По мере сковывания
хаоса, его сопротивление ослабевает, но вместе с тем становится
определённее и конкретнее. В недрах космических образований нарождается
и вырывается на поверхность бунт хаоса: Земля порождает ужасное стоглавое
чудовище Тифона. Вновь сотрясаются и колеблются основания
земли и неба, вся планета в пламени и воздушных вихрях. Это описание
похоже на состояние планеты Земля в начальные времена. Очевидно, в
мифе о Тифоне отражается воспоминание
человеческой души о периоде оформления планетных тел.
Миросозидающему
началу удаётся обуздать первичный хаос покровом упорядоченности
и гармонии (Тифон низвергнут в Тартар), но во всю историю Земли хаотические
стихии время от времени пробивают покров космической гармонии (из Тартара Тифон грозит богам и всему
живому, вызывает бури, извержения вулканов, землетрясения).
Последующие поколения
хтонических чудовищ оказываются
уже не выплесками хаоса, а плодами искажённого судорожного созидания.
Гиганты – это существа, порождённые актом,
в котором мирообразовательному началу не удалось преодолеть хаос
и воплотиться вполне, а хаосу удалось прорвать полагаемые ему пределы.
В гигантомахии (битве олимпийских богов с гигантами,
в которой гиганты были уничтожены)
меонические стихии ещё более сковываются. Выплески хаоса ещё способны
порождать уродливые, но всё менее мощные чудовища. И борьбу с хтоническими чудовищами ведут
уже не боги, а герои и люди. Землеобразовательный
процесс постепенно переходит в землеустроительный. Зевс
из начала, формирующего космос, превращается в начало порождающее (отец
богов, героев, людей) и организующее
жизнь на земле. Зевс постепенно
преобразует мир, порождая богов, вносящих в мир закон, порядок,
науки, искусства, нормы морали.
Персонифицированность
всех миросозидательных сил отражает не только и не столько антропоморфизм[1] ранних
мифов, но, прежде всего, антропоморфность
– человекоподобность творящих
сил. Не случайно во всех мифологических традициях хаотические
стихии выражаются в облике хтонических чудовищ, мироустроительные
же начала обретают всё более человекоподобный облик. Иначе не объясняется
тот факт, что мифологическое сознание упорно проявляет свой антропоморфизм
в одном случае, и столь же упорно отказывается от него в другом.
Вместе с тем, процесс нарастания антропоморфичности
созидательных сил оказывается в мифах параллельным росту их теоморфичности:
третье поколение греческих богов более собственно боги, нежели первое
– безликие стихии или Уран, либо
второе – стихийные существа – титаны.
Одновременно с
этим творящее начало становится
всё более теоцентричным (сосредоточено в лице одного бога), что
можно проследить на развитии образа Зевса.
Всё это отражает богочеловеческую
сущность мироустрояющего начала.
Этапы обуздания хаотических стихий оказываются,
одновременно, этапами все большей персонификации
положительных сил. Этот процесс приводит к «созданию» богами человека
– к полному его воплощению, затем к активному участию человека в
преображении космоса на арене земной жизни, а не за её кулисами.
В ответ на мирообразовательный импульс хаотическая
бездна земли (Гея-Земля, мать-земля, – одна
из четырёх первопотенций, наряду с Хаосом, Тартаром, Эросом) порождает
последовательно поколения беспорядочно-упорядоченных существ: Урана-небо, титанов и хтонических чудовищ: циклопов, сторуких,
Тифона, гигантов, горгон, эриний, Эхидну, Химеру, Сфинкса. Эти
создания воплощают собой уродливые
попытки творения, с одной стороны, и выплеск бунтующего хаоса, с другой. Поэтому все хтонические существа беспорядочны,
несоразмерны, дисгармоничны, они преисполнены образами, доходящими
до ужасающего уродства.
Борьбу с этими порождениями
хаоса в мифические времена ведут некие пралюди (антропоморфные боги, духи, богоподобные существа),
которые оказываются прародителями собственно людей. Борьбу с
хаосом начинают боги – как персонифицированные
силы космического порядка и гармонии. После победы над титанами (титаномахия) для борьбы
с гигантами (гигантомахия) олимпийские боги нуждаются в участии
людей: по велению судьбы (рока)
гибель гигантов зависит от участия
в битве героев. Герои же – это потомки
богов и смертных, людей.
Дальнейшую борьбу с
хтоническими силами ведут сами герои,
боги же руководят ими, но часто оказываются и их помощниками. Герои призваны выполнять волю богов на земле, упорядочивать
жизнь людей, внося в неё справедливость, меру, законы, вопреки древней
стихийности и дисгармоничности. На этом пути они и уничтожают рецидивы
хаоса – хтонических чудовищ.
Собственно герои – это идеальные
люди, люди как боги, боголюди. Так
постепенно выкристаллизовывается богочеловеческий образ
Творческого Начала вселенной.
Судьбы богов и людей
во многих мифологиях перекрещиваются, их облики сливаются, подменяют
и выражают друг друга. В мифах, повествующих о творении мира, выделен
этап рождения сонма богов, которые затем продолжают миротворение
и создают собственно людей. Причём, во взаимодействии богов и людей
можно заметить параллелизм двух тенденций.
С развитием мифологии в ней всё более явственно
проступает образ Единого Творца,
со временем мифы становятся всё более монотеистическими – формирующими представление о единобожии. На ранних этапах это выражается
в том, что сонм богов и сил сводится так или иначе к некоему первоначалу, порождающему их и
ими управляющему (хаос, Земля, рок). Наличие единого творческого начала здесь только предощущается.
Затем представление о нём постепенно персонализируется в образе
верховного бога-демиурга. И,
наконец, мифологическое сознание возвышается до опознания Единого Бога-Творца.
Вместе с тем, по мере монотеизации мифологических
систем, меняются взаимоотношения человека с богами и самим творческим
началом. В первичных мифах человек находится в нижней части иерархии
богов, богоподобных существ, культурных героев, и эта иерархия отделяет
его от первобытийных начал. Но постепенно человек наделяется всё
более богоподобными чертами и более активно участвует в мироустроительном
процессе.
Так, например, по самым
древним египетским мифам, мир изначально представлял собой хаос, первозданную пучину вод (Нун); из хаоса же вышли боги, создавшие всё, в том числе и человека.
В более поздних мифах выделяется Бог-Создатель:
Птах творил языком и сердцем,
мыслью и словом, и создал первых богов, которые продолжили творение
мира вплоть до человека. И, наконец, в египетской мифологии появляется
образ неименованного Бога-Творца,
который создаёт людей из собственного тела и как точное своё подобие;
для людей он затем создаёт из хаоса небо и землю, воздух, животных,
птиц.
Таким образом, в формах концентрирующегося монотеизма
растворяется опосредствующая иерархия богов, в результате человек, как единственное богоподобное
существо, предстоит перед ликом Единого Бога Творца.
В ранних мифах можно
обнаружить тенденции постепенного раскрытия монотеизма. Вместе с тем, в
образах богов и героев описывается путь воплощения человеческих
душ. Судьбы богов описывают состояния человеческих душ, ещё не вышедших
вполне из прообразного лона, только предстоящих перед хаосом или же
совершивших в нём первые шаги. Души,
близкие к Творцу и незамутненные хаосом, ещё обладали небесными
(божественными) качествами.
Мироустроительный
процесс оказывается историей воплощения человека, погружения
его в глубины материи и упорядочивания её. На этом пути душа человека
выходит из первоначального райского,
духовного состояния и постепенно углубляется в хаос. Входя в мир и обретая
ризы плоти, душа в какой-то степени теряет и замутняет свои первообразные
(божественные) свойства. Мифологическое сознание и фиксирует ступени
пути с небес на землю:
- антропоморфные
олимпийские боги, – бессмертные
и владеющие стихиями;
- далее потомки богов
и людей – герои, ещё имеющие остатки
власти над стихиями, но лишённые бессмертия;
- и, наконец, смертные люди.
Таким образом, мифы отражают этапы космической
судьбы человеческих душ, выход их из вечности и погружение в мировую
плоть. Но нисхождение в мир оказывается одновременно и восхождением,
хотя в других измерениях и в ином качестве, – это преобразовательное упорядочивание хаоса в космос. И
потому достоинство человека в определённом смысле полнее достоинства
героев и даже богов. Человек ближе к исполнению своей вселенской
миссии на земле, здесь его бытие полнее.
Это выражается в
том, что смысловым центром мифов является
жизнь людей, а не богов. У вечных богов нет осмысленной судьбы, её цели
и итога. Их застывшая и повторяющаяся жизнь дана словно для того, чтобы
стать фоном земных событий и предоставить условия для человеческих
свершений. Так в мифах источник созидательной
активности и инстанция ответственности постепенно перемещается
вслед за нисхождением души человека с небес на землю.
Антропоморфизм – перенесение человеческих свойств на
неодушевленные предметы, природу и богов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий