Крестный путь
каждой вечной души начинается с первого мгновения сущещствования вселенной.
Космические судьбы всех душ слагаются в единый мирообразовательный поток. В начале души слиты в общем
усилии и действуют как единая нерасчленённая
космическая душа (Адам-Кадмон –
Адам первоначальный, человек первоначальный,
– представление о духовной человеческой сущности до начала времён, как
первообраз для духовного и материального мира, для человека). После
того как материи придано первичное смыслообразовательное движение,
пути духовных монад расходятся, они разделяются на общности, объединённые
определёнными задачами воплощения, общими интервалами во времени и
пространстве. Эти духовные прародства
отражаются в мире сем как национальные и родовые общности, дружеские
союзы.
Внутри
общекосмического потока слагается созидательный путь каждой души. С
рождением в мир человека душа выходит на самостоятельную дорогу
жизни. Чтобы собрать собственную плоть и преобразить её в тело, душа
должна повторить путь мировой эволюции: свернуться до семенной потенции,
войти вглубь земли и из неё начать
собственный земной путь. «По причине
этих состояний душа и теперь, вступив в смертное тело, поначалу лишается
ума» (Платон). Обретение индивидуального
тела – рождение – является не только началом жизни в
миру в собственном облике, но средоточием и итогом предшествующих
странствий души в мировой материи. Первый шаг полного воплощения-рождения
невероятно болезнен для человека потому, что на нём повисает вся
собранная плоть и сопротивляется весь объятый им хаос.
С другой стороны,
на рождающуюся душу обрушиваются встречный мировой фатум, стихии
хаоса, космические и исторические роковые силы. Каждый шаг воплощения
требует непрекращающегося усилия. Чем выше уровень бытия, тем труднее
воплощение-роды, и тем в большей помощи нуждается рождённый: у высокоорганизованных
животных роды болезненней и детёныш беспомощнее, чем у низкоорганизованных,
то же у высококультурных народов по сравнению с менее цивилизованными.
Чем выше уровень воодуховления-воплощения,
тем большая тяжесть материи и хаоса повисает на душе. И тем мучительней
её существование. Всё больше земных стихий врывается в душу и всё
более творческим должен стать каждый её поступок, чтобы сохранить себя
и соединить в творческом акте изначально антиномичное.
Трагический парадокс воплощения в том, что более высокая ступень его не даёт отдохновения,
но требует ещё больших творческих усилий и всё большего напряжения
бытия. Человек, чтобы оставаться
человеком, обречён непрерывно духовно расти, любая остановка в
пути ведёт к падению и деградации. Чем бытийнее, воплощённее личность,
тем более она повисает над бездной небытия. Гений и святой – наиболее воплощённые личности и потому наиболее
зависают над бездной небытия. Судьба гения и святого мучительнее и крестоносительнее
судьбы обычного человека.
Акт вхождения души
в жизнь настолько тяжёл, что у многих непоправимо искажает судьбу.
Толща мировых стихий может оказаться непробиваемой для импульса нарождения
(мёртворождение). Пресечь рождение-воплощение может и безответственная
злая воля (чадоубийство, аборты). Стихии рока, фатума, случайности
или природная законосообразность раздирают жизненную плоть, человек может
родиться недовоплощённым (родовые травмы, психофизические болезни,
наследственные и генетические искажения). Ужас в предстоянии перед
бездной хаоса лишает воплощающуюся душу решимости и определённости
в ответственный момент, в результате жизнь проползает существо приземлённое,
никчемное, человек, попавший не туда
и не тогда, или укрывающийся
от долга воплощения в сумасшествии, – тень, а не судьба. Не
преодолённая гримаса боли при прорыве в мир запечатлевается на человеческом
облике и некая изначальная судорога на всю жизнь искажает его природу.
Всё в мире, проистекающее из мира сего, препятствует
воплощению и искушает душу отказаться от усилия и боли, успокоиться
в дрёме и равнодушии. Хаос затопляет,
материя сковывает вечную душу. Крестонесение человека в том, что
он призван принять плоть, но не погрязнуть в ней; сохранить собственную
неотмирность, расширить в мире духовное присутствие, но не оторваться
в крайней аскезе от плоти. Мы призваны
внедриться в глубины хаоса, достигнуть его дна, принимая все смертные
последствия этого пути, но в беспросветном мраке мы должны сохранить
свой небесный лик и зажечь светильник жизни в меонической ночи.
Итак, когда хаос земли достаточно устроен, чтобы
стать плотью, из которой созидается человеческое тело, душа человека
вылущивается из семенного состояния и, пройдя эволюционный ряд,
достигает адекватного телесного облика. Душа всё более очищается
от связанности хаосом, косности материи и восходит на ступень воплощения,
названной Homo Sapiens (человек
разумный, мыслящий). Человек смог собрать разлитый в космосе разум,
выкристаллизовать его до самосознания и возвысить до богопознания.
Неся в себе космическую эволюцию (человек-микрокосм), он начинает обретать
облик сотворца мира и его повелителя.
При этом радикально
меняются формы творческого взаимодействия человека с материей мира.
Прежде всего, каждой душе приходится вновь и вновь обуздывать хаос,
устроять материю и обретать плоть в созидании собственной телесности.
Человечество достигает такого уровня воплощения, когда одухотворение
мировой плоти продолжается в созидании культуры и цивилизации.
И здесь возникают новые диалектические отношения с мировой материей.
Человек принял
плоть мира и не может, оставаясь собой, отказаться от неё. Вместе с
тем, он обязан не подчиняться притяжению мировых стихий. Мы призваны
дисциплинировать и организовывать плоть, преодолевая её сопротивление,
запечатлеть образ Нового Творения и в телесном организме, и в
строе космоса. Творческое ваяние в
материи мира – это высший акт воплощения. И бремя этого творческого
усилия невероятно ответственно и тяжело. Человек предназначен самоопределяться
перед лицом всего мирового, при встрече с плотью, но независимо от
неё.
После обретения
своего тела воплощение человека продолжается не в приросте плоти, а в
кристаллизации духовного начала и одухотворении жизни. Это такие
уровни человеческого бытия, когда дальнейшее воплощение связано
не с подчинением, организацией и упорядочиванием мировой материи,
её воодушевлением, а с одухотворением космоса в человеческой культуре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий