В начале –
в творческом лоне Божества – из первичного ни-что выделяются два
полюса творения: небо и земля. «Земля же была безвидна и
пуста, и тьма над бездною» (Быт. 1. 2), – то есть представляет собой
предвечный хаос. В момент обращения первообразных духов к земле – она превращается в материю
мироздания. Низринувшись в добытийный хаос, дух человека творческим
усилием обращает его в материю творения, материю претворяет в мировую
плоть, плоть же преобразует в земные ризы – собственное тело. Диалектика преображения начинается
в глубинах меонической бездны
(не-сущем, ни-что) и слагается в путь воплощения-одухотворения: хаоса
– в материю, материи – в космическую плоть, плоти – в тело индивидуальных субстанций,
тела – в преображенное духовно-материальное
тело личности.
«Хаос» по-гречески
означает зев, зияние, разверстое
пространство, пустое протяжение. Хаос представляет собой ограждённую Творцом сферу того,
что ещё не есть нечто и в этом смысле
вообще ещё не есть, но что, тем не
менее, должно будет стать чем-то определённым. Этим хаос отличен от
первичного ни-что, меона (не-сущего), из которого он выделен
и которое не предназначено к творению. За пределами лона творения, которое объемлется небом и землею, господствует
ни-что как таковое. В хаосе – то ничто, которое должно будет претвориться
в нечто.
На небе – духовные субстанции, совершающие это творческое преображение.
В хаосе господствует разложение ничто, но так как хаос сам по себе
есть уже нечто выделенное из первичного
ни-что, то стихии его бессмысленно и хаотически способны на случайное
и временное воспроизведение некоторого элементарного нечто. Хаос
– это уже не ни-что само по себе, в ни-что и нет ничего. Хаос же – это собранные
в некую сферу неупорядоченные
стихии, и само выделение их и ограждение от изначального
ни-что.
Факт единения стихий
в общем лоне набрасывает на них лёгкий и непостоянный покров связей
и упорядоченности. В момент выделения хаоса из ни-что в нём начинается
первичная дифференциация стихий, которая, тем не менее, не может получить
ни завершения, ни продолжения, так как всё подвержено непрерывному
распадению. Таким образом, хаос не является однородной массой и
состояние его болезненно и безблагодатно антиномично, противоречиво.
Если Бог есть всяческая во всем, то
хаос – борьба всяческого со всем.
Хаос олицетворяет
собой, прежде всего, принцип непрерывного, неразличимого, бескачественного,
то есть бессмысленного движения, но всё же движения, а не пустоты
ни-что. Собственное бытие хаоса –
это отсутствие всякого качественного
бытия, всякой определённости, это непрерывная дифференциация или распадение.
В хаосе господствуют стихии слепой случайности, но не законосообразности,
поскольку всякий закон выражает определённую степень упорядоченности.
В первоначальном
состоянии хаоса присутствуют противоположные тяготения. Это,
во-первых, инерция разложения,
так как в нём отсутствует что-либо сдерживающее и оформляющее. Хаос
сам по себе – это борьба всего против всего:
«…Воздух был света лишён, и форм ничто не хранило.
Всё ещё было в борьбе, затем что в массе единой
Холод сражался с теплом, сражалась с влажностью
сухость,
Битву с весомым вело невесомое, твёрдое с мягким…»
(Овидий «Метаморфозы»)
Но, так как хаос есть
как таковой, как однородное состояние,
выделенное от всего другого, он тем самым отдалённым и отражённым
образом приобщён к тождественному, к единству. В хаосе самом по себе
нет смысла и света, и потому всё в хаосе, что проистекает из хаоса,
способно только усугублять его меоничность, уменьшать степень существования.
Непрерывное раздрание
отзывается в его слабом единстве сопротивлением. Внутренние стихии
хаоса стремятся вновь излиться в первичное ни-что, но вместе с тем хаос
как таковой сдерживает свои границы. Что-то в хаосе складывается в
стремление вырваться из беспросветности. Поэтому в хаосе подспудно
формируется и открытость к свету
преображения. Так бесконечное самоотрицание может породить
начатки стремления к светоносному организующему началу, что являет
низшую софийность в хаотической
природе. Человек призван услышать эти стенания, в творческом акте
обуздать и переориентировать мощь хаотических стихий.
Предвечный хаос превращается
в основу (землю) предметного мира
и существ, поскольку укрощенные стихии его становятся кровью и плотью
космоса, а динамика хаоса оказывается источником жизненной мощи.
Энергия хаотических стихий преобразовательно
включается творческим духом в жизненный поток. Жизнь есть хаотическая
мощь, преобразованная духом. Но мощь хаоса является и потенцией
зла, небытия. Всякая вещь и всякая сущность, разрушаясь, вновь уходит в
меоническую ночь, теперь уже как в свою смерть, в небытие.
Природа хаоса наиболее
полно и дифференцировано открылась античности. «Это – то невидимое и неосязаемое,
лишённое всяких физических качеств начало, которое получается после
исключения из физического тела всех его реальных свойств, то, что
нельзя даже назвать каким-нибудь именем, ибо всякое имя предмета всегда
приписывает ему то или иное свойство. Это – чистая материя, самый факт существования тела, не зависимый
ни от каких его реальных свойств. Хаос – не какое-нибудь тело, но принцип непрерывного становления тела…
Хаос всё раскрывает и всё развёртывает, всему даёт возможность выйти
наружу; но в то же самое время он и всё поглощает, всё нивелирует,
всё прячет вовнутрь… Хаос представляется как величественный, трагический
образ космического первоединства, где расплавлено всё бытие, из которого
оно появляется и в котором оно погибает; поэтому хаос есть универсальный
принцип сплошного и непрерывного, бесконечного и беспредельного
становления. Античный хаос есть предельное разряжение и распыление
материи, и потому он – вечная
смерть для всего живого. Но он является также и предельным сгущением
всякой материи. Он – континуум,
лишённый всяких разрывов, всяких пустых промежутков и даже вообще
всяких различий. И потому он – принцип
и источник всякого становления, вечно творящее живое лоно для всех
жизненных оформлений. Античный хаос всемогущ и безлик, он всё оформляет,
но сам бесформен. Он – мировое чудовище,
сущность которого есть пустота и ничто. Но это такое ничто, которое
стало мировым чудовищем, это – бесконечность
и нуль одновременно. Все эти элементы слиты в одно нераздельное целое…»
(А.Ф. Лосев).
Итак, предвечный хаос
– изначала и в основе всего в бытии. Хаос является основанием
жизни, но и источником смерти, – под покровом гармонии и жизни бушуют
хаос и смерть. Созидающее начало – дух, без духа хаос – ничто, но дух
творит в глубине хаоса и из хаоса. Поэтому
хаос есть начало всепорождающее и одновременно всеуничтожающее.
Из хаоса всё происходит, силой его стихий всё раскрывается и развёртывается,
но в него распадается материя развоплощающихся форм. Хаос поглощает
всё оставляемое духом, и в нём вновь нивелируется все качественно
определённое. Хаос есть бездна, в которую обрушивается и в которой
распадается материальная форма всего, что покидается духовной
субстанцией, и превращается в нём в некоторого рода сплошную неразличимость.
Хаос в материи – это разъятость всех элементов и смешение всех качеств.
Тенденцией хаоса в физическом плане является энтропия.
Бытие есть
динамика подъёма духа из хаоса, преображение хаоса, вектор же небытия направлен к возвращению
всего в хаос, а хаоса – в ни-что, не-сущее, не существующее. Если предвечный,
изначальный хаос – это ничто, из которого рождается мир, то в самом
космосе хаос являет собой небытие – силу сопротивления преображающему
импульсу. Это бездна небытия,
над которой повисает мир, и над которой удерживает его только напряжение
творческого начала.
Материя – это скованный,
укрощённый хаос. Активный же хаос в нашей жизни несёт разрушение и
смерть, он и есть воплощённая смерть. Всё безобразное и безобразное,
внесмысленное, тёмное вызывает в нас содрогание, как прикосновение
леденящего хаоса. «С остатками
хаоса на земле связан ужас, страх, порождаемый тьмой, ночью, бесформенностью,
отсутствием надежных границ между человеком и царством хаоса»
(В.Н. Топоров).
«И бездна
нам обнажена
С своими
страхами и мглами,
И нет преград
меж ней и нами –
Вот отчего нам ночь страшна»
(Ф.И. Тютчев)