6. Небо
«И сказал
Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил
Бог свет от тьмы» (Быт. 1, 3-4).
В начале книги «Бытие» (Быт. 1, 1) сообщается, что сотворено Богом в начале (небо и земля). Затем (Быт. 1, 2) раскрывается исходное качество этих сфер (земля – безвидна и пуста, и тьма над бездною, небо – Дух Божий) и показывается их изначальное взаимоотношение (первое над вторым, то есть выше по существу).
Далее (Быт. 1, 3-4) происходит последующее означение и разделение
первореальностей творения.
Небо – это свет Божий. Бог видит, что он хорош, – такова сущность света,
ибо видение Бога есть видение сущности. Отделением света
от тьмы устанавливается их довременное взаимное отношение. То, что по сути своей хорошо, отделено от того, что ещё не
есть хорошо, и вообще ещё не есть, потому что – тьма, ничтожество.
В творении неба
совместно с Богом Отцом непосредственно участвуют Вторая и Третья Ипостаси
Божественной Троицы. «…И Дух Божий
носился над водою» (Быт. 1, 2),
– значит вне вод, в иноположенной им сфере, то есть на небе. Дух Божий – это само небо, которое есть эон (довременная вечность)
духовный, Божественный. Духовная природа неба указывает на то, что оно является непосредственным
вместилищем и полем действия Третьей Ипостаси Божественной Троицы.
Дух Божий – это Первожизнь, дуновение
жизни. В этом – непосредственное действие Ипостаси Святого Духа, «которым Творящий ближайшим образом
сообщает жизненную силу творимому, не сообщая, однако, ему самого
существа Своего, и не смешиваясь с ним» (митр. Филарет /Дроздов/).
Книга Бытия указывает и на то, что Творец изначально
присутствует в акте вселенского творчества и Второй Своей Ипостасью.
Как пишется в одном толковании на книгу Бытия: «догадываются ещё, что в слове “сказал” можно также находить
таинство Ипостасного Слова, которое здесь, подобно как и Дух Святый,
поставляется Творцом мира». В реальности неба предвечно воплощено Слово Божие, Его Мысль о творении.
«Прежде творения
мира, кроме существования Пресвятой Троицы, Мировой Ум рассматривал
также в великих Своих умопредставлениях Им же составленные образы
мира, который произведён впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим.
У Бога всё перед очами, и что будет, и что было, и что есть теперь» (св. Григорий Богослов).
«Сие предвечно
рождаемое в Боге Слово и Премудрость глаголет из бесконечной вечности
Божией в круг времени к тварям, когда в них должна открыться Премудрость
Божия» (митр. Филарет /Дроздов/).
Таким образом, Творец совершает деяние всей
полнотой Своего Триипостасного Существа, и библейское небо является той сферой, где концентрируются
усилия Триединого Бога и где формируется образ будущего творения.
Небо – это мир райский,
сфера чистых духов, первообразов творения, прообраз мироздания,
который описывался православными богословами.
«Из миров
один сотворён прежде. Это иное небо, обитель богоносцев, созерцаемая
единым умом, пресветлая: в неё вступит впоследствии и человек Божий,
когда, очистив ум и плоть, совершится Богом» (св. Григорий Богослов).
Дионисий Ареопагит называл «образцами», «примерами»,
«прообразами» те «осуществляющиеся логосы существ, которые объединённо предсуществуют в
Боге, и которых богословы именуют предначертаниями или божественными и благими
хотениями, так как они определяют и создают всё сущее, и по которым Сверхсущий
предопределил и произвел всё существующее».
«Всё от Бога
имеет своё бытие и существование, и всё, прежде бытия находится в Его
творческом уме; первообразы всех вещей находятся там внутри» (Симеон Новый Богослов).
Под небом «можно
разуметь “Небеса небес”, мир невидимый (Кол. 1, 16). Было, вероятно…
некоторое предшествовавшее бытию мира состояние, свойственное
премирным силам, превысшее времени, вечное, присное» (митр. Филарет
/Дроздов/).
После выделения неба и земли, творение
продолжается на небе, или в раю, как сфере чистой духовности.
Это довременной эон первотворения,
первопредметов, перводействий. Можно сказать, что всё, совершённое в
вечности, является парадигмой
(примером, образцом, моделью), архетипом
(прообразом, первичной формой) для временного бытия. В этом умопостигаемом Божием плане создаются
первообразы существ и космоса
в целом, формулируется их сущность,
как заданность и назначение. В метаисторическом измерении происходят
события, предшествовавшие началу истории мира. На небе создаётся первообраз богоподобного
человека – его вечная душа.
«Бог не есть
Бог мёртвых, но Бог живых. Следование вещей из Бога есть самооткровение
Бога. Но Бог может открываться Себе лишь в том, что подобно Ему, в свободных,
действующих из себя самих существах, их бытие не имеет иного основания,
помимо Бога, но они существуют так же, как существует Бог. Он говорит
и они суть. Если бы все существа мира были даже только мыслями божественного
духа, уже это одно заставляло бы нас признать их живыми существами» (Ф. Шеллинг).
