Бесподобен в своём роде один из многих
характерных для того времени и того режима исторический документ,
иллюстрирующий деятельность эффективного
менеджера по подготовке страны к неизбежной войне. Каждый пункт документа
говорит сам за себя. Особенно впечатляют:
- особая заточенность против
крестьянского большинства населения – очередная (уже после кровавой
коллективизации) расправа над «кулаками», как заклинание, повторяется из пункта
в пункт;
- не забывается вновь и вновь (начиная с
1918 года) кроваво прогрести и недобитый православный люд;
- кровавая разверстка по территориям, – будто
НКВД мудро высчитало: какой процент населения в каждом месте является враждебным;
- приказ министра НКВД – выше законов
СССР; новая форма «суда» – «тройки» возглавлялись руководителями НКВД регионов,
в «тройки» входили первые секретари ВКП(б) прокуроры регионов, то есть, руководителям
НКВД в этом вопросе подчинялись руководители регионов и страны.
ОПЕРАТИВНЫЙ
ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА С.С.Р. № 00447 об операции по
репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов. 30
июля 1937 года. Гор. Москва.
Материалами
следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне
осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных,
скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков. Осело
много, в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных
участников антисоветских вооруженных выступлений. Остались почти нетронутыми в
деревне значительные кадры антисоветских политических партий (эсеров,
грузмеков, дашнаков, муссаватистов, иттихадистов и др.), а также кадры бывших
активных участников бандитских восстаний, белых, карателей, репатриантов и т.п.
Часть
перечисленных выше элементов, уйдя из деревни в города, проникла на предприятия
промышленности, транспорта и строительства.
Кроме
того, в деревне и городе до сих пор еще гнездятся значительные кадры уголовных
преступников – скотоконокрадов,
воров-рецидивистов, грабителей и др. отбывавших наказание, бежавших из мест
заключения и скрывающихся от репрессий. Недостаточность борьбы с этими
уголовными контингентами создала для них условия безнаказанности,
способствующие их преступной деятельности.
Как
установлено, все эти антисоветские элементы являются главными зачинщиками
всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и
совхозах, так и на транспорте и в некоторых областях промышленности
Перед
органами государственной безопасности стоит задача –
самым беспощадным образом разгромить всю
эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их
контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой
подрывной работой против основ советского государства.
В
соответствии с этим ПРИКАЗЫВАЮ – С 5 АВГУСТА 1937 ГОДА ВО ВСЕХ РЕСПУБЛИКАХ,
КРАЯХ и ОБЛАСТЯХ НАЧАТЬ ОПЕРАЦИЮ ПО РЕПРЕССИРОВАНИЮ БЫВШИХ КУЛАКОВ, АКТИВНЫХ
АНТИСОВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ и УГОЛОВНИКОВ.
В
УЗБЕКСКОЙ, ТУРКМЕНСКОЙ, ТАДЖИКСКОЙ и КИРГИЗСКОЙ ССР ОПЕРАЦИЮ НАЧАТЬ С 10
АВГУСТА с. г., А В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ И КРАСНОЯРСКОМ КРАЯХ и ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ
ОБЛАСТИ – С 15-го АВГУСТА с. г.
При
организации и проведении операций руководствоваться следующим:
I. КОНТИНГЕНТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РЕПРЕССИИ.
1. Бывшие кулаки, вернувшиеся после
отбытия наказания и продолжающие вести активную антисоветскую подрывную деятельность.
2. Бывшие кулаки, бежавшие из лагерей
или трудпоселков, а также кулаки, скрывшиеся от раскулачивания, которые ведут антисоветскую
деятельность.
3. Бывшие кулаки и социально опасные
элементы, состоявшие в повстанческих, фашистских, террористических и бандитских
формированиях, отбывшие наказание, скрывшиеся от репрессий или бежавшие из мест
заключения и возобновившие свою антисоветскую преступную деятельность.
4.
Члены антисоветских партий (эсеры, грузмеки, муссаватисты, иттихадисты и
дашнаки), бывшие белые, жандармы, чиновники, каратели, бандиты, бандпособники,
переправщики, реэмигранты, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из мест заключения
и продолжающие вести активную антисоветскую деятельность.
5.
Изобличенные следственными и проверенными агентурными материалами наиболее
враждебные и активные участники ликвидируемых сейчас казачье-белогвардейских
повстанческих организаций, фашистских, террористических и шпионско-диверсионных
контрреволюционных формирований. Репрессированию подлежат также элементы этой
категории, содержащиеся в данное время под стражей, следствие по делам которых
закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.
6.
Наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей,
бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся
сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там
активную антисоветскую подрывную работу.
7.
Уголовники (бандиты, грабители, воры-рецидивисты, контрабандисты-профессионалы,
аферисты-рецидивисты, скотоконокрады), ведущие преступную деятельность и
связанные с преступной средой. Репрессированию подлежат также элементы этой
категории, которые содержатся в данное время под стражей, следствие по делам
которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.
8.
Уголовные элементы, находящиеся в лагерях и трудпоселках и ведущие в них преступную
деятельность.
9.
Репрессии подлежат все перечисленные выше контингенты, находящиеся в данный
момент в деревне — в колхозах, совхозах, сельско-хозяйственных предприятиях и в
городе — на промышленных и торговых предприятиях, транспорте, в советских
учреждениях и на строительстве.
II.
О МЕРАХ
НАКАЗАНИЯ РЕПРЕССИРУЕМЫМ И КОЛИЧЕСТВЕ ПОДЛЕЖАЩИХ РЕПРЕССИИ.
1.
Все репрессируемые кулаки, уголовники и др. антисоветские элементы разбиваются
на две категории:
а)
к первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных выше
элементов. Они подлежат немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на
тройках — РАССТРЕЛУ.
б)
ко второй категории относятся все остальные менее активные, но все же враждебные
элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а
наиболее злостные и социально опасные из них, заключению на те же сроки в
тюрьмы по определению тройки.
2.
Согласно представленным учетным данным Наркомами республиканских НКВД и
начальниками краевых и областных управлений НКВД утверждается следующее
количество подлежащих репрессии:
|
Первая
категория |
Вторая
категория |
ВСЕГО
|
1. Азербайджанская ССР
|
1500
|
3750
|
5250
|
2. Армянская ССР
|
500
|
1000
|
1500
|
3. Белорусская ССР
|
2000
|
10000
|
12000
|
4. Грузинская ССР
|
2000
|
3000
|
5000
|
5. Киргизская ССР
|
250
|
500
|
750
|
6. Таджикская ССР
|
500
|
1300
|
1800
|
7. Туркменская ССР
|
500
|
1500
|
2000
|
8. Узбекская ССР
|
750
|
4000
|
4750
|
9. Башкирская АССР
|
500
|
1500
|
2000
|
10. Бурято-Монгольская АССР
|
350
|
1500
|
1850
|
11. Дагестанская АССР
|
500
|
2500
|
3000
|
12. Карельская АССР
|
300
|
700
|
1000
|
13. Кабардино-Балкарская АССР
|
300
|
700
|
1000
|
14. Крымская АССР
|
300
|
1200
|
1500
|
15. Коми АССР
|
100
|
300
|
400
|
16. Калмыцкая АССР
|
100
|
300
|
400
|
17. Марийская АССР
|
300
|
1500
|
1800
|
18. Мордовская АССР
|
300
|
1500
|
1800
|
19. Немцев Поволжья АССР
|
200
|
700
|
900
|
20. Северо-Осетинская АССР
|
200
|
500
|
700
|
21. Татарская АССР
|
500
|
1500
|
2000
|
22. Удмуртская АССР
|
200
|
500
|
700
|
23. Чечено-Ингушская АССР
|
500
|
1500
|
2000
|
24. Чувашская АССР
|
300
|
1500
|
1800
|
25. Азово-Черноморский край
|
5000
|
8000
|
13000
|
26. Дальне-Восточный край
|
2000
|
4000
|
6000
|
27. Западно-Сибирский край
|
5000
|
12000
|
17000
|
28. Красноярский край
|
750
|
2500
|
3250
|
29. Орджоникидзевский край
|
1000
|
4000
|
5000
|
30. Восточно-Сибирский край
|
1000
|
4000
|
5000
|
31. Воронежская область
|
1000
|
3500
|
4500
|
32. Горьковская область
|
1000
|
3500
|
4500
|
33. Западная область
|
1000
|
5000
|
6000
|
34. Ивановская область
|
750
|
2000
|
2750
|
35. Калининская область
|
1000
|
3000
|
4000
|
36. Курская область
|
1000
|
3000
|
4000
|
37. Куйбышевская область
|
1000
|
4000
|
5000
|
38. Кировская область
|
500
|
1500
|
2000
|
39. Ленинградская область
|
4000
|
10000
|
14000
|
40. Московская область
|
5000
|
30000
|
35000
|
41. Омская область
|
1000
|
2500
|
3500
|
42. Оренбургская область
|
1500
|
3000
|
4500
|
43. Саратовская область
|
1000
|
2000
|
3000
|
44. Сталинградская область
|
1000
|
3000
|
4000
|
45. Свердловская область
|
4000
|
6000
|
10000
|
46. Северная область
|
750
|
2000
|
2750
|
47. Челябинская область
|
1500
|
4500
|
6000
|
48. Ярославская область
|
750
|
1250
|
2000
|
УКРАИНСКАЯ
ССР
|
|||
1. Харьковская область
|
1500
|
4000
|
5500
|
2. Киевская область
|
2000
|
3500
|
5500
|
3. Винницкая область
|
1000
|
3000
|
4000
|
4. Донецкая область
|
1000
|
3000
|
4000
|
5. Одесская область
|
1000
|
3500
|
4500
|
6. Днепропетровская область
|
1000
|
2000
|
3000
|
7. Черниговская область
|
300
|
1300
|
1600
|
8. Молдавская АССР
|
200
|
500
|
700
|
КАЗАХСКАЯ
ССР
|
|||
1. Северо-Казахст. область
|
650
|
300
|
950
|
2. Южно-Казахст. область
|
350
|
600
|
950
|
3. Западно-Казахст. область
|
100
|
200
|
300
|
4. Кустанайская область
|
150
|
450
|
600
|
5. Восточно-Казахст. область
|
300
|
1050
|
1350
|
6. Актюбинская область
|
350
|
1000
|
1350
|
7. Карагандинская область
|
400
|
600
|
1000
|
8. Алма-Атинская область
|
200
|
800
|
1000
|
Лагеря НКВД
|
10000
|
—
|
10000
|
3.
Утвержденные цифры являются ориентировочными. Однако, наркомы республиканских
НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД не имеют права самостоятельно
их превышать. Какие бы то ни было самочинные увеличения цифр не допускаются. В
случаях, когда обстановка будет требовать увеличения утвержденных цифр, наркомы
республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД обязаны
представлять мне соответствующие мотивированные ходатайства Уменьшение цифр, а
равно и перевод лиц, намеченных к репрессированию по первой категории — во
вторую категорию и, наоборот — разрешается.
4.
Семьи приговоренных по первой и второй категории как правило не репрессируются.
Исключение составляют:
а)
Семьи, члены которых способны к активным антисоветским действиям. Члены такой
семьи, с особого решения тройки, подлежат водворению в лагеря или трудпоселки.
б)
Семьи лиц, репрессированных по первой категории, проживающие в пограничной
полосе, подлежат переселению за пределы пограничной полосы внутри республик,
краев и областей.
в)
Семьи репрессированных по первой категории, проживающие в Москве, Ленинграде,
Киеве, Тбилиси, Баку, Ростове на Дону, Таганроге и в районах Сочи, Гагры и
Сухуми, подлежат выселению из этих пунктов в другие области по их выбору, за исключением
пограничных районов.
5.
Все семьи лиц, репрессированных по первой и второй категориям, взять на учет и
установить за ними систематическое наблюдение.
III.
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИИ.
1. Операцию начать 5 августа 1937 года
и закончить в четырехмесячный срок. В Туркменской, Таджикской, Узбекской и Киргизской
ССР операцию начать 10 августа с. г., а в Восточно-Сибирской области,
Красноярском и Дальневосточном краях — с 15-го августа с. г.
2.
В первую очередь подвергаются репрессиям контингенты, отнесенные к первой
категории. Контингенты, отнесенные ко второй категории, до особого на то
распоряжения репрессии не подвергаются. В том случае, если нарком республиканского
НКВД, начальник управления или областного отдела НКВД, закончив операцию по
контингентам первой категории, сочтет возможным приступить к операции по
контингентам, отнесенным ко второй категории, он обязан, прежде чем к этой операции
фактически приступить — запросить мою санкцию и только после получения ее,
начать операцию. В отношении всех тех арестованных, которые будут осуждены к
заключению в лагеря или тюрьмы на разные сроки, по мере вынесения приговоров доносить
мне сколько человек, на какие сроки тюрьмы или лагеря осуждено. По получении
этих сведений я дам указания о том, каким порядком и в какие лагеря осуждённых
направить.
3.
В соответствии с обстановкой и местными условиями территория республики, края и
области делится на оперативные сектора. Для организации и проведения операции
по каждому сектору формируется оперативная группа, возглавляемая ответственным
работником НКВД республики, краевого или областного Управления НКВД, могущим
успешно справиться с возлагаемыми на него серьёзными оперативными задачами. В
некоторых случаях начальниками оперативных групп могут быть назначены наиболее
опытные и способные начальники районных и городских отделений.
4.
Оперативные группы укомплектовать необходимым количеством оперативных
работников и придать им средства транспорта и связи. В соответствии с требованиями
оперативной обстановки группам придать войсковые или милицейские подразделения.
5.
На начальников оперативных групп возложить руководство учетом и выявлением
подлежащих репрессированию, руководство следствием, утверждение обвинительных
заключений и приведение приговоров троек в исполнение. Начальник оперативной
группы несет ответственность за организацию и проведение операции на территории
своего сектора.
6.
На каждого репрессированного собираются подробные установочные данные и
компрометирующие материалы. На основании последних составляются списки на
арест, которые подписываются начальником оперативной группы и в 2-х экземплярах
отсылаются на рассмотрение и утверждение Наркому внутренних дел, начальнику
управления или областного отдела НКВД. Нарком внутренних дел, начальник управления
или областного отдела НКВД рассматривает список и даёт санкцию на арест
перечисленных в нем лиц.
7.
На основании утвержденного списка начальник оперативной группы производит
арест. Каждый арест оформляется ордером. При аресте производится тщательный
обыск. Обязательно изымаются: оружие, боеприпасы, военное снаряжение,
взрывчатые вещества, отравляющие и ядовитые вещества, контрреволюционная литература,
драгоценные металлы в монете, слитках и изделиях, иностранная валюта,
множительные приборы и переписка. Все изъятое заносится в протокол обыск.
8.
Арестованные сосредотачиваются в пунктах по указаниям Наркомов внутренних дел,
начальников управлений или областных отделов НКВД. В пунктах сосредоточения
арестованных должны иметься помещения, пригодные для размещения арестованных.
9.
Арестованные строго окарауливаются. Организуются все мероприятия, гарантирующие
от побегов или каких-либо эксцессов.
IV.
ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВИЯ.
1.
На каждого арестованного или группу арестованных заводится следственное дело.
Следствие проводится ускоренно и в упрощённом порядке. В процессе следствия
должны быть выявлены все преступные связи арестованного.
2.
По окончании следствия дело направляется на рассмотрение тройки. К делу
приобщаются: ордер на арест, протокол обыска, материалы, изъятые при обыске,
личные документы, анкета арестованного, агентурно-учётный материал, протокол
допроса и краткое обвинительное заключение.
V.
ОРГАНИЗАЦИЯ
и РАБОТА ТРОЕК
1.
Утверждаю следующий персональный состав республиканских, краевых и областных
троек: (Длинный список «Троек» здесь опускается В.А.)…
2.
На заседаниях троек может присутствовать (там где он не входит в состав тройки)
республиканский краевой или областной прокурор.
3.
Тройка ведет свою работу или, находясь в пункте расположения соответствующих
НКВД, УНКВД или областных отделов НКВД или выезжая к местам расположения
оперативных секторов.
4.
Тройки рассматривают представленные им материалы на каждого арестованного или
группу арестованных, а также на каждую подлежащую выселению семью в
отдельности. Тройки, в зависимости от характера материалов и степени социальной
опасности арестованного, могут относить лиц, намеченных к репрессированию по 2
категории — к первой категории и лиц, намеченных к репрессированию по первой
категории — ко второй.
5.
Тройки ведут протоколы своих заседаний, в которые и записывают вынесенные ими
приговора в отношении каждого осужденного. Протокол заседания тройки
направляется начальнику оперативной группы для приведения приговоров в исполнение.
К следственным делам приобщаются выписки из протоколов в отношении каждого
осужденного.
VI. ПОРЯДОК ПРИВЕДЕНИЯ ПРИГОВОРОВ В ИСПОЛНЕНИЕ.
1.
Приговора приводятся в исполнение лицами по указаниям председателей троек, т.е.
наркомов республиканских НКВД, начальников управлений или областных отделов
НКВД. Основанием для приведения приговора в исполнение являются — заверенная
выписка из протокола заседания тройки с изложением приговора в отношении
каждого осужденного и специальное предписание за подписью председателя тройки,
вручаемые лицу, приводящему приговор в исполнение.
2.
Приговора по первой категории приводятся в исполнение в местах и порядком по
указанию наркомов внутренних дел, начальников управления и областных отделов
НКВД с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения приговора
в исполнение. Документы об исполнении приговора приобщаются в отдельном
конверте к следственному делу каждого осужденного.
3.
Направление в лагеря лиц, осужденных по 2 категории производится на основании
нарядов, сообщаемых ГУЛАГ’ом НКВД СССР.
VII. ОРГАНИЗАЦИЯ
РУКОВОДСТВА ОПЕРАЦИЙ И ОТЧЁТНОСТЬ.
1.
Общее руководство проведением операций возлагаю на моего заместителя —
Начальника главного управления государственной безопасности — Комкора тов.
ФРИНОВСКОГО. Для проведения работы, связанной с руководством операций, сформировать
при нем специальную группу.
2.
Протоколы троек по исполнении приговоров немедленно направлять начальнику 8-го
Отдела ГУГБ НКВД СССР с приложением учетных карточек по форме № 1. На
осужденных по 1 категории одновременно с протоколом и учетными карточками
направлять также и следственные дела.
3.
О ходе и результатах операции доносить пятидневными сводками к 1, 5, 10, 15, 20
и 25 числу каждого месяца телеграфом и подробно почтой.
4.
О всех вновь вскрытых в процессе проведения операции контрреволюционных формированиях,
возникновении эксцессов, побегах за кордон, образовании бандитских и
грабительских групп и других чрезвычайных происшествиях доносить по телеграфу —
немедленно.
При
организации и проведении операции принять исчерпывающие меры к тому, чтобы не
допустить: перехода репрессируемых на нелегальное положение; бегства с мест
жительства и особенно за кордон; образования бандитских и грабительских групп,
возникновения каких-либо эксцессов.
Своевременно
выявлять и быстро пресекать попытки к совершению каких-либо активных контрреволюционных
действий.
НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
(Н. ЕЖОВ)
ВЕРНО: М.ФРИНОВСКИЙ
Комментариев нет:
Отправить комментарий