Обретение тела
В процессе персонификации материи из плоти
формируется тело человека. Каждый
духовный первообраз обращён к материи, материя становится его плотью,
а плоть претворяется в его индивидуальное тело. При этом тело не подчиняеться
плоти, а плоть – материи, материя же – хаосу. Плоть преображается,
одухотворяется, а тело персонифицируется.
Плоть – это живая
материя, поэтому плоть без души – уже не плоть, и поэтому же вещь имеет только
материю, но не плоть и не тело. Если плоть – это материя тела живого существа,
то тело – это организованная форма плоти.
Тело – плотская форма индивидуального
существа. В живом организме плоть становится его телом. Тело не
существует само по себе, оно является плотским обликом конкретной
души. И потому душа не может переходить из одного тела в другое, тело
же не способно принадлежать различным душам. Тело не может существовать
само по себе, когда душа его покинет, наступает телесная смерть –
распад телесного организма. Материальный субстрат всех тел одинаков,
неповторимыми их делает душа. Тело созидается из низшей материи,
но духом высшей жизни.
Собственно тело,
тело в полном смысле слова, имеет только человек, поскольку лишь в
нём плоть приобретает не только общие и родовые признаки, но и чётко
выраженные индивидуально-неповторимые, личностные качества. «В человеке нет ничего “чисто биологического”,
как нет ничего “чисто духовного”. Каждая клетка его тела участвует
в его свободе, его духовности и каждый акт его духовного творчества
питается его жизненной энергией» (Пауль Тиллих).
Тело человека – это фрагмент преображенного
его душой космоса, место и форма присутствия в мире личностного начала.
Сохранение собственной телесности – необходимое условие участия
в богочеловеческом созидании, потому человек имеет особую обязанность
охранять телесную жизнь. Тело принадлежит не только мирскому человеку,
но и божественному началу в нём, Самому Богу: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?.. Не знаете
ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого
имеете вы от Бога, и вы не свои?» (I Кор. 6, 15-19). Человек призван любить
и оберегать своё тело как персонифицированный
микрокосм: «Ибо никто никогда не
имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь…»
(Еф. 5, 29). Но человек не должен быть подвластен телу, а тело должно
быть подвластно душе.
Телесность сама по
себе не имеет субстанциальности. Субстанция тела – его душа. В теле
индивидуальная душа придаёт однообразному материалу вещества неповторимый
облик. Тело живого существа устрояется и сдерживается в единстве
не самой материей, а духовной формой,
оно отражает не природу низшей материи, а облик индивидуального
духа. В теле продолжают действовать общематериальные законы, но
они подчинены душе, которая придаёт однообразной массе вещества индивидуальный
облик. При этом общее служит индивидуальному таким образом, что не
нарушается законосообразность общего.
Физический облик
человека определяется не только материальными законами, ибо материя сама по
себе – ничто, без духа она не способна сложиться в какое-либо единство.
Органичное единство тела строится не материей, а душой. Законы жизнедеятельности
организма отражают в физическом плане метафизические превращения души. Сходство
телесного облика у родственников, например, отражает духовный союз душ,
заключённый в небесных сферах.
Вещество, существуя
по собственным законам, но движимое жизнеустрояющей
силой духа, «протекает» через человеческое тело. При непрерывном
обмене вещества за какое-то время полностью обновляется материальный
состав организма. Но единство тела сохраняется, оно остаётся тождественным
себе – собственному образу-форме. Образ этот привносится в материю, но
он не существует изначально, а созидается в миру, по мере персонализации
получает воплощение в материи.
Творческие импульсы
исходят от души как индивидуальной
духовной субстанции тела. Созидается телесный облик личности в
творческом взаимодействии души с плотью, он тело имеет и собственную
инерцию существования. Это энтелехия
– инстанция, где отражаются творческие
достижения персонификации, где откладывается сложившаяся форма личности. Энтелехия – это итог воплощения-персонификации
в конкретный момент. В ней оформляется то, что совершенно индивидуальным духом в плоти. Если духовный облик личности (тело духовное) есть его первообраз
в вечности, содержащий назначение и целеполагание человека, в
миру являющийся источником его творческой энергии, то энтелехия,
или душевный облик (тело душевное) отражает то, что
личностью воплощено в бытии, это реализованное назначение.
Все предметы и вещи
имеют формальную структуру, выражающую выделенность из материи, определённость,
сохранность данной формы. Но только живые существа помимо этого имеют животную душу – энтелехию, которая
содержит информацию обо всех функциях организма, совокупность закономерностей
жизнедеятельности тела. У высокоорганизованных животных энтелехия обладает
развитыми чувствами, признаками разумности. Но субстанциальное отличие души от
энтелехии в том, что душа – это вечный индивидуальный дух, созданный Творцом и
несущий образ и подобие Бога.
Энтелехия – это жизненное начало тела, устрояющее его. Выступая по отношению к плотскому
телу как движущая сила, сама
энтелехия приводится в движение собственно душой, хотя и по иным принципам и
связям, чем материальное тело. Если вечная душа – духовна, разумна, одухотворяет
тело, является источником его жизненной энергии, то энтелехия отражает уже
воплощённый и остановленный порыв, она вбирает в себя пройденные пути индивидуации и персонализации. Сама по себе
энтелехия способна только на инерционное движение.
Энтелехия, по Аристотелю,
представляет собой индивидуальную связь
души с плотью, тождество внутреннего (духовного первообраза) и
внешнего (материи). Это воплощённое
единство материи, эйдоса – формы,
причинного происхождения вещи и её целевого назначения. Субстрат
энтелехии духовно-материален, это неуловимо тонкая, почти призрачная
телесность. В энтелехию вошло то из плоти, что преобразовано духом,
но ещё не преображено окончательно. В ней собраны и объединены потенции,
энергия духа и плоти, поэтому она «есть
диалектическое единство материальной, формальной, действующей и
целевой причины» (А.Ф. Лосев).
Человеческая энтелехия
– это образ земной жизни человека, образ его тела, который душа уносит
с собой в вечность. Этот образ индивидуален, неповторим, запечатлевается
в вечной душе, является её новым содержанием, приобретённым в земном
пути. Вещество же со смертью тела возвращается в землю и включается
в общий природный круговорот.
В новом воплощении
души энтелехия оказывается семенем,
способным к прорастанию, она является потенциальной телесностью. Тело появляется на свет в результате
воплощения индивидуальной субстанции. Входя в мир душа собирает
материю и выстраивает из неё собственный телесный облик. Без творческой
организации духовных монад мировое вещество само по себе не способно
сложиться в какое-либо гармоническое единство. Это ещё раз доказывает,
что нет тела без души и потому невозможно
переселение души из одного тела в другое. Ибо всякое тело является
плотскими ризами конкретной души. С выходом души из мирской жизни тело
покидает жизнеподдерживающее и организующее начало и наступает
телесная смерть, тело рассыпается в прах.
С другой стороны,
не существует в этом мире и души без тела. Вхождение в мир означает
погружение в его материю, воплощение. Если по каким-либо причинам
разрушается физическое тело, то и его душа покидает мир. Жизнь в
этом эоне означает единство души и тела. Душа в судьбе мироздания
может принять только воплощённое участие. Но, вместе с тем, душа может
проходить различные этапы воплощения и переживать различные его
формы.
При этом можно себе
представить, что души совершают не одну попытку, несколько раз окунаются
в мировую плоть, на пути обретения адекватного телесного облика
могут проходить разнообразные ступени формообразования. Поэтому
невозможно переселение души из одного тела в другое (метемпсихоз),
но возможно перевоплощение или
метаморфозы (превращение
форм, преобразование) воплощающейся души. Душа не совершает бесконечные
переходы из одного тела в другое, но претерпевает непрерывные телесные превращения,
которые могут приводить к потере одного тела, выходу из мировой
материи, и отстраиванию другого тела, возвращению в космическую
плоть.
Энтелехия в мировом воплощении: вечное возвращение
Душа человеческая
от создания предназначена к воплощению и по доброй воле мир не покидает.
Либо она своевольно отказывается от собственного предназначения, либо выбрасывается
из жизни враждебными силами. Продолжительность жизни-воплощения не задана
ни на небе, ни на земле, но складывается как результат взаимодействия творческого усилия духа и фатума природы.
Итог этого взаимодействия определяет общие границы жизни, в которой
индивидуальный дух выковывает собственную судьбу.
Отлёт души из мира
означает смерть, разрушение органического единства оставленного
ею тела. Материя тела после смерти рассыпается до низших её форм и
включается в общий круговорот вещества. Но субстанциальная форма тела, то есть его энтелехия запечатлевается в Мировой Энтелехии. Вечная же душа возносится в
трансцендентные – запредельные сферы, в лоно Души Мира – Софии.
Уносит душа и духовное содержание собственной энтелехии – все творческие
достижения в земном пути.
Все энтелехии входят в
Мировую Энтелехию, которая имеет
собственные законы существования. Она имманентна миру, но не предметна,
не вещественна, пронизывает собою натуральный космос. Существует энтелехийная связь явлений. Магия и есть формы познания природы
энтелехийной законосообразности,
методы воздействия на вещи и людей через их энтелехии. Белая магия – использование
законов энтелехий доброй волей во имя благих целей. Чёрная магия – использование этих законов злой волей, включает
в себя приёмы внесения зла через энтелехийные связи.
Когда вечная
индивидуальная душа человека покидает мир, тонко материальные формы её тела
могут приводиться в движение её энтелехией. Без водительства духовного
начала энтелехия способна механистически погружаться в
пограничную материю, частично воспроизводить формы тела, созданные духом.
Телесная матрица, лишённая свободы духа, может сохранять инерционное
движение, продолжать странствия в полуреальных, призрачных формах, то
погружаясь в мир, то выходя из него. Призраки и вызываемые спиритами
духи и есть энтелехийные тени души, но не сама душа как индивидуальный
вечный дух.
Все вечные человеческие
души проходят низшие формы плоти в обретении собственно человеческого телесного
облика, выстраивая при собственную форму тела, то есть собственную энтелехию.
Все энтелехии, как формы плоти и телесности, созданные в процессе персонификации,
далее механистически воспроизводят натуральный космос, – что и
есть так называемая эволюция природного мира. Самопроизвольное
воссоздание предметов и существ господствует в природе на всех её
уровнях, предшествующих собственно человеческому.
В таком качестве
космос есть созданный человеческими душами дом бытия, среда творческого
обитания индивидуальных духов, материя и плоть дальнейшего преображения.
Истинный строй космоса и гармония природы способны сохраниться не
сами по себе, но только при духовном
творческом воздействии духа человека, когда он устремлён к небу. Мировая
Энтелехия способна творчески воссоздавать космическую плоть только
в том случае, если она сама движима богочеловеческим духом и подчинена
ему. Космос сдерживается в гармоничном единстве духовным напряжением преображения.
В тот же момент, когда
человечество душ прекращает
духовное восхождение, космос не остаётся на достигнутом уровне, но деградирует
– вырождается, опускается и впадает в циклическое дурное круговращение.
Механистический повтор жизни –
это призрачное бытие – не имеющее
цели, а потому бессмысленное. Когда
Мировая Энтелехия остаётся без духовного водительства, её фаталистические
законы распространяются на весь мир. Эта дурная бесконечность жизни
и есть форма смерти космоса – потеря перспектив вечности и падение в адское
состояние. Древняя восточная концепция колесницы бытия и отражает это состояние всеобщего
умаления жизни – смерти.
Есть вечное
возвращение энтелехий
как воспроизводство в материи дочеловеческих форм. Но вечное возвращение может быть и зацикленным безблагодатным круговращением
сущего. Когда человечество
душ останавливается в восходящем движении, дурной круговорот
захватывает весь космос, который погружается в адское состояние. Но
всё способно вновь ожить при возобновлении поступательного движения
человеческих духов.
Так взаимодействует
порядок свободы и порядок природы.
Свобода – из духа, ибо дух – это свобода. Свобода есть импульс духа, движение духа. Жизнь в свободе
– это творческая новизна, творческий путь к конечной цели, в свете которой
обретает смысл строй бытия. Предметы и существа – продукты не материи,
но духа, это формы и этапы воплощения индивидуального духа.
Таким образом, в природе
самой по себе нет творческого движения, а только круговорот вещества
(бессмысленное движение хаотической материи) и вращение уже внесённых
в неё форм (циклическое погружение
в плоть оставленных духом энтелехий). Без преображающего движения
вверх это вращение становится бессмысленным, безытоговым, что является
формой смерти. Ибо жизнь есть не движение
само по себе, а творческое приращение. Жизнь есть там, где есть творческая
динамика, так как жизнь не из природы, а из свободного духа. Жизнь –
это свобода воплощающегося духа, это процесс одухотворения, преображения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий