С момента самополагания
Первочеловека перед Древом Познания все человеческие души соучаствуют
Богу в миротворении. Мироздание созидается Богом совместно с человеком,
для которого творение становится самосозиданием. Не только социум,
но и космос, и природа являются следами и этапами воплощения человеческих
душ, и потому в человеке (человек –
микрокосм) отражается путь космического
воплощения, все его этапы. Во всякое мгновение космической истории
каждая душа в той или иной форме принимает участие в Божественном
творении.
Воплощение есть вхождение вечного индивидуального
духа в мирскую временность, принятие небесной душой земной плоти. Собственно человек и есть вечная душа,
воплощённая в соответствующей её сущности плотской форме – человеческом
теле. Процесс воплощения растянут во времени с разной степенью интенсивности
и глубины. Душа поэтапно нисходит с небес на землю и постепенно созидает
свои плотские ризы. Соответственно степени погружения духа в плоть
можно выделить разные ступени воплощения, которые схожи в воплощении
индивидуального духа – в судьбе человека, и в воплощении человечества
в целом – в его истории.
С начала мироздания
каждая личная душа присутствует в мире в разнообразных формах
взаимодействия с плотью, которые являются подготовительными этапами.
Перед рождением в мир в собственно человеческом облике душа стягивает
пройденные ею пути в семенную потенцию,
которая прорастает в зачатии. В момент соединения первых клеток будущего
тела зачинается формирование полного и
адекватного человеческого
существа.
Физический акт зачатия
является следствием соединения духовного творческого усилия с
плотскими стихиями. В нём индивидуальная воля, в которой душа совместно
и с помощью родственных душ готовит себе место и форму вхождения в
мир, сталкивается со случайностью и дурной необходимостью, фатумом и
роком плотского бытия. От преодоления одного другим и зависит – родится
ли в мир человек и насколько соответственно собственному назначению.
Таким образом, и рождение, рост человеческого существа,
и развитие культуры, цивилизации – по сути есть процесс вхождения в мир человеческого духа, результат
погружения вечных душ в плоть. Последовательность и упорядоченность
процесса воплощения определяется взаимодействием
свободы духа и космических стихий. По мере воплощения, с одной стороны,
возрастает объём принятой плоти,
с другой же – повышается степень
одухотворения плоти.
В младенчестве душа
начинает отстраивать собственное тело и овладевать им. В детстве
душа адаптируется – приспосабливается к плотскому существованию
и ориентируется во внешнем мире. В отрочестве и юности освоение
душой мировой материи выражается в росте и дифференциации функций
телесного организма, в расширении связей с предметным космосом.
Углубление воплощения сопровождается ростом самосознания: осознанием
возможностей и границ воплощённого существования. В человеке
пробуждается чувство ответственности за принятую космическую
плоть.
Зрелость – это
степень воплощённости, в которой плоть наиболее гармонизирована, а духовное
начало наиболее выражено, что проявляется в обширности, глубине
и ясности разнообразных душевных качеств. Это период наивысшего самосознания,
в котором раскрывается глубина собственного «Я», его сущность и назначение.
Самоосознание проявляется в жизненной позиции, в образе действия,
в творческом акте…
В высшей степени воплощённости
в мире присутствует наибольшая «часть» души, предназначенная к воплощению.
Но вечный центр души остаётся
на небе. Душа одновременно и в мире сем, и не от мира сего, человек –
житель небес, но пришелец в миру. Земная и небесная части души соединены
духовной связью, которая сознаётся только в моменты самоуглубления.
Зрелый человек сполна является жителем земли, но ему наиболее открываются
и небесные его истоки. Плоть становится домом души, вместе с тем проясняется
духовная связь с небесной родиной. Это и выражается в том, что сознание
своего места в мире, ориентация в нём неотрывна от осознания призвания
в вечности.
Эти закономерности относятся
и к судьбе человечества. Благой итог воплощения не предопределён.
На всех этапах человек, народ и человечество в целом могут изменить
собственной миссии, и чем выше степень воплощённости духа, тем больше
искушений и тем зловещей может оказаться преступление, то есть пере-ступление
через себя, через собственное богочеловеческое достоинство. В
реальной же судьбе подъёмы чередуются с падениями и победы с поражениями,
прояснённость души и сознания сменяются их замутнённостью. Души личные
и соборные входят в мир как бы пульсируя, наступая на хаос по доброй
воле, или отступая, отпадая от миссии воплощения из-за непреодолимого
сопротивления хаоса или по злому произволу.
Мир сей есть арена преображения бытия, «линия
фронта» борьбы добра как исполнения Божественного замысла и зла
как сопротивления воле Творца.
В этой жизни всё происходит, решается, исполняется, но итоги её накапливаются
в вечности: «Истинно говорю вам:
что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на
земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).
Вечность объемлет
земную временность, из вечности выходят на арену времени новые участники
мировой драмы, каждый в своё время и место, с собственным назначением.
В жизни, в пылу битвы, душа человека скована материальностью, её взор
и сознание замкнуты мирским измерением. При выходе в вечность по окончании
плотской жизни, обогащённая опытом земного пути, душа воссоединяется
со своей вечной сердцевиной, где вновь открывается зрение вечности.
Из ограниченного своей ролью участника земных событий душа превращается
во всевидящего и всепонимающего зрителя, когда все времена и пространства
этого мира и всё происходящее в нём открыты взору вечности, но душа
не может принять воплощённого участия в земных событиях.
Таким образом, на каждый
наш поступок взирают все жившие и все будущие поколения, каждое наше
движение не остаётся незамеченным. В этом сопричастность, соборность
всех людей, и в этом же их взаимная ответственность. Из вечности земную
жизнь наблюдают не равнодушные зрители, а глубоко заинтересованные
участники, ибо от происходящего здесь
и теперь зависит итог жизни прошлых поколений, и условия будущих
воплощений. Все люди связаны со
всеми взаимной ответственностью, так как сердцевиной души соединены
в общем лоне Софии как Душе мира. Все души родственны и известны
друг другу в вечности. Здесь же задача в том, чтобы вспомнить, опознать
и воплотить в земной жизни общечеловеческую родственность.
В наше время человечество
вступило в эпоху физической зрелости,
что само по себе не гарантирует зрелости духовной. Создание адекватного
телесного облика и овладение материей сопровождается духовной
недоразвитостью воплощённой души, не полным осознанием совершённого
и свершившегося в мировой плоти. Тяжкий груз прошлого не позволил
подготовиться к собственной зрелости. Цивилизация как никогда
развита, но плоды её оказываются губительными. Человек более чем
когда-либо становится фактически ответственным за состояние природы,
космоса, но современные поколения беспечны и безответственны, отчуждены
от духовных основ и творческого призвания цивилизации.
Наступившая и несостоявшаяся
зрелость может обернуться старческим инфантилизмом и сопутствующим
маразмом – упадком, разложением. Выход из кризиса – в осознании человеком
собственного богоподобного достоинства, свободы и вселенской
ответственности. Но самоосознание невозможно без обретения вселенской
памяти. Чтобы понять, куда мы идём и
вспомнить, куда должны идти, необходимо вновь критическим взором
обозреть путь космического воплощения.
Душа человека вошла
в этот мир, низринулась до глубин хаоса и затем возвращается на небо, но теперь уже Новое Небо, неся с собой Новую Землю. Нисхождение-восхождение
в одном измерении последовательны, в другом – единовременны. Они разворачиваются
в человеческую историю, в то же время являются судьбой каждого человека.
Проживая историю, человечество обретает нечто новое, но и теряет
что-то из прошлого. Погружаясь в мир, душа всё более открывается земным
реальностям, но в ней тускнеют райские первообразы. Стремясь вернуться
на небо, мы обретаем новое духовное
видение, собираем и кристаллизуем свою душу, но, в то же время, теряем
сокровенную связь с космической плотью и природными духами.
На заре человечества
люди были в более глубоких индивидуальных отношениях с природой и больше
владели её тайнами. Цивилизованное человечество обрывает «пуповину»,
связывающую его с основаниями космоса. Современному человеку,
чтобы вспомнить начало мировой истории, как начало воплощения, необходимо
обратиться к древним мифам – кладовой
человеческой памяти, постараться взором, умудрённым историческим
опытом, проникнуть в тайну древних сказаний. Не случайно по-гречески
одним словом «мифос» обозначается
и миф, и мысль, а также сказание, предание, речь, слово, совет, указание,
вопрос, замысел, план, изречение, повествование, сказка, сюжет, фабула.