Духовность
и смысловая заданность неба – предвечного райского эона – описывается
в различных интеллектуальных традициях с разных сторон и позиций, с
разнообразной глубиной проникновения: мир
идей у Платона; Логос у Аристотеля
и стоиков; архетип и первообраз,
как изначальность, первозаданность, начало, принцип, основа – у
Платона и Августина; логосные начала, логосы бытия, логосы
творения, духовные логосы, семенные логосы, зиждительные логосы, семенные
причины в патристике; парадигмы
творения у Дионисия Ареопагита; монады
у стоиков, Джордано Бруно и Лейбница; субстанция
у Парацельса; умопостигаемый образ
у Альберта Великого и Фомы Аквинского; экземплярии в средневековой философии; модус у Спинозы; вещь в себе
у Канта; саморазвивающийся мировой
дух и самодвижущиеся понятия
у Гегеля; субстанциальные деятели
у Н.О. Лосского. «Платоновские идеи
понимаются Стагиритом преимущественно как задачи или нормы бытия, хотя и
имманентно осуществляемые, но трансцендентно заданные» (прот. Сергий
Булгаков).
Небо – это универсум[1] (единая вселенная) мыслей Творца о творении в целом,
мыслей Божиих о каждой тварной сущности. Но на небе всё только задано и потому это мир духовных индивидуальных субстанциальных потенций,
семенных начал бытия.
7. Земля
Итак, с одной стороны – небо, свет, то, что есть хорошо.
С другой – земля, которая была безвидна и пуста: тьма, бездна,
пустота – неустроенная и незавершённая сфера, находящаяся в хаотическом
состоянии, в ней нет ещё и материи. Вода
здесь является символом безжизненной хаотической массы, в отличие
от воды, взятой в обыкновенном смысле, которая выделяется во второй
и третий день творения.
Небо и земля образуются
творческим актом Создателя из «ничто» начала (в начале), то есть из
того, что есть ничто, или чего ещё нет вовсе. Земля здесь – это противостоящее небу, как началу духовному, творящему, упорядочивающему,
– самое безначальность, неупорядоченность, бескачественная хаотическая масса.
Это уже не изначальное «ни-что», но ничто, противостоящее качественной
определенности «что». В этом смысле земля
– совечная небу праматерия.
Сама по себе земля
– хаос, но как противостоящая творческому началу неба, она – первоматерия. Это предвечное иное, непрерывное само в себе исчезновение и бескачественное
изменение. Если можно было бы характеризовать какими-то свойствами
самою бескачественность, то
это были бы сплошь негативные, отрицающие определения. Хаос земли – это то, в чём ещё нет ничего,
но что, тем не менее, уже в целом есть нечто как таковое.
Сама по себе праматерия – ни добро, ни зло, хотя
в ней потенции и того и другого. В ней и мятежный хаос – источник меонического
(не-сущего) произвола твари. Но ей же изначала присуще влечение к
новому рождению или «сила, мощь, потенция
бытия» (Вл. Соловьев). «Злым началом
сама по себе материальная природа быть не может: она пассивна и
инертна – это женственный элемент,
принимающий то или другое духовное начало» (Вл. Соловьев).
Небо и земля «созданы
словом Великого Бога» в домировом эоне. Небо, как первое начало в Абсолютном, «есть положительная потенция, свобода бытия, сверхсущее»
(Вл. Соловьев). Земля же – «второе или материальное начало, будучи
необходимым тяготением к бытию, есть его отрицательная, непосредственная
потенция, то есть утверждаемое или ощутимое отсутствие, или лишение
настоящего бытия. Но лишение есть влечение или стремление к бытию,
жажда бытия» (Вл. Соловьев).
Эта «вечная основа
всякого существования… тёмная основа бытия… хочет родить Бога, то
есть безосновное единство, но постольку в нём самом ещё нет единства”
(Ф. Шеллинг).
Предвечный хаос – то, что в Самом Боге не есть
Бог. Это основа существования
предметного космоса, материя
творения. Вечносущий Бог ощутил в Себе влечение к новому саморождению.
Бог хочет родить в Себе Божественное творение. Земля и есть выделившаяся
в Боге материя этого рождения. Сама земля тоже хочет рождать Бога, ей присуща воля к новому рождению и женственное стремление к преображению.
Всякое рождение есть рождение из мрака к свету, из земли к небу.
Но откуда происходят хаос и его косность, и как
они существуют в Боге? Всё – в Боге, ибо вне Бога нет ничего. Земля – то в Божественном лоне творения, что только должно стать соответственным Божиему
Замыслу и потому ещё только устремлено
к сердцевине Творца. Хаотический произвол как потенция зла – в
лоне творения, но не из Божией природы. Это – то, что сопротивляется
творческому деянию Бога. Вне Бога ничего нет, но не всё от Бога и не
всё к Богу. Бог – Всеединство и в том смысле, что драма миротворения
осуществляется в глубинах бытия Божия. Образ Распятого Бога свидетельствует,
что Творец всем существом Своим участвует в творении – Сам Бог во
всей полноте Божества принял образ мира, человека и вселенские страдания!
Итак, «если под
“землею” в библейском рассказе творения надо понимать хаос, мир низший
и внебожественный в его хаотическом состоянии, то, очевидно, что
термин “небеса”, который священный текст ставит в тесное
отношение с “землею”, как противоположным полюсом творения,
указывает нам высший мир или невидимый мир божественных противодействий,
установленных или осуществленных определённым образом, как противовес
хаотическому существованию» (Вл. Соловьев).
Небо – во всём противоположная земле реальность. Небо –
духовно, земля – материальна; небо – устроено, упорядочено, земля же – бессмысленный хаос; небо наполнено живыми существами,
земля пока – само небытие, и ничто.
Мир сей есть результат соединения неба
и земли, и в каждой его частице
борются силы небесные и земные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий