Непредвзятый читатель обратит внимание на то, что в моих книгах многие общеизвестные понятия обогащаются новыми смыслом и содержанием.
БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ – Свойство и сила Божии,
дарованные человеку и направленные на его спасение, вопреки воле человека не
спасают его. Благодать обновляет душу, просветляет разум, она есть «обновление ума» (Рим. 12,2). Чаша благодати пpотянута Богом каждому
и всегда, ибо pаспятие Бога за все гpехи всех людей – это
непосpедственное нисхождение благодати ко всем, и в этом мире только от
воли людей зависит, испить ли её. благодатная воля Божия проявляется
через человеческую свободу. Благодать – это внутреннее действие
Бога в человеке, проявление в нём Божественной силы и мудрости,
поскольку человек свободно самоопределяется к Богу, свободным
творческим актом вскрывает в себе источник божественной силы. Благодатью
и через свободу человек есть то, что он есть в своей истине, в них
источник всего, что он совершает благого. Сущность человека
определяется благодатью-свободой. Благодать Божия – это начало
динамичное и преображающее, это источник созидающих действий, это дар
Божий, содержащий все другие. Благодать Божия является в мир как
голос человеческой свободы. «То, что называется благодатью,
действует внутри человеческой свободы на её просветление» (Н.А.
Бердяев). Человеческая свободная вера в Божественность
Спасителя является необходимым условием нисхождения Божественной
благодати. И не только необходимым, но вполне достаточным условием
помощи Божией, о чём свидетельствует случай с Хананеянкой, которой
вначале было отказано по законам падшей природы. В каждом акте
свободного обращения человека к Богу человеческая свобода и благодать
Божия слиянны. Человек свободен в эту минуту потому, что существует
благодать, благодать же Божия проявляется в мире в каждый данный
момент через акт человеческой свободы. С момента проявления в человеке
свободной веры можно говорить, что на него нисходит благодать Божия:
«По вере вашей
да будет вам» (Мф. 9.29).
Чем дерзновеннее человеческая свободная вера, тем наполненнее она
Божественной благодатью: «Если будете иметь веру и не усомнитесь… все, чего ни попросите в молитве с верою,
получите» (Мф. 21, 21). В акте веры, любви и надежды
свобода человека и благодать Божия взаимослиянны.
БОГОСЛОВИЕ – Постижение природы Божества. В
христианстве это богословие Триипостасного Бога, богословие Богочеловека – Бога
личного, Бога воплотившегося в человеке, Бога распятого, Бога воскресшего в
полноте преображённой плоти. Таковое богословие возможно вполне только под сенью Креста Христова. Богословие
отражает высшую ступень лествицы восхождения человека и мира к Богу: в природе
– восстание человеческого духа из мрака хаоса и воплощение; в истории –
очищение человеческого духа, персонализация и устремление личности к своему
божественному источнику; богопознание как форма самосознания разумного
человеческого существа. Богословие формулирует «ключи» ко всем низшим ступеням
познания, вплоть до сопромата и деталей машин. «В нынешний лукавый
и судный день богословие вновь становится
каким-то “общим делом”, становится всеобщим и кафолическим
призванием… Вновь открывается богословская
эпоха… наше вpемя вновь призвано к
богословию… “Не плоть, но дух растлился в наши дни, – и человек отчаянно тоскует”… Именно
потому, что мы уже вовлечены в эту апокалипсическую борьбу, мы и
призываемся к богословию» (прот. Георгий Флоровский).
БЫТИЕ – вектор преображения, сама преображающая
сила, это динамика Божиего творчества, процесс преображения ветхой земли в Новую Землю и Новое Небо.
Поэтому бытие – становящаяся, преобразующаяся реальность, это непрерывная
творческая динамика, средоточие жизни, жить – значит бытийствовать, бытие есть динамика духа. Бытийствует мир в целом. Бытие есть
воплощение и преображение. Бытие есть усилие добра и путь к благу, акты добра
являются вехами утверждения бытия, небытие же тождественно злу (сатана – дух небытия). Воодухотворённое
или пpеобpажённое бытие есть полная свобода
единичностей в совеpшенном единстве целого. Бытие человека, начиная с его создания
Творцом и до окончания времён есть непрекращающееся крестонесение. Бытие – это состояние, свойство,
предикат, непосредственный субъект бытия – богочеловеческое творческое начало
мироздания. Это начало бытия и есть само сущее, которое предшествует бытию по
сути. Вне
Бога нет бытия. Всё, что есть, имеет бытие в Боге. Но даже это всё – не есть сущность Бога.
ВЕРА – Всецелое обращение к Богу,
свободное принятие благодатных даров Божиих. В вере мы открываемся благодати – силе Божией, направленной
на спасение человека. В вере благодать обновляет душу, просветляет разум, она
есть «обновление ума» (Рим. 12, 2). К
вере можно прийти различными путями, в том числе и через разум. Всякая борьба
разума с Откровением закрывает источник самого разума. Только вера может вести
нас к свету Истины: «Вера же есть
осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 2). Вера
наделяет надеждой и одаряет любовью, поэтому из вечности: «Теперь пребывают сии три: вера, надежда,
любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 13).
ВЕЧНОСТЬ – Не бесконечное движение времени, но и не остановка
времени. В отличие от вечности довременной, добытийной, вечность Нового Бытия –
это преображённое время. Временной эон вносит нечто новое в вечность, и
вечность становится иной. В будущую вечность, в вечность по окончанию времён
войдёт преображённое время. Время
созидающее, время дарующее – останется в вечности. В ней не будет времени
разлучающего, разрушающего, смертоносного. Полнота благого прошлого войдёт в
вечность. Вся радость и истина бытия настоящего уже присутствует в вечности. В
вечности останутся и неограниченные творческие возможности будущего. Вечность,
которую мы всыскуем в своих лучших чаяниях и которую созидаем праведной волей в
своей жизни, - эта вечность не может быть закоснелой бесконечной остановкой в
определённом, даже наиблагом состоянии. В вечности будет сохранена
созидательная сторона времени, возможность творческой новизны. Вечность – это вечное настоящее, не
потерявшее праведных заслуг прошлого, вмещающее в себя полноту бытия и открытое
новым возможностям любви, добра, красоты, открытое преображённому будущему.
Любовь
и есть вечное в нас, – то, что нами вносится в вечность, и то, чем мы можем
что-либо внести в вечность. В вере, надежде и любви душа человека восходит
к своим корням в вечности, к Божиему престолу.
ВОЛЯ – «Естественная сила, стремящаяся к тому, что сообразно с природой, сила,
охватывающая все существенные свойства природы» (преп. Максим Исповедник). Воля-хотение – это равнодействующая
природных, космических, исторических, родовых сил в индивидууме. Космические и
исторические (социума) силы складываются в волю
природную и волю историческую.
Эта воля стихийна, не ориентирована на добро или зло. В ней и слепое тяготение
к добру, и стихии рока, фатума, необходимости, косности, случайности. Это часть
общей природы, «зачерпнутая» индивидуальностью и стремящаяся слиться с природой.
Воля природы и социума в индивидууме сопротивляется
индивидуации-персонификации.
ВОПЛОЩЕНИЕ – Вхождение
вечной человеческой души в хаос мирской временности, принятие небесной душой
земной плоти. Воплощение каждой души начинается с первых мгновений космической
истории. Все души на пути обретения собственного человеческой плоти проходят
разнообразные пути и формы воплощения. Собственно миросозидание – формирование
звёзд, планет, флоры и фауны – является результатом воплощения вечных
индивидуальных духов. Человек появляется на планете Земля в собственном облике,
приготовив для этого весь космос и себя. Место и время воплощения каждой души
являются результатом творческого диалога души с Творцом, в котором душа
принимает бремя творческой космической миссии. Таким образом, и рождение, рост человеческого существа, и
развитие культуры, цивилизации – по сути есть процесс вхождения в мир
человеческого духа, результат погружения вечных душ в плоть. Последовательность
и упорядоченность процесса воплощения определяется взаимодействием свободы духа и фатума природы. По мере воплощения,
с одной стороны, возрастает объём принятой плоти, с другой – повышается степень
одухотворения плоти.
ВРЕМЯ – Необратимое движение всего в
мире сем из прошлого, через настоящее в будущее, ибо без движения и изменения нет жизни. Но без постоянства и покоя нет смысла. Преображённое бытие есть
диалектическое единство движения и покоя – живое
бытие. Вне времени невозможно творческое приращение и преображение, выход
из времени означает выход из жизни. Человеческое творчество теургично, оно
создаёт не образы праха, а то, что из времени входит в вечность. Время –
условие изменения, роста, жизни, остановка времени означает смерть. Бывают
периоды жизни и целые эпохи безвременья,
когда приостанавливается вхождение в мир творческой преображающей новизны.
Время само по себе загадочно, но разгадка времени – во вневременном. Прошлое – не позади, а внутри настоящего.
Это истинное отношение к прошлому в настоящем во всей полноте реализуется в
вечности. В мире сем время господствует над человеком и пространство
ограничивает наши возможности. В вечности человек будет господином времени и не
будет ограничен пространством.
ВСЕВЕДЕНИЕ БОЖИЕ – Ничем не
ограничено, но не ограничивает свободу человека и не предопределяет его
творческий акт. Бог создаёт Новое Бытие совместно с человеком, и творческая
новизна является новизной и для Бога, ибо является реальным творчеством. Это не
умаляет Божиего достоинства и могущества, поскольку всё, совершённое Богом
совместно с человеком и человеком совместно с Богом, не может умалить Творца. То, что ещё не сотворено – не ведомо
даже Богу, – в
этом природа творчества, установленная Самим Творцом. Бог
действительно властен совершить всё, в том числе и то, что не вмещается в
категории человеческого ума.
Комментариев нет:
Отправить комментарий