В 2011 году в дни юбилея августа
девяносто первого смысл происшедшего и последующего из него особенно не
стремились осознать. Власти лукаво замолчали – уже не время симпатизировать
Ельцину, или ещё не время солидаризоваться с ГКЧП. Общественность бурно
дискуссировала с взаимоисключающих позиций. Но правда (факта) и истина (смысла)
не вмещаются в радикальные крайности. Из непризнания ГКЧП не следует правота
Горбачёва; неправдивость Горбачёва не исключает неправоту Ельцина. Публичная
демагогия и закулисная суета «побеждённых» и «победителей» не отменяют контекста
исторически глобального: это была народная
антикоммунистическая революция. Бесспорно – революция, ибо привела к
радикальным переменам в стране и мире. Очевидно – народная, ибо без народной
энергетики ничего не произошло бы: не собирались бы десятки тысяч людей и
незачем было бы вводить танки; – загнивающий режим вполне мог бы проползти ещё
пару десятилетий, а кончиться не так мирно. И, конечно же, антикоммунистическая,
– коммунистическая идеология, в своё время разрушившая Российскую империю и
подавлявшая человека, после 1991 года перестала господствовать над обществом и
личностью. Молодые поколения уже не могут себе представить монополию «единственно
верного учения», которое не имело никакого отношения к подлинной науке и философии,
но вымаривало множество ценного вместе с его носителями, насаждало много
уродливого в жизни. Уход от коммунизма мог быть более кровавым, а мог быть и
более конструктивным. Объективная
историческая потребность продавилась в августе девяносто первого через
наличные субъективные факторы, главным из которых было состояние элит, которые
были детищами коммунистических десятилетий насилия и лжи. Перефразируя «гения
всех времён и народов»: а где мы вам
возьмём другую элиту?! Конечно же, как всегда в истории плодами народного
порыва воспользовались наиболее шустрые и циничные из правящих групп, – а где в
революциях было иначе!? У нас всё усугубляется тем, что дети, внуки унаследовали
большевистскую ограниченность и радикализм сознания, апломб непрофессионализма…
Новым был прорыв шкурных интересов правящего слоя, ранее сдерживаемых
коммунистическим режимом.
В результате большевистский менталитет и
революционная воля компании Ельцина-Гайдара вбросили страну в
либерал-большевистскую утопию. Либерализация цен не имела никакого
отношения к истинной либерализации. Ибо отмена государственного контроля над
ценами, когда в стране не сформировались субъекты рыночных отношений, могла
привести только к невиданному взвинчиванию цен монополиями, разрушению экономического
уклада, разгрому армии (вырвать ядерные
клыки у коммунистического монстра), разорению большинства граждан страны,
что лишало их всех возможностей участвовать в экономических реформах (одна из
основных целей «реформаторов» – допустить к разделу государственной
собственности только «своих»).
Криминально-воровскую сущность «народной
приватизации» признал её автор Чубайс:
«Мы
отдали собственность тем, кто был к ней ближе. Бандиты, секретари обкомов,
директора заводов. Они её и получили. Именно это предотвратило кровь. Потому
что если мы попытались бы не отдать им эту собственность, то они бы её всё
равно взяли. Только они бы её взяли вообще без каких-либо легитимных процедур.
А так они её взяли с легитимными
процедурами. И это, как это ни смешно, придало некоторую политическую
стабильность конструкции». Плюс приближённые: комсомольский молодняк –
распорядители финансов, – будущие олигархи. Из подобных субъектов известными легитимными процедурами формировался
правящий слой номенклатурного
капитализма начала девяностых, олигархического
капитализма конца девяностых. Такая вот стабильная
конструкция, от которой нас трясёт до сих пор.
В результате необольшевистские
реформаторы принудили народ ненавидеть слова «демократия» и «либерализм», ибо
социально обездоленные и национально униженные неизбежно отбрасываются в
мировоззренческие крайности, противоположные лозунгам обмана. Поэтому «отцы»
современных экстремистских настроений («фашизма», шовинизма, экстремизма) –
Ельцин, Гайдар, Чубайс…
Путинский призыв выполнил свою
историческую миссию в первой половине двухтысячных, – остановил распад
государства, прижучив князьков-олигархов и бояр-губернаторов, дозировано
легализуя государственно-патриотическую символику (уже забылось, что в девяностые
слово «патриот» было бранным, синонимом «коммуно-фашист» и «красно-коричневый»,
либерал-большевики вопили на каждом углу: «патриотизм
– это прибежище для негодяев»). Но усиление государства неизбежно
возвеличивает роль чиновников. Произвол же чиновничества – это всегда и везде
рост коррупции. Во второй половине двухтысячных непомерная рента чиновничьего капитализма становится уже
непосильным бременем для страны: деградация власти, стагнация во всех областях
на фоне динамично растущего слоя долларовых миллиардеров и мультимиллионеров в
среде чиновников и приближённых. Но власти до сего дня пытаются отмахнуться от
исторических вызовов и законсервировать ситуацию.
Тем не менее, двадцать лет мы проживаем
драматический период возрождения подлинного национального духа и восстановления
национального тела. Этот исторически объективный процесс запущен жертвенным
сопротивлением народа коммунизму, нынешние поколения способны только поддержать
или ослабить его. Одновременно усугубляется гнусная суета правящего слоя и
приближённых (отрыжки коммунистических «элит»).
Нужно видеть новый дух и новые
поколения, его олицетворяющие...
Мой друг Глеб Анищенко обратил внимание на очевидный факт, который вовсе не очевиден для общественного сознания: впервые после петровской революции правящий и культурный слои возвращаются к историческим истокам – Православию и национальной традиции. В ХIХ невозможно было представить, чтобы такое количество образованных людей (и молодёжи) было в Церкви, – как известно, партию славянофилов можно было усадить на один диван. В сфере же материальной новый дух проявляется в том, что мелкое и среднее предпринимательство существует и ширится на грани чуда – вопреки сверхагрессивной среде: бандитскому рэкету снизу и чиновничьему рэкету сверху! Это только некоторые из оптимистических факторов.
Мой друг Глеб Анищенко обратил внимание на очевидный факт, который вовсе не очевиден для общественного сознания: впервые после петровской революции правящий и культурный слои возвращаются к историческим истокам – Православию и национальной традиции. В ХIХ невозможно было представить, чтобы такое количество образованных людей (и молодёжи) было в Церкви, – как известно, партию славянофилов можно было усадить на один диван. В сфере же материальной новый дух проявляется в том, что мелкое и среднее предпринимательство существует и ширится на грани чуда – вопреки сверхагрессивной среде: бандитскому рэкету снизу и чиновничьему рэкету сверху! Это только некоторые из оптимистических факторов.
Позиция трагического оптимизма позволяет видеть катастрофичность ситуации,
но уметь обнаружить и реальные основания для упования. Позиция большинства и
активного меньшинства видна не только в Интернете, но всё больше и в печатных
СМИ, и в телевидении. Активные слои общества выживают и наращивают
инфраструктуру жизни вопреки коррумпированным властям всех уровней.
Неизменность нынешнего курса неизбежно увеличивает агрессивность в обществе до
опасной черты. При этом нужно помнить, что хаос и анархия страшнее самой
свирепой диктатуры. На диктатуру современный правящий класс не потянет, но к
социальному хаосу самоубийственно может столкнуть.
Правящие слои во все времена и везде
руководствуются своими жизненными интересами, нередко шкурными. Только
отдельные его представители возрастают до выражения общенациональных интересов
(Столыпин). Но иногда наступают провиденциальные исторические моменты, когда
жизненные интересы элит и народа совпадают, – во имя совместного выживания.
Какой жизненный опыт приобрели наши
элиты за двадцать лет, вывозя свои капиталы и семьи за рубеж? Там их в элиту
никогда не примут, таковой они могут быть только в России. Несмотря на огромные
яхты и сверхдорогие дворцы, они нерукопожатны для высшего общества. Самое
большое, на что они могут рассчитывать в легальном бизнесе – это отели на
тёплых берегах и кафеюшки в пригородах. Владеет ли чуть ли не самый богатый
человек в Англии Абрамович транснациональной корпорацией или крупным престижным
бизнесом? Он подпущен только к футбольной игрушке. Им там разрешается иметь только
малость и только в той степени и до тех пор, пока они находятся под юрисдикцией
России.
Ибо за отечественные формы «бизнеса» там
сажают на десятилетия, – хотя бы за неизменные у нас сокрытия налогов. За
неизбежные же при нашем «первоначальном накоплении капитала» убийства – там
можно получить электрический стул. Можно не сомневаться, что следы многих
преступлений, не доступных нашей Фемиде, запечатлелись в зарубежных банках, офшорах
и досье спецслужб. США всё жёстче демонстрируют: разбираться с неугодными они
будут по американским законам. Нашим политикам пожимают руки тоже только в той
степени и до тех пор, пока они представляют Россию. Таким образом, наши элиты
существуют и имеют то, что имеют только до тех пор, пока существует суверенное
Российское государство. При его исчезновении с карты мира наших олигархов и
чиновных капиталистов в лучшем случае лишат капиталов, а некоторым найдут за
что предъявить алгоритм Милошевича-Хусейна-Кадафи.
Так сегодня шкурный интерес правящего слоя совпал с национальным интересом:
сохранение России как суверенного государства. Но нынешний курс правительства ведёт
страну к деградации, а значит, к распаду… Оформилась объективная историческая потребность:
хотим перемен! Вопрос в том, через
кого это прорвётся в жизнь? Если ради самосохранения власть имущие не пойдут на
уже перезревшие благотворные перемены (патриотическая и социальная
переориентация реформ в образовании, науке, здравоохранении, культуре, отмена
«патернализма» – шкурного произвола чиновничества и силовиков), это вынуждены
будут сделать другие, – во имя самосохранения элит, а значит и для общего блага.
Комментариев нет:
Отправить комментарий