Предлагается эскиз мироустройства, основанный на христианском Благовестии, учитывающий всё вышесказанное в книге «Под сенью Креста».
Тема воплощения
вечной души человека – это вопрос о плоти мира, о причинах и цели
метаморфоз космической материи. Научно-техническая цивилизация последних
веков занята кропотливым талмудированием отдельных фрагментов
мировой плоти. Создан огромный аппарат науки, накоплены грандиозные
знания, чуть ли не удваивающиеся каждые десять лет. Но знания как такового и понимания сути вещей становится всё меньше. Слепой энтузиазм «всезнания»,
господствующий в научной среде, удручает и вынуждает отказываться
от привычных подходов, искать ответы на вопросы о смысле, которые сейчас не принято даже ставить.
Эти поиски приводят
к убеждению, что традиция христианского богословствования и философствования
и есть забытая установка на обретение смысла. Богословие и философия
были не отвлеченной заумью, а естественной потребностью познания,
представлениями о жизненно важных началах. Концепция грехопадения,
темы Боговоплощения, троичности, софийности, крестонесения, свободы,
персонализма – не абстрактные и отвлечённые проблемы, решение которых
интересно само по себе как некая красивая задача. Это глубоко экзистенциальные
проблемы, являющиеся основой человеческого существования. Без
их решения мы не способны понять ни смысл жизни, ни смысл конкретных явлений.
Для того чтобы разобрать,
что у нас под ногами, мы должны поднять глаза к небу и, очистив взор лицезрением
высших сущностей, разглядеть земные предметы. В этой главе я предлагаю
эскиз мироустройства, открывающийся с богословско-философской
позиции, описанной в предыдущих главах книги «Под сенью Креста».
В христианском мире
ещё не создана цельная картина христианской космологии – учение о развитии
мира, вселенной. В существующих космологических представлениях сильны фрагменты
ветхозаветной и рецидивы языческой космологии. Современное же
сознание вымуштровано антихристианским гуманизмом. В подлинно
христианском «мироощущении космология становится
антропоцентричной, а антропология христоцентричной» (арх. Киприан). Чтобы
построить христианскую космологию
– в соответствии с откровением Богочеловека, необходимо прежде
обнажить пути теоантропогонии (происхождения
и внутреннего взаимодействия богочеловеческого начала) и космогонии (происхождения мироздания),
– предмирных импульсов Творческого Духа. Космология же есть отражение в предметном мире диалектики теоантропологии – Бого-человеко-воплощения.
Созидая мир Бог идёт
на творческое самораспятие и на муку рождения. Творец непосредственно
и во всей полноте Своей сущности проницает добытийный хаос (землю),
обращает его в материю Нового Творения, в плоть Нового Бытия. Вхождение-нисхождение
Бога в меонические бездны и есть Боговоплощение, которое началось
предмирно. Но это процесс богочеловеческий, в котором у человека
свой крестоносительный путь. Бог воплотился и освящает этим вхождение
в мир, призывает к воплощению и человека. Приняв Христа, как во плоти
пришедшего Бога, христианин призван принять вместе с Ним и плоть мира.
«Христианство, по существу своему, есть принципиальное
и безусловное упразднение дуализма бытия материального и духовного,
чувственного и умопостигаемого, т.к. принесённая им “добрая
весть” относится к спасению целого человека, с включением его телесного
и чувственного бытия, а чрез него и всего мира, т.е. со включением
материальной природы: “нового неба и новой земли по обетованию
Его чаем, идеже правда живет”. Эта идея духовной чувственности, обожествляемой
телесности или бого-материи, определяющая собой собственно христианскую
мудрость, была “безумием для эллинов”» (Вл.C. Соловьев).
Человек – житель небес,
но посланник Божий в миру. Человечество
– это окровавленные пальцы на
деснице Творца, погружённой в мировую плоть. Потому «не хотим совлечься, но облечься, чтобы
смертное поглощено было жизнью. На
сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа» (2 Кор. 5, 4-5).
Мы предназначены принять мировую плоть с её смертностью, но с тем, чтобы
преобразить её своим воскресением (чтобы
смертное поглощено было жизнью).
Христос Всеобъемлющий
присутствует в мире как Смыслообразующий
Логос, поддерживающий строй бытия и бытие самого человека. Христос
присутствует в мире и тем, что здесь есть человек, ибо все мы – тело
Христово, плоть и члены Его. Бог не оставляет нас никогда, ради нас Он
принимает воплощение и крестную муку. Бог проходит путь, который
призван пройти человек. Бог венчает этот путь спасительным для человека
завершением, невероятным и чудесным прорывом из лона смерти – Воскресением.
В земном пути Иисуса Христа явлен
духовный смысл космического пути человеческой души.
Творение мира, предметов,
существ, космическая эволюция – являются результатом экзистенциальной диалектики Божественного
и человеческого сотворчества. Мироздание в глубинах своих теоантропоморфично – несёт богочеловеческие
формы. Теоантропогенез (происхождение
богочеловеческого взаимодействия) кладёт начало космогенезу (происхождению космоса, вселенной). Стержнем космической эволюции является
антропогенез (происхождение, сотворение, а затем самотворчество
человека), как путь обретения первообразом человека полноты личностного
бытия. Антропология (развитие
человека) является не результатом, а движущим началом космологии (развития мироздания).
Метафизическое
познание пытается проникнуть в глубины миросозидания, встречными векторами
которого являются пути нисхождения Бога
к миру и восхождения человека к Богу.
Путь нисхождения
Творца к миру, Бога к человеку:
Теогония:
- Бог за пределами
Бога – самоопределение Бога к творению.
- Становление Бога
Богом-Творцом.
- Триипостасные
взаимоотношения Бога-Творца в миротворении.
Космогония:
- Выделение в Боге
лона рождения, формирование предвечной основы бытия.
- Противопоставление
предвечного хаоса (библейская земля)
и
- Мира духовных
первообразов (библейское небо).
Антропогония:
- Рождение человека
в Боге, предвечная богочеловечность.
- Творение
первообраза человека (Адам, Ева).
- Происходящее в раю
до акта «грехопадения».
Путь восхождения
человека и мира к Богу:
Космология:
- Внедрение душ в
хаос и становление космоса из хаоса.
- Хаос – материя –
плоть – тело.
- Строение космоса,
природная законосообразность.
Антропология:
- Выделение
человекоподобного существа.
- Обретение человеком
собственной плоти – человеческого тела.
- Кристаллизация
личностного начала в человеке.
Теология:
- В природе –
восстание человеческого духа из мрака хаоса и воплощение.
- В истории – очищение человеческого
духа, персонализация и устремление личности к своему божественному источнику.
- Богопознание как форма
самосознания разумного человеческого существа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий