех общей судьбы мы сможем изжить только сообща. Всякие
попытки бегства от суда совести и бремени исторической ответственности
(виновны "русские оккупанты", "виноваты евреи") ведут не к
свободе и возрождению, но только к новой форме рабства. Ибо по природе вещей
невозможно завоевать право на свободу неправыми средствами, так как свобода -
это ценность надмирная. Стремление же к абсолютному ставит нас и перед
критериями небесными, а не перед прахом земли: линия разделения добра и зла
проходит не между людьми, а по сердцам человеческим; враг не во вне, а внутри
нас; путь к свободе лежит через покаяние и самоограничение.
Такова духовная и эмпирическая
реальность. Но большая часть общества и до сего дня пребывает в плену
идеологических фикций. Диктаторы начертили на теле огромной страны
искусственные границы, которые мотивированы идеологическими нуждами, в том
числе принципом "разделяй и властвуй". Одни из территорий произвольно
были названы союзными республиками, другие автономными. Уходили в небытие одни
"суверенные" республики (Карелофинская, Киргизская), появлялись на
карте другие (Казахская). По капризу властителей менялись их территории (Хрущев
"подарил" Украине Крым). Российская Советская Социалистическая
Республика - это самое условное образование, с которым и создатели считались
менее всего. Но нарождающаяся демократия берёт эти ленинско-сталинские
фикции за точку отсчёта в самом главном вопросе политики - государственном
устройстве. Могут ли быть благополучными народы, которые создают государства с
произвольными границами?! Многие демократы считают главной задачей борьбу за
иллюзорные суверенитеты разнообразных территорий, в то время как
коммунистический режим сохраняет контроль над реальными рычагами власти:
союзными структурами, армией, КГБ, финансами, недвижимостью, средствами
массовой информации... КПСС ловит рыбу в мутной воде, с одной стороны
партократия мёртвой хваткой держит монополию на материальные ресурсы страны, с
другой - давит "суверенитетами" партийных вотчин. В результате -
"парад суверенитетов", разжигание межнациональной вражды,
катастрофическое обострение социальных и экономических проблем...
Наша трагическая действительность вопиет
о том, что в деле освобождения, хочется или нет, придётся исходить из
реальности, ибо на идеологической мифологии ничего прочного и достойного не
выстроишь. Не смогут добиться действительного освобождения народы Прибалтики,
если они будут основываться на мифе о "русских оккупантах" и соответствующим
образом относиться к русским и к России. Не достигнет благополучия Балтия, если
будет исходить из того, что она не связана с Россией единством исторической
судьбы и ответственности. Какую историческую справедливость можно восстановить
на посылке: "тоните сами, но дайте нам уплыть"?! Будто
жизненные интересы народов Прибалтики - и экономические, и культурные, -
связаны с каким-либо другим регионом больше, чем с Россией. И будто маленькая
балтийская лодочка может остаться на плаву, когда рядом затянет в омут огромный
российский корабль.
Кровавые события на Кавказе вскрывают
общую закономерность: не могут быть благополучными новые государства, если они
создаются идеологически ослепленным обществом, и если границы их изначально
произвольны, отражают не национальную реальность, а идеологическую
ирреальность. Прибалтика выглядит более благополучной только в той степени,
в какой меньше прошла по этому пути. Экзамен на гражданство в Латвии и Эстонии,
один государственный язык для Латвии, где латышей около половины, или для
Нарвского региона в Эстонии, где русских около девяноста процентов - это мины
замедленного действия. Дай Бог, чтобы нашлись мудрые национальные политики,
сумеющие вовремя их разминировать.
Полный государственный суверенитет
Украины в нынешних произвольных границах неизбежно вызовет гражданскую войну
в восточных областях и в Крыму, где русских - абсолютное большинство. То же и в
Северном Казахстане, где большая часть населения - русскоязычное, в том числе и
уральское, сибирское казачество, не мыслящее свою судьбу вне России. Неужели и
другие народы нужно сталкивать в кровавую бойню?! И почему нужно считать, что
демократы в национальных республиках всегда правы?! События в Грузии выявили
общую тенденцию: политики малых народов не застрахованы от эгоистических
интересов, - одни националистических, другие экономических, третьи
властолюбивых... Демократия - это не монополия на истину той или другой
стороны, а компромисс между различными жизненными интересами. И что как ни
демократические структуры государства могут создать условия переговоров между
непримиримыми сторонами, дать гарантию равновесия?!
У оголтелого сепаратизма в СССР несколько
корней. Исторически сложилось так, что силы режима сконцентрированы в союзных
структурах. Это и вынуждает республики и территории отстаивать свою
экономическую независимость и политическую самостоятельность. Но инерция борьбы
толкает к политической суверенизации территорий. Изначально республики стремятся
сбежать от коммунистического "Центра", но затем это перетекает в
борьбу с Россией. За демократической фразеологией нередко скрывается не борьба
за свободу, а стремление отхватить побольше властных полномочий. Отсюда в
процессе перераспределения власти от "Центра" к регионам формируется
новая "демократическая номенклатура", которая также не заинтересована
в реформах, ибо они противостоят основным жизненным интересам новоявленной
местной бюрократии. Необходимо разоблачать паразитирование коммунистической
системы и национал-этатизма на российской государственности, освобождать
страну, а не расчленять её, вытеснять коммунистическую идеологию и режим, но не
рушить устои государственности. Политики призваны создавать условия для
свободного политического волеизъявления общества, а не навязывать ему те или
иные идеологические догмы.
Бессмысленно насильственно сохранять
унитарную коммунистическую империю, как пытается КПСС. Но также же пагубно
разрушать свой дом - государство, чем увлечены многие демократы, ибо никакому
народу не удастся сбежать из-под этого развала. Народы страны уже совершили
свой выбор: коммунистический режим агонизирует. Историческое воплощение
этого выбора требует времени, терпения, бесконечного труда, ответственности.
Реакция разлагающегося тоталитаризма еще способна вызвать жертвы. Но история не
стоит на месте и не течёт вспять - коммунизм в России обречён. Наше
будущее определяется в основном тем, что мы сейчас строим. Политики обязаны
решать актуальные проблемы в свете долгосрочных перспектив, исходя из
реальности, а не фантазмов. Сторонники тотальной суверенизации должны
продумывать последствия своих действий на многие годы вперёд. Кто будет
постоянным членом Совета Безопасности ООН вместо СССР? Персидский кризис
показал, что место дорогого стоит. Или у России после освобождения от
коммунизма не будет международных проблем, которые заставляли бы печься о гарантиях
международной безопасности?! А как, скажем, лет через тридцать-пятьдесят
встретят 50 суверенных княжеств Евро-Азии экспансию объединённого исламского
фундаментализма, например?! Или кто-то может гарантировать, что история
вышла в новое измерение и существованию народов нашей страны уже не может
грозить внешняя опасность?!
Таким образом очевидно, что увлечение демократов национализмом и
сосредоточенность из на борьбе за фиктивные суверенитеты способствует
искусственному расчленению страны, дробит демократические силы, питает режим
зла и отдаляет наше освобождение. Что может объединить нас? Прежде всего,
взаимное покаяние и общее противостояние режиму. Мы единой трагической судьбой
приговорены освобождаться вместе. И только освободив свой общий дом, мы получим
возможность самоопределиться по отношению друг к другу, - кто на совместное, а
кто на суверенное житье. В правовом государстве никто никого насильно
удерживать не сможет и не будет. Как ни тривиально это звучит, необходима
солидарность в этой борьбе, противостоящая всеобщему ослеплению и столкновению
эгоистических интересов - национальных, этатистских, бюрократических,
партийных, шкурных. Солидарность в идеалах, которые сейчас разодраны по
враждующим лагерям, - соединение ценностей демократии и патриотизма,
государственности и демократии.
Для решения сверхсложной и болезненной
проблемы национального и государственного устройства требуются достаточно
деликатные и умеренные, а главное реалистические, а не утопические средства.
Противостоять союзному руководству только
в той степени, в какой его действия воплощают нужды коммунистического режима,
но не разрушать союзное государство. Не пытаться удерживать уходящих военной
силой и репрессиями, но и создавать возможность тем, кто хочет остаться в
Союзе, осуществить это цивилизованными средствами. Отстаивать экономическую
самостоятельность регионов, но избегать политического сепаратизма, ибо уже
видно, что республиканские "деньги", цены, таможня, эмбарго - это
новые формы директивной экономики, а государственный суверенитет не
предохраняет от тоталитаризма. Следует ли, как уже говорил кто-то, стремиться
превратить общий концлагерь в тюрьму с камерами-одиночками?! Всячески
культивировать национальную самобытность, но не исключительность и
изолированность, ибо тень шовинизма подстерегает не только большие народы.
Неразумно в век всеобщей интеграции с порога отвергать великую русскую культуру
и язык, которые объединяют нас, обогащают и дают возможность достойного
общения. Только рынок без искусственных границ может гарантировать
экономические, а значит и гражданские, и политические свободы граждан этой
огромной страны. И только сильное демократическое государство может быть
гарантом прав и свобод человека.
Да, Горбачев плохой президент огромного
государства в момент величайшего кризиса. Но сегодня другого нет, и
альтернативой конституционным формам политической борьбы может быть только хаос
и диктатура. Сейчас демократы имеют шанс выиграть выборы президента и
парламента Союза, местного самоуправления. Конструктивно-демократический Блок
партий "Народное согласие" (Демократическая партия России, Российское
Христианское Демократическое Движение, Конституционно-Демократическая партия) и
призывает отказаться, наконец, от старых идеологических фикций и новых
националистических иллюзий и объединиться вокруг реальной программы согласия в
свободе, а значит и спасения - НОВОМУ СОЮЗНОМУ ГОСУДАРСТВУ НОВЫЕ ВСЕОБЩИЕ
ВЫБОРЫ!
По природе вещей невозможно в одночасье
освободиться от идеологического помутнения. Коммунизм десятилетиями штамповал
сознание "нового советского человека", лишая нас истинных знаний,
доступа к информации, наполняя догмами, прививая идеологическую антилогику...
Мы сможем благотворно обустроить свой дом - Россию - только в том случае, если
распознаем современные духи зла и избежим новых их соблазнов
(национал-этатизма), освободимся от ленинско-сталинских границ сознания и
от проецирования этих границ на реальность. Это возможно только при опоре
на вечные критерии: богоподобную свободу и вселенскую ответственность
человека, права личности, как образа и подобия Божиего. Только в защите
небесного достоинства человека обретают ценность все земные реалии: и нация, и
национальная культура, и государство. И выстраивается гармоничная иерархия
земного устроения: суверенитет государства, самоопределение общества,
самоуправление территорий, самостоятельность производственных единиц, свобода
человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